– Год Лошади, после того как удалось воплотить в жизнь эту серьезную и важную идею, я встречаю как Год Кулагера – легендарного тулпара Великой степи. Кулагер был любимым скакуном казахского акына А?ан Сері Корамсаулы, который навеки запечатлел его в своем рассказе. Такой тулпар рождается раз в тысячу лет. Мчащийся во весь опор Кулагер, воплощенный в бронзе скульптором Султаном Иляевым, символизирует нашу Родину – Казахстан, который в своем развитии тоже набирает обороты.
С этих его слов и началась наша беседа с Садыбеком Тугелом, когда я его поздравил с наступающим Годом Лошади, то бишь с Годом Кулагера. Опытный журналист сразу уловил, что речь пойдет именно об этих животных.
– Садыбек Тугелович, откуда такая любовь к лошадям?
– Это, дорогой мой, с детства. Отец мой, Тугел Кумаров, был бригадиром табунщиков, активным подвижником коневодства и национальных видов спорта. Я благодарен судьбе за это, всегда стараюсь быть на коне и в прямом и в переносном смысле. Конь – это символ традиций номадов, символизирующий кочевничество, странствия, познание природы, трудолюбие, поддержку и взаимопомощь, силу духа и тела. «Сынок, – советовал мне отец в свое время, – если ввязался в схватку, то думай только о победе. Всегда, как бы ни складывались обстоятельства, надейся только на хорошее, трудись в поте лица своего, и победа найдет тебя!» Эти слова стали моим жизненным кредо.
– Но почему тогда лошадь не стала для казахов священным животным, как, например, корова – в Индии или коза – в Венгрии?
– Мне уже задавали такой вопрос иностранцы. Так вот, лошадь издавна была для кочевника всем: верным другом, средством передвижения, на них тюрки защищали землю от нашествий, стерегли и пасли скот, сватали невест и участвовали в состязаниях. В то же время все это время лошадь спасала кочевника от голода и жажды. К примеру, у арабов такую же роль играет верблюд, но он же не стал у них священным животным. Так и у нас. Если речь идет о согыме или просто о конине, то у нас, как правило, употребляют в пищу мясо специально откормленных для этих целей лошадей. Чистокровных скакунов вроде казаната хороший хозяин будет всегда беречь. Это примерно как в Туркменистане, где ахалтекинец считается особо почитаемым животным, но не священным.
– Одной из ваших главных привязанностей являются национальные виды спорта, связанные с участием лошадей. Как сегодня обстоит дело в этом направлении?
– «Нелегко изживается то, что создавалось веками, – писал Сабит Муканов, один из лучших знатоков жизни казахского народа. – Быт народа всегда связан с национальными чувствами, основу которых составляет привязанность к духовным ценностям, к родной земле».
Сегодня мы можем гордиться тем, что национальный конный спорт возрождается. Он является одним из лучших способов привития подрастающему поколению любви к своей нации, почтения к батырам прошлого, которые совершали свои подвиги будучи на коне, и уважения к мудрости народа. Успешному развитию национальных видов конного спорта в немалой степени помогает поддержка со стороны руководства страны и лично Президента Нурсултана Назарбаева, который является ярым поклонником здорового образа жизни. Он увлекается многими видами спорта, но к конному у него особое отношение. Президент знает толк в лошадях и сам является прекрасным наездником. Поддерживая Федерацию национальных видов конного спорта, он бывает на конноспортивных праздниках и искренне радуется мастерству ловких джигитов.
– А какие виды национальных конных видов спорта получили развитие в нашей республике?
– Сегодня у нас зарегистрированы 15 видов. Это аламан-байга, топ байга, кунан байга, жорга жарыс, кокпар, аударыспак, кыз куу, тенге алу, тай жарыс, донен жарыс, кыз жарыс, жамбы ату, ат омырау-ластыру, ер жигит ойындары (джигитовка) и кусбегылык (искусство соколиной охоты).
Уже есть успехи на международной арене. Сборная Казахстана по кокпару стала в нынешнем году чемпионом Азии. В уходящем году в честь 15-летия основания столицы был проведен первый чемпионат Евразии на Кубок мира по национальным видам спорта, а в 2016 году в Астане состоится и первый чемпионат мира, который будет посвящен 25-летию Независимости Казахстана. Некоторыми из этих видов спорта, особенно кокпаром, заинтересовались в Америке и Европе. Кокпар по праву может стать и национальным брендом нашей республики.
– Давайте вернемся к Кулагеру. Почему драматическая судьба этого тулпара до сих пор будоражит наши сердца, а его образ является общенациональной гордостью?
– Действительно, образ Кулагера в казахском народном эпосе является хрестоматийным, а одноименное поэтическое произведение акына А?ан Сері считается классикой жанра. В нем акын рассказал о своем тулпаре, который никогда не проигрывал соревнования по байге. В конце концов некий завистливый бай организовал убийство непобедимого скакуна во время престижной байги, чтобы на состязаниях первой пришла его лошадь. Песня о трагической судьбе Кулагера получилась столь печальной и искренней, что казахи передают ее из уст в уста вот уже более 100 лет. Сегодня бронзовый Кулагер находится там, где когда-то жил его хозяин, – недалеко от столицы – в Шортандинском районе Акмолинской области.
– Что пожелаете нашим читателям в канун Года Кулагера?
– Любить лошадей не только в этот год, а всегда. Разве можно оставаться равнодушными, глядя на эти удивительные создания природы? Непосредственное общение с лошадьми дарит ни с чем не сравнимую радость. Уж вы мне поверьте. Это животное способно хранить верность своему хозяину на протяжении всей своей жизни, что, к сожалению, не всегда свойственно самому человеку. Возможно, Аллах создал этих верных друзей для человека с целью проверить нас на преданность и верность. У каждого из нас должен быть свой Кулагер – символ грации и красоты, преданности и дружбы, надежности и патриотизма… Пусть Год Кулагера принесет всем казахстанцам удачу и исполнение самых заветных желаний! Будьте всегда на коне!
Максут ИРЖАНОВ