Газета получила вопрос из Астаны от любительницы японской кухни: «В некоем суши-баре мы заказали роллы. А в одном из роллов оказалась скрепка из строительного степлера. К счастью, я ее не проглотила. Но как наказать нерадивых поваров?»
– При обнаружении постороннего предмета в блюде, заказанном в организации общественного питания, рекомендуем незамедлительно сообщить о факте администратору зала либо руководству заведения. Желательно, чтобы ваши слова тут же подтвердили два свидетеля, находившиеся рядом в момент обнаружения в блюде постороннего предмета. Согласно пункту 31 Правил внутренней торговли, покупателю, которому передан товар ненадлежащего качества, предоставляется возможность потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара; замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору; отказа от исполнения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы. Из перечисленных пунктов потребитель может выбрать один.
Кроме того, специалисты ведомства указывают, что покупатель вправе обратиться в Комитет по защите прав потребителей МНЭ (либо в областной комитет по месту нахождения), направить письменное обращение по почтовому либо электронному адресу. В обращении необходимо указать фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому будет направлен ответ. Следует подробно изложить суть жалобы (время, дата, наименование блюда), а также указать сведения об организации общественного питания, в которой произошел инцидент (название, точный адрес, по возможности наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В соответствии с требованиями Закона «О порядке рассмотрения обращений юридических и физических лиц» специалистами комитета обращение будет рассмотрено, принято к исполнению. При обнаружении причин и условий, способствовавших попаданию инородного предмета в пищевой продукт, в отношении виновных лиц будут приняты меры административного воздействия. В установленные законом сроки потребителю направят письменный ответ.
Второй вопрос, очень короткий по формулировке, но емкий по смыслу, в редакцию прислала из Восточно-Казахстанской области мама годовалого мальчика: «Как проверяют детскую еду?»
– Во-первых, не следует приобретать продукты детского питания в сомнительных местах. Они должны реализовываться через раздаточные пункты, специализированные отделы продовольственных магазинов, торговых домов, лечебно-профилактические и аптечные организации. И только при обеспечении соответствующих условий хранения. Требования нормативных правовых актов к реализации детского питания утверждает уполномоченный орган в области здравоохранения.
Все продукты детского, диетического и лечебно-профилактического питания, находящиеся в обороте, должны соответствовать требованиям санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, утвержденных уполномоченным органом в области здравоохранения.
В соответствии с пунктами 1 и 5 раздела II Технического регламента «Требования к безопасности продуктов детского, диетического и лечебно-профилактического питания», утвержденного постановлением Правительства РК от 4 мая 2008 года № 411, термин «безопасность продуктов детского питания» означает отсутствие недопустимого риска во всех процессах и на стадиях разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции, связанного с причинением вреда жизни и здоровью человека и нарушением законных интересов потребителей с учетом сочетания вероятности реализации опасного фактора и степени тяжести его последствий.
Согласно разделу III Техрегламента в оборот допускаются продукты детского питания, не оказывающие при применении по назначению негативного воздействия на жизнь и здоровье человека и прошедшие государственную регистрацию (перерегистрацию), в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в области безопасности пищевой продукции.
К реализации не могут быть допущены продукты детского, диетического и лечебно-профилактического питания, не соответствующие требованиям техрегламента, а также продукты с признаками недоброкачественности и не имеющие документов, подтверждающих их безопасность.
Группа потребителей из Уральска спрашивает: «Проверяются ли продукты питания в гипермаркетах?»
– Контрольно-надзорные мероприятия в отношении гипермаркетов и иных хозяйствующих субъектов уполномоченные органы осуществляют в соответствии с требованиями статьи 6 Закона РК от 21.07.2007 г. № 301 «О безопасности пищевой продукции».
А согласно статье 13 Закона «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» от 6 января 2011 года № 377-IV проводятся проверки по особому порядку на основе степени риска: выборочные, внеплановые, иные формы контроля и надзора (отбор проб).
Покупатель из Жаркента свой вопрос сформулировал так: «Продавцы-кассиры при покупке товара часто говорят, что у них нет сдачи. Они предлагают купить еще что-нибудь или отправляют нас разменивать деньги. Законно ли это, и как быть в такой ситуации?»
– Нет, это незаконно. За нарушение ваших законных прав предусмотрена гражданско-правовая ответственность: в соответствии с частью 3 статьи 387 ГК РК не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.
Также, согласно пункту 1 статьи 28 Закона РК «О защите прав потребителей», запрещается принуждать потребителя приобретать товар (работу, услугу) ненадлежащего качества, в ненужном ему количестве и (или) ассортименте.
…Итак, специалисты Комитета по защите прав потребителей ждут ваших вопросов, а мы доведем их компетентные ответы до вашего внимания. Желаем хороших покупок!