
В детстве многие грезят мужественными профессиями, мечтают бороздить небо и побывать в космическом пространстве. Однако не у всех детские мечты воплощаются в реальность. Алибека Оршабекова на борт вертолета в первый раз взял его зять Дуйсенкул Абдумурзаев, командовавший в то время частью, где он сегодня служит. Офицер, показавший Алибеку вертолет, сегодня на пенсии. А у паренька, будущего офицера, тогда появилось желание летать.
Он выпускник Сызранского военного авиационного института, куда поступил в 1999 году, а окончил в 2004 году, освоив специальность пилота-инженера. Пять лет и два месяца казарменной жизни, к тому же профессия сложная и не для всех досягаемая. Помогало влечение к небесам, Алибек ни разу не усомнился в правильности выбора профессии.
Вертолетчики – особая когорта. Это он понял еще курсантом. Сложно было поступить в институт, из 132 ребят-казахстанцев через жесткое сито отбора прошло лишь десять. Еще труднее было учиться, профессорско-преподавательский и летно-инструкторский состав там высококвалифицированный и требовательный. Опытные мастера, прошедшие Афганистан и Чечню, давали будущим летчикам необходимые теоретические знания по аэродинамике, конструкции вертолета, вертолетовождению, радиоэлектронному оборудованию, тактике и помогали приобрести практические навыки управления вертолетом в разных условиях полета.
Служба у Алибека Оршабекова началась в Астане, в в/ч 19132 – летал летчиком-штурманом, потом штурманом звена, теперь капитан командует экипажем вертолета. Подразделения войсковой части, в которой служит Алибек, занимаются перевозкой командного состава, решают десантно-транспортные задачи.
За время своей службы в армии Алибек не раз принимал участие в военных парадах. Но этот год особенный, он будет командовать экипажем Ми-17. В редакцию командир вертолета приехал прямо с генеральной репетиции, усталый, но воодушевленный.
– Машина всепогодная, – тепло отзывается капитан о военно-транспортном вертолете пятого поколения. – Может перевозить до четырех тонн груза или 35 десантников.
Как известно, в смотре войск примет участие более семи десятков единиц авиатехники – армейская, военно-транспортная авиация. А Су-27, готовясь к полетам в День защитника Отечества, вновь порадовали жителей столицы фигурами высшего пилотажа. И не один мальчуган на улицах города, задрав голову вверх, любовался роспуском «Байтерек», выполненным тяжелыми боевыми машинами.
Увидим мы в небе Астаны новые вертолеты Eurocopter EC145 отечественной сборки и военно-транспортный самолет ЕС-295, которым в будущем будет оснащаться наша авиация. А вертолеты Ми-17 пронесут над колоннами государственный флаг Казахстана.
Мы уже говорили, что герой нашего повествования стал военным не случайно. В многодетной семье, где выросло четыре брата и семь сестер, половина идет воинской стезей.
Дед Камардин Сихимов командовал в Забайкалье мотострелковым полком. Молодость брата Ануарбека прошла в гарнизонах Отара и Актюбинска, сегодня майор Оршабеков служит в департаменте военного образования Министерства обороны. Военной профессии посвятили свои жизни сестры Злиха и Сымбат, а также их мужья.
Алибек успел окончить Академию вооруженных сил Китая в Пекине, сегодня он хоть и молодой, но перспективный летчик. И уже передает свой опыт другим – старшему лейтенанту Максату Едигееву, лейтенанту Асхату Сеилову.
Но и сам не перестает учиться. Он мечтает достичь мастерства летчика-снайпера, командира части полковника Вадима Голубятникова. А это значит – летать в сложных метеоусловиях, при установленном минимуме погоды. В любой момент суметь подняться в воздух и посадить «вертушку».
– Летать люблю, – признается капитан.
А помогают ему в жизни два его крыла – супруга Динара, по профессии стюардесса, и шестилетняя дочка Алуа.
Дулат МОЛДАБАЕВ