​Транскаспийский грузопоток

908
Досжан НУРГАЛИЕВ

Дороги, которые мы выбираем

Эволюция глобальной системы грузоперевозок во все времена основывалась на конкуренции между различными маршрутами и способами транспортировки товаров на основные рынки мира. И во многом, благодаря объективным трансформациям в этой сфере, экономическая активность одних регионов ускорялась, а других, наоборот, замедлялась. Результатом бурного развития морского торгового судоходства стало угасание былых сухопутно-караванных маршрутов, в зоне которых некогда пульсировали экономические оазисы значительной части азиатского субконтинента, включая Западный Китай, Среднюю Азию, Кавказ, Афганистан и Персию. И поскольку морской флот на многие века опередил сухопутные виды технического транспорта, то на берегах, омываемых волнами морей и океанов, об электричестве и радио люди узнавали куда раньше, чем в степях Центральной Азии или горах Тибета. И в этом смысле хорошо смеется, очевидно, тот, кто сидит у оживленного морского пути и ловит большую коммерческую удачу.

Между тем эволюция, как и само время, не стоит на месте. И сегодня, когда у сухопутных маршрутов имеются существенные «козыри» в виде скоростного железнодорожного и автомобильного транспорта, а также кратчайших путей выхода на мировые рынки, то становится очевидным, что морю на сей раз придется поделиться с сушей значительной долей трансконтинентальных грузопотоков. На фоне этой тенденции для многих стран региона, не имеющих выхода к морю, открываются более четкие перспективы экономического рос­та в связи с усилением транзитного потенциала.

Казахстан в этом векторе развития стремится стать крупнейшим деловым и транзитным хабом Центральной Азии, достигнув к 2020 году увеличения транзитных перевозок вдвое – с 16 до 30 млн тонн. Реализация приоритетов данной сферы в рамках «100 конкретных шагов» предусматривает привлечение крупнейших мировых компаний к развитию транспортных коридоров и рынков мультимодальных перевозок, в том числе за счет усиления потенциальных возможностей свободной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота».

Согласно данным МИР РК, за последние годы в Казахстане наблюдается рост основных показателей транспортно-коммуникационного комплекса в среднем на 8–10%. В 2014 году доля услуг транспорта в общем объеме ВВП составила 7,5%, объем транзитных перевозок достиг 17,5 млн тонн.

На сегодня наибольший уровень интенсивности грузопотоков наблюдается по маршрутам Северного и Центрального транзитных коридоров. В связи с этим государством уделяется огромное внимание созданию мультимодального Евразийского трансконтинентального коридора, что позволяет связать Европу и Азию и привлечь до 5–8% потенциального объема транзитного грузопотока от общего товарооборота маршрута Китай – ЕС – Китай.

Транспортный коридор будет проходить по двум направлениям – через Казахстан, Россию и далее в Европу, а также через Казахстан, Азербайджан, Грузию и в Европу. Как отмечал в связи с этим глава МИР РК Асет Исекешев, по первому направлению создание данного коридора осуществляется сегодня в рамках двустороннего соглашения между Казахстаном и Россией. Другое направление маршрута требует координации железнодорожных операторов и таможенных служб, а также внедрения единого документа для полноценного развития мультимодального коридора. Поэтому для его создания планируется подписать соответствую­щее соглашение между Казахстаном, Китаем, Азербайджаном, Грузией и Турцией.

В целом для развития полноценного мультимодального коридора предлагаемые меры разделены на два блока: первое – институциональная поддержка, второе – инфраструктурное развитие. В целях создания благоприятных институциональных условий будут внесены поправки в законодательство и продолжена работа на международном уровне.

Растущий сегмент рынка

Между тем с декабря