
Экспозиция знакомит посетителей с материально-культурным наследием кочевой жизни казахского народа – изделиями из кожи. Из коллекции музея представлено более сорока редких экспонатов: посуда, пояса, конское снаряжение, музыкальные инструменты, обувь.
Здесь можно увидеть не просто высокий художественный уровень кожевенного искусства мастеров. Налицо преемственность народных традиций и технологий кочевников в современном декоративно-прикладном искусстве.
Кожевенное ремесло составляло важную часть жизни казахов. Обработка и выделка сырья животного происхождения были традиционным занятием кочевого населения, которое передавалось из поколения в поколение. Из искусно обработанной кожи животных шили одежду, обувь, головные уборы, а также мастерили детали конского снаряжения, изделия для домашнего интерьера, посуду и всевозможные чехлы для разных предметов.
– До наших дней дошли редкие экземпляры изделий из кожи местных мастеров-кочевников. Сегодня в фондах музея более 60 образцов из кожи. Их исследование позволило выявить, что до революции в Кокшетау, как и во многих регионах Казахстана, были мастера, которые специализировались на обработке шкур крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Среди них было немало скорняков, шорников и кожевенников, и лучшие образцы их продукции сегодня являют собой настоящее художественное великолепие, – говорит младший научный сотрудник отдела этнографии Гульден Аккушарова.
К примеру, в экспозиции представлен көнек – цилиндрической формы сосуд со сливом в форме чайника для дойки кобылиц. Делали его из верблюжьей кожи, шкур крупного рогатого скота, лошади. Кожа, из которой изготавливали көнек, при дойке не издает сильного шума.
У экспоната есть своя легенда, связанная с именем известного акына-импровизатора Укили Ыбырая. В музей его передала жительница области Кульпаш Ахметова. Көнек принадлежал ее свекрови Магрипе Жакиш, которую в 13 лет выдали замуж за богатого бая Кусаина Кекешева – владельца многочисленных косяков лошадей и другого скота. В 1932 году все имущество и скот бая конфисковали, а его самого сослали в Сибирь, где он и умер. С Кекешевым подверглись ссылке четверо аксакалов, среди которых был и любимец народа – несравненный певец Укили Ыбырай Сандыбаев, уроженец этого аула...
В коллекции имеются мужские кожаные пояса, датируемые концом XIX – началом XX века. Пояс для мужчин являлся оберегом и олицетворением жизненной силы, он не только служил для закрепления одежды, но и указывал на социальное положение владельца. По поясу узнавали, какого он возраста, рода, из какой местности приехал, чем занимается. Пояса расценивались как самая дорогая и значимая часть туалета, их передавали из поколения в поколение как семейную реликвию.
К слову, мужские боевые и охотничьи пояса сегодня довольно успешно производят и профессиональные художники. Они также изготавливают предметы традиционного быта: седла, посуду, кожаные чехлы для сундуков, современные аксессуары: шкатулки, ювелирные украшения и так далее.
На выставке запоминаются работы Рустама Яковлева, художника по металлу и коже, члена Ассоциации мастеров народного декоративно-прикладного творчества при Ассамблее народа Казахстана Акмолинской области. Рустам Михайлович сочетает традиционные художественные способы обработки материалов с современными технологиями. Автор любит экспериментировать, совершенствует и разрабатывает дизайн-проекты объектов промышленного направления, соединяя народные традиции с современными модными тенденциями, передавая свое мастерство учащимся. Произведения Рустама Яковлева украшают действующие экспозиции музеев Кокшетау и Актобе.
Также представлены творческие работы студентов КГУ им. Ш. Уалиханова, преподавателей и учащихся городской Детской художественной школы.