Почем эксклюзив, господа?
Сделано с душой, связано своими руками, сшито, нарисовано, вылеплено от всего сердца. Эксклюзивные вещи, не штампованные на фабрике, а то, во что человек вложил искру творчества, во всем мире ценятся очень высоко. Например, в Европе и США вещи ручной работы стоят больших денег. На Западе рынок хендмейда – мощная отрасль, растущая и в онлайн-, и в офлайн-форматах. Поиск в Интернете выдает в первых строчках множество статей о том, как заработать большие деньги, продавая свои изделия в дальнее зарубежье.
Одна из наиболее часто упоминаемых – торговая площадка Etsy. Это международная платформа для мастеров со всего мира, которая сегодня конкурирует с такими гигантами, как eBay и Amazon. Авторы публикаций честно предупреждают: конкуренция на этой платформе очень высокая, за покупателя придется сражаться. Новичкам будет очень трудно протиснуться сквозь плотные ряды старожилов платформы, представляющих широкий ассортимент, удобную доставку и имеющих хорошую репутацию.
Есть несколько менее популярных, но более подходящих для начинающих платформ – Zibbet, Storenvy, A.C. Moore Marketplace, Stitch, относительно новая немецкая DaWanda и другие. Каждый год появляются и исчезают новые интернет-магазины товаров хендмейд, этот рынок в западных странах живой и динамичный. Для казахстанских мастеров также может быть удобен российский сервис «Ярмарка мастеров»
livemaster.ru. Здесь не такая жесткая конкуренция и более привычные платежные системы.
Если говорить о Казахстане, то поиск платформ для реализации своих творений дает жиденький список. А открывающиеся сайты или очевидно сделаны «на коленке», неудобны и беспорядочны, или вообще заставляют антивирусные программы заходиться криком от обилия ссылок на вирусную рекламу и небезопасные ресурсы.
Как отдушина – казахстанский стартап TrandyGo. На сайте довольно легко ориентироваться, можно выбрать товары по категориям и при необходимости связаться с командой сайта. Но эта платформа – пока исключение из правил. А в целом казахстанский рынок хендмейд в сравнении с западным делает только первые шаги, и на пути еще множество препятствий.
Один из тормозящих факторов – это цены. Например, на американском Etsy простое хлопчатобумажное платье, напоминающее домашний халат на завязке сбоку, продается за 93 доллара и несколько центов, то есть за 40 с лишним тысяч тенге. На казахстанском рынке такое платье домашнего пошива можно продать в лучшем случае в четыре раза дешевле. А скорее, уж тысяч за пять максимум, при этом выслушав множество претензий о том, что оно слишком простое, цвет не тот, сидит не так, и вообще, за такие деньги мы бы лучше в секонд-хенде пять таких платьев купили.
Персонализированный блокнот с самодельным переплетом и именем владельца, написанным на обложке красивым шрифтом, на западных сайтах продается за сумму от 20 до 50 долларов (от 8,6 до 21,5 тыс. тенге). Причем за 20 долларов дизайн простенький, сделанный при помощи пары трафаретов и штампов. У нас нужно очень постараться с оформлением, чтобы продать такую тетрадку с разрисованной обложкой хотя бы за 5 тыс. тенге, а украшение золотым тиснением или авторским орнаментом может оказаться вообще себе в убыток, дорогие материалы просто не окупятся. Такая же картина с вязаными изделиями, подарками на праздники и свадьбы.
Чуть лучше дела обстоят с изделиями в национальном стиле – деревянной посудой, мебелью, сувенирами и украшениями для интерьера. Их часто заказывают в качестве подарков на юбилеи и другие праздники. А вот портреты на заказ, статуэтки, шкатулки и украшения на стену из шнурочков и перышек вообще «нашему человеку» непонятны, их приобретают лишь немногочисленные увлеченные коллекционеры.
Это не просто – взять и нарисовать
Пока казахстанские хендмейд-платформы и торговые сети еще созревают, мастера существуют сами по себе. Находят рынки сбыта, работают на заказ и продвигают свои творения через друзей и знакомых.
Стереотип о том, что все художники обречены на нищенское существование, успешно опровергает Марина Андранюк (Marilu Lis). Сегодня у нее своя студия, где проходят мастер-классы по различным техникам, от акварели до потали (картин с использованием тонкой золотой фольги), а еще она – известный в городе мастер по росписи стен.
Марина с детства любила рисовать, с отличием окончила художественную школу, потом – университет с красным дипломом дизайнера.
– Я благодарна своим преподавателям за то, чему они меня научили, – рассказала художница. – А дальше я продолжила развиваться самостоятельно. Когда вышла в декретный отпуск, открыла ИП и занималась дизайном интерьера, в свободное время писала картины. Мне не хватало творчества в интерьерах, а постоянные разъезды по городу в поисках плитки и унитазов, частые споры со строителями просто выматывали. Тогда я, можно сказать, по знакомству получила предложение делать роспись стен, и это оказалось то, что мне нужно. Пришел, нарисовал, получил удовольствие, и тебе за это еще и заплатили. Первое время хотелось спросить: «А что, так можно было?»
Конечно, как и многие художники, она не избежала давления общественного мнения, которое требует от каждого сознательного гражданина найти себе «нормальную» работу с окладом, согласно штатному расписанию. Она попробовала трудиться в офисе за зарплату, но больше года продержаться там не смогла. Тогда и созрело решение зарабатывать любимым делом – рисованием. Нельзя сказать, что все сразу легко и просто получилось.
Об отношении к творчеству в нашей стране художница говорит с долей грусти. Были беседы с родственниками на тему: «Ну и кому нужны твои картины? Кто их купит? За эти деньги люди пойдут и лучше купят себе палку колбасы». Были заказчики, которые искренне не понимали, за что вообще тут платить, это же просто – взять и нарисовать.
– Но однажды я закончила партию небольших картин и отвезла их в багетную мастерскую, которая находилась тогда в Музее современного искусства. Когда я пришла их забирать, меня попросили немного подождать и кого-то позвали. Оказалось, одной из сотрудниц музея понравилась моя картина, и она купила ее! Тогда я поняла, что есть разные люди. Для кого-то деньги равны еде, а для кого-то деньги равны красоте. Это – разные целевые аудитории, нужно просто найти свою, – считает художница.
По ее мнению, в Казахстане творческому человеку вполне возможно обеспечить себе заработок. С одной стороны, рынок для художников не развит, многое приходится делать самостоятельно, с другой стороны – нет агрессивной конкуренции. А еще можно не ограничиваться только одной страной и через Интернет продавать свои произведения по всему миру.
– За границу продавать картины, конечно, выгоднее, там уже сформирован рынок произведений искусства, есть ценители, – отметила Марина. – У нас в обществе пока нет понимания ценности картин. При этом деньги у казахстанцев на приобретение произведений искусства есть. Рекорд цены за мою картину – 1 000 долларов, и за такую сумму ее приобрели здесь, в Нур-Султане, в обычной кофейне.
Связанные одной идеей
В серьезный бизнес превратила свое хобби – вязание – Рахима Мукушева. Сегодня она руководит социальной мастерской Bergen.qz, является организатором авторского республиканского фестиваля вязания, ведет социальный проект «Геометрия добра» и новогодний – «Экоелка в стиле курак-корпе».
– У меня есть диплом экономиста, я окончила Аграрный университет (сейчас Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина), но, к сожалению, ни одного дня не проработала по специальности, – рассказала Рахима Мукушева. – К вязанию пришла, когда с тремя детьми меня просто никуда не брали работать. Тогда и решила: чем тратить свои силы и время на чужой бизнес, лучше начать свой, идти к мечте, помогая другим. Так постепенно появился проект Bergen.qz – пока единственная в Казахстане социальная мастерская, объединяющая производство вязаных изделий на заказ, обучение и реализацию готовой продукции.
По словам мастерицы, главная цель проекта – помочь реализовать себя тем, кто по разным причинам не может себе позволить обычную работу. Это и люди с инвалидностью, и пожилые, и представители социально защищаемых категорий. Сначала будущая бизнес-леди вязала сама, потом организовала школу, обучала и помогала мастерицам найти заказы. Среди учеников были и люди, находившиеся в трудной жизненной ситуации, с психологическими проблемами.
– Можно сказать, что через вязание я спасла троих от суицида, а также было много тех, кто вышел из депрессивного состояния и тяжелого стресса, – поделилась Рахима Мукушева. – Сейчас я понимаю, насколько ценна роль вязания как части психотерапии.
По ее мнению, в Казахстане можно зарабатывать на изделиях ручной работы, главное – не лениться и ценить свой труд. Но если с первым пунктом все понятно, то со вторым – не так просто. Сама основательница проекта сталкивалась с непониманием с самого начала.
– Когда я делилась своей мечтой и целью, люди, как правило, крутили пальцем у виска и заявляли, что все бесполезно, ничего не получится, на рынке полно одежды из Китая, Турции, а все это вязаное никому не нужно, – вспоминает Рахима Мукушева.
Действительно, еще совсем недавно на товары казахстанского производства люди смотрели с подозрением и предпочитали фабричное-заграничное. Были случаи, когда труд вязальщиков обесценивали, мол, вы просто так сидите, вяжете, а мы почему должны вам за это платить?
– Такого вида деятельности, как создание вязаных изделий, вообще нет в официальных списках профессий. Поэтому с каждым шагом приходится в разных инстанциях доказывать не просто ценность своей продукции, а вообще свое существование как работника, как специалиста. И рынка для нас в стране пока нет, большая часть продукции расходится через так называемое «сарафанное радио», – добавила руководитель проекта.
Медленно, но казахстанский рынок хендмейда меняется. Появляются объединения ремесленников, художников, рукодельниц, создаются торговые площадки. Постепенно наше общество излечивается от патологической идеи о том, что сделанное своими руками – это хобби, которое как будто ничего не стоит, не требует труда, времени, приобретения материалов. Шаг за шагом приходит понимание, что хендмейд – это продукт творчества с уникальной идеей, которая вообще-то бесценная, а не бесплатная.