– Ахмет Сейдарахманович, по чьей-то злой воле два народа Кавказа были буквально сорваны с родных мест.
– Так случилось, что чеченцы и ингуши в 1944 году были лишь промежуточным звеном целой цепи переселений, потому что и до вайнахов в Казахстан были депортированы в 1937 году корейцы, в 1942 году – немцы, поляки, украинцы. После депортации вайнахов в феврале 1944 года были депортированы карачаевцы, балкарцы, курды.
В Казахстане 17 депортированных народностей, их число составляет 1,5 миллиона, из них полмиллиона – вайнахов. Это был бесчеловечный акт, результат человеконенавистнической политики, которую реализовывало руководство Советского Союза того периода. За века жизни на одной территории люди накопили свою историю, культуру, ценности. Сорвав в одночасье людей из их домов, народ сначала лишили родной земли, потом попытались лишить исторической памяти.
– Расскажите, как вайнахи сумели адаптироваться после непростого процесса депортации, как их приняли на казахской земле?
– Когда человека отрывают от родной земли, он лишается возможности сопротивляться. Может быть, для этого в свое время тоталитарный режим и принял решение переселять некоторые народы со своей Родины. Земля – это не просто территория. Для вайнахов и вообще для любого человека понятие «земля отцов» имеет большой глубинный смысл, является источником вдохновения, сподвигает на будущие победы. Поэтому для вайнахов насильственный отрыв от земли отцов был сродни смерти.
После сложнейшего переезда в товарных поездах, в нечеловеческих условиях, потеряв по дороге родных и близких, умерших от болезней и тягот, люди тем не менее не теряли высоты духа, способности заботиться друг о друге, проявляли великое терпение, не впали в варварство. Ведь когда по дороге умирал человек, у его родных не было возможности как подобает предать земле покойного – усопших в буквальном смысле просто выкидывали на ходу из вагонов. Были случаи, когда переселенцы прятали тела умерших, чтобы довести до места назначения и похоронить, как велят традиции. Не так давно мы нашли могилу одного старика-чеченца, похороненного в Жамбылской области. Неделю с лишним его семья прятала труп и, как только их высадили, первое, что они сделали на казахской земле, – это похоронили своего деда. Родственники этого человека сегодня живут на Кавказе, но они знают, где похоронен их отец и дед.
Когда вайнахи добрались до казахской степи, они встретили необыкновенное участие. Сработал менталитет тысячелетней истории Степи – помочь нуждающемуся.
Мне 63 года, и буквально всю свою жизнь я слышу слова благодарности тех, кто выжил здесь, не умер от голода, холода, болезней, потому что их принял и пригрел народ Казахстана. Люди, у которых не было ничего, были обречены, но ощутили здесь сочувствие и милосердие, и это помогло выжить. С нами делились последним куском хлеба, делили с нами свои жилища, одежду, давали тепло. Старики благодарили судьбу за то, что их выслали именно в Казахстан, землю, которая имеет великие традиции участия в чужой беде.
– Ахмет Сейдарахманович, могли ли переселенцы свободно перемещаться?
– Нет, депортированные не имели права перемещаться из одного населенного пункта в другой, тем более что у них не было документов, все находились под контролем спецкомендатур. Они были спецпереселенцами, а потому ограниченными в правах. В 1949 году в Казахстане состоялась перепись, и оказалось, что почти половина вайнахов умерло за первые 5 лет после переселения. Люди погибали от голода, болезней, суровых зим, а кто-то, особенно старики, – от тоски по родине. Но симптоматично и то, что после этих трудных лет наш народ стал возрождаться, стали рождаться дети.
– А дети могли посещать школы?
– Да, они определялись в местные школы. Детей ставили на учет в спецкомендатуре, и каждый школьник был направлен в учебное заведение. Более того, если вдруг школьник не приходил на занятия, учитель обязан был узнать причину его отсутствия. Очень много чеченцев и ингушей в сельских районах обучались на казахском языке, как, например, мои дяди. Они хорошо учились, узнали казахскую литературу, историю. Когда уехали на Кавказ, просили оставшихся здесь родственников пересылать периодику на казахском языке, книги казахских авторов.
