Ержан кажы Малгажыулы, председатель Духовного управления мусульман Казахстана, Верховный муфтий
С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!
"Повелевай обычаем..."2014-й объявлен Годом религии и традиций, в стране прошли разные мероприятия, был разработан ряд проектов. Для Духовного управления это стало важным шагом на пути укрепления и систематизации связей духовного прошлого и современности.
В последнее время чрезвычайно актуальны исследования наших традиций и обычаев, берущих начало из исламских вероубеждений, также все чаще поднимается вопрос о нашем происхождении. Вновь анализируются и систематизируются известные факты, ведется дальнейшая исследовательская работа. Поскольку только собственные общие духовные ценности и нравственные черты объединяют любой народ, инициатива изучения взаимосвязи религии и традиций обрела большую повсеместную поддержку.
Закономерно возникает такой вопрос: как мы определим и изучим взаимосвязь религии и традиций в условиях современной жизни? А также другой: как мы собираемся пропагандировать религию и традиции в их взаимной связи?
Определяющим условием эффективности создания солидарности и согласия внутри страны является наличие у различных категорий населения, в особенности у молодежи, традиционных ценностных ориентаций, убеждений, духовно-нравственных установок, разделяемых обществом в целом. Для этого мечети и медресе, все средства массовой информации и сферы воспитания должны вместе работать в этом направлении. Особенно большое значение имеет сфера воспитания. Если бы молодежь и в школах, и в высших учебных заведениях изучала наши традиции и религию, то она не пошла бы на поводу у радикальных течений и чуждых культур. Страна, которая уделяет достаточное внимание своим обычаям и традициям, религии, будет иметь во все времена прочный фундамент и стабильность.
В данном случае следует избавиться от мысли, что традиция и традиционность – признаки отсталости. Мы должны помнить, что любое общество не может передать многовековой опыт новому поколению без благой традиции. Как бы мы развивались, если бы у нашего народа не было выдержавших испытание временем многовековых традиций? Возможно ли идти вперед без назидательного опыта прошлого? Традиционные ценности служат своеобразными критериями или стандартами при выборе ориентации и практического поведения в изменяющемся мире. Ведь Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: "Будь снисходителен, вели творить добро, и отвернись от невежд" (Сура "Аль-А’раф", аят 199).
На протяжении двенадцати веков наш народ придерживался исламской религии. Поэтому, подчеркивая важность национальных традиций, корни которых исторически переплелись воедино с исламской религией, отметим, что религия и традиции на протяжении многих столетий служили основным фактором, способствовавшим сохранению казахов как этноса. Наши предки принимали мудрые решения на основе шариата по всем социальным вопросам. Не вызывает сомнения эффективность наших традиций, не противоречащих шариату, и сейчас.
"Верующие, словно кирпичи одного здания"У казахского народа есть выражение: "В единстве народа – его свобода". Благодаря этому сохраняется благополучие страны.
Без дружественных отношений с соседними государствами невозможно развитие внутриполитического, экономического и культурного потенциала страны. Наш народ осознает, что в согласии и единстве заключено счастье и богатство, и добрососедские отношения важны для казахстанцев. Наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем выступлении на Съезде лидеров мировых и традиционных религий отметил: "Никто не вправе хоть на миг забывать одну истину: "Создатель – един, Вселенная – одна, небо – безбрежно, а значит, всем нам – как детям одного отца и одной матери – необходимо жить в мире и согласии". Проведенные в Астане по инициативе Президента Казахстана съезды лидеров мировых и традиционных религий стали убедительными свидетельствами крепнущего миротворческого потенциала нашего государства.
Достопочтенный Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) постоянно призывал свою умму к единству и стабильности. Посланник Аллаха оставил после себя самый лучший пример политического искусства, и его политический опыт – это величайшее наследие, ценность которого еще не понята современным миром до конца. Аравийский полуостров до Ислама не был сплоченной страной и не имел никаких законов и нормативных положений, поэтому часто возникали разные столкновения и войны внутри страны. Конфликты не прекращались, продолжались из поколения в поколение. Однажды один бедуин, услышавший слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что в раю будут только мир и тишина, спросил: "О, Посланник Аллаха, будет ли в раю война?" На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "В раю не будет войны". И бедуин возмущенно спросил: "Если в раю не будет войны, то на что он нам?" Это свидетельствует о том, что до ислама арабское общество, да и весь мир в целом, находились в глубоком духовном кризисе. В частности, арабы погрязли во всеобщем разврате, который охватывал все слои общества. Война для них была обычным делом.
Ислам считает всех мусульман братьями, равными между собой независимо от цвета кожи, национальности, страны проживания. Великий Аллах указывает на этот момент в Священном Коране: "Поистине, верующие – братья" (Сура "Аль-Худжурат", аят 10).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) для установления в обществе стабильности, благополучия и понимания заключал политические, экономические мирные договоры с другими племенами. Таким образом он (да благословит его Аллах и приветствует) призывал всех арабов к единству. В хадисе сплоченность и взаимопомощь мусульман описаны так: "Верующий для верующего – словно укрепляющие друг друга кирпичи одного здания".
Исламское единство дало мусульманам возможность осознать свои обязанности и понять, что мы не можем избавить себя от проблем, приписав их причины другим. И каждый из нас должен приложить все силы и использовать все возможности для их разрешения.