– Когда был снят режим спецкомендатур, обрели ли ваши соотечественники право получать гражданство, имели ли они право голоса?
– В 1948 или 1949 году были выборы в Верховный Совет, и тогда встал вопрос о гражданстве, наделении избирательным правом. В тот момент эти права были получены, но ограничение на перемещение все еще действовало. В марте 1953 года умер Сталин. Мы хорошо помним все события того времени, XX съезд КПСС, период оттепели. 9 января 1957 года постановлением Президиума Верховного Совета СССР было принято решение восстановить Чечено-Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе Российской Федерации. С этого времени вайнахам разрешили вернуться на Кавказ.
Можно представить себе радость тех, кто мечтал вернуться на землю своих предков, к родному очагу. Но и тут начались трудности, потому что возвращаться вайнахам было некуда – в их домах уже жили другие люди, другие семьи. Возвращение было очень сложным. Репатриация, конечно, не депортация, но это не менее тяжелый процесс. Поэтому многие остались в Казахстане. Часть вайнахов вернулась обратно в Казахстан.
– С тех пор прошли десятилетия, вайнахи успешно интегрировались, вносят свой вклад в экономическую, политическую и культурную жизнь страны. Вы возглавляете Республиканскую ассоциацию вайнахов. Расскажите о деятельности организации.
– Наша организация была создана в период обретения Казахстаном суверенитета. Распался Советский Союз, и людям стало очень сложно ориентироваться в новых условиях, остро встал вопрос самоидентификации: кто мы, где мы, с кем мы? В эти годы на Кавказе начались военные действия, поэтому ответ-вопрос «где мы» у нас был четкий. Мы должны в Казахстане жить вместе со всеми, понимая, что дальнейшая наша судьба будет связана с этой землей. Я уже говорил о том, что для человека важно знать, где покоятся его предки. Мы получили письмо из Чечни от старика, который через 70 лет после возвращения на Кавказ вспоминает тех, кто похоронен здесь, в Казахстане. Он мечтает приехать сюда, чтобы почитать молитвы на могилах своих предков. В казахской земле упокоено целое поколение чеченцев и ингушей. Это земля, где появились на свет новые поколения вайнахов. Это не просто земля, это для нас святое место. Это делает нас очень чувствительными к тому, что происходит сегодня в Казахстане.
– С той суровой зимы прошло 70 лет...
– Вайнахи эту дату никогда не забывают, каждый год ее отмечают, это уже традиция. Важно, что ученые, историки, этнографы не прекращают своих поисков и научных изысканий на тему депортации, находят новые факты. До сих пор не закончена Белая книга жертв депортаций.
На Кавказе очень трепетно хранят память о времени, проведенном в Казахстане. Эта память находит отражение в разных формах. Так, один из лицеев в Грозном носит имя Первого Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева. В Ингушетии именем Динмухамеда Ахмедовича Кунаева названа улица в городе Назрань.
Знаете, на Кавказе много казахского. Казахскими именами называют детей. Так сложилась судьба, что мы стали жертвами злой воли тоталитарного режима, и вместе с тем мы обрели счастье познать душу казахов, способных понимать и чувствовать другие народы, сопереживать. Поэтому логично, что на заре независимости решением Главы государства был создан такой уникальный институт, как Ассамблея народа Казахстана, которая стала авторитетной и узнаваемой организацией не только в Казахстане, но и далеко за его пределами.
Наша страна ведет последовательную внутреннюю политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех национальностей, представляющих единый народ Казахстана – народ, который активно строит современное и конкурентоспособное государство. И мне отрадно, что и вайнахи вносят свой вклад в процветание нашей Родины.
Роза РАХМЕТУЛЛИНА