Начиная с момента обретения нашим государством независимости, наша традиционная религия ислам развивается быстрыми темпами. Доказательством тому служит увеличение численности мечетей и медресе. Радует и тот факт, что с каждым годом растет количество верующих и приверженцев исламской религии. Базовыми принципами государственной национальной политики являются равные права для представителей всех национальных и конфессиональных групп, создание благоприятных условий для деятельности всех конфессий.
И слава Богу, благодаря этому мы развиваем свою экономику, укрепляем общество, пропагандируем духовные ценности и традиции нашего народа. Единство народа – ключ стабильного будущего и процветания страны. О важности единства Всевышний Аллах сообщает в Коране: "Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании" (сура "Аль-Маида", аят 2).
Поддержим благую инициативуНаши предки, которые твердо придерживались веры, всегда заботились о сиротах и вдовах. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) постоянно учил сподвижников защищать сирот и относиться к ним с добротой. Он также указывал, какое вознаграждение за это полагается. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), сомкнув средний и указательный пальцы своей руки, сказал: "Я и попечитель сироты будут в раю так же близки, как эти два пальца".
Передается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) – Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Лучшим из домов является тот, в котором заботятся о сироте; а худший из домов мусульман – тот, в котором с сиротой плохо обращаются". Хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) ясно указывают, что заботящийся о сироте благодаря своей доброте войдет в рай. Наряду с высказываниями и советами Пророка (мир ему и благословение) примером для нас стали его собственные поступки и деяния. Он всегда, как на глазах общественности, так и в кругу близких, стремился обеспечить безбедную жизнь сиротам. Один из сахабов Башир бин Акраба (да будет доволен им Аллах) рассказывал следующее: "Когда мой отец Акраба стал шахидом в битве при горе Ухуд, я, плача и изливаясь слезами от горя, пошел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Увидев мои слезы, он сказал мне:
– О мой хороший! Ты почему плачешь? Не плачь! Разве тебя не успокаивает то, что теперь я являюсь твоим отцом, а Айша твоей матерью?
В ответ я воскликнул:
– Да будут жертвой на твоем пути мои родители, о, Посланник Аллаха!
После этого он погладил меня по голове. В данное время мои волосы поседели от старости, но то место, которое он погладил, до сих пор остается черным".
Забота о сиротах – одно из благих дел, предписанных мусульманам. При этом большое внимание в исламе уделяется пропаганде института семьи, нравственных ценностей как принципов жизни.
Во многих случаях причиной появления сирот могут стать внебрачные связи. Поэтому преподаватели школ и университетов должны воспитывать у молодежи веру в гуманность и нравственность.
Воспитание, полученное в семье, становится основой в формировании личности. Психологический багаж детства во многом определяет и поведение, модель отношений, которой следует человек во взрослой жизни. И родители должны помнить об ответственности за воспитание своих детей. В исламе особое внимание всегда уделялось воспитанию дочерей.
Пророк, мир ему, сказал: "Тот, кто воспитает трех девочек, будет милосердным к ним, будет обеспечивать их и выдаст замуж, тому гарантирован Рай". Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили: "А если будут две дочери?" Он ответил: "Даже если будут две дочери". Трепетное отношение к воспитанию девочек в исламе демонстрирует кардинальное изменение отношения к ним, в отличие от доисламского периода, когда девочек, мягко говоря, недолюбливали.
Обеспокоенный ростом количества брошенных детей и пожилых людей в домах престарелых, Президент Казахстана отметил в одном из своих выступлений: "У казахского народа никогда не было такого, чтобы бросали детей и родителей. Это чуждо нашим традициям". Мы должны пропагандировать слово Лидера нации в обществе, в особенности среди молодежи. Мы проводим проповедческо-пропагандирующие мероприятия в мечетях и стараемся довести до людей достоинство благого отношения к сиротам и старикам.
Избранники народа выступили с инициативой закрытия детских домов. Возможно, в этом есть некоторое рациональное зерно. Мы сами благими поступками не должны допускать того, чтобы у нас были сироты или дома для сирот.
Ценность общества и семьиСогласно традициям семья – это основа общества. Поэтому граждане, которые составляют эту социальную ячейку, должны понимать свою ответственность.
Семья – ячейка государства, его опора. Самую главную роль в вопросе воспитания детей Всевышний Аллах возложил на родителей. В Коране сказано: "О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи..." (Сура "Запрещение", аят 6).
Родители, не беспокоящиеся за воспитание, обучение детей и их нравственность, рискуют быть грешниками. Невнимательность к обучению подрастающего поколения морально-этическим нормам является невыполнением родителями своих прямых обязанностей, возложенных на них Всевышним Аллахом.
Исламское воспитание подразумевает подготовку подрастающего поколения к полноценной жизни в обществе. Впитавший в себя ценность нравственных устоев ислама казахстанец вырастает законопослушным и отзывчивым, всесторонне развитой и праведной личностью, способной преодолевать разные трудности и жизненные испытания, настоящим патриотом.
Пусть Всевышний Аллах наделит нас своей безграничной милостью и милосердием. Пусть во всем казахстанском обществе сохранятся мир и согласие, благополучие и процветание. Пусть будущее нашей страны будет светлым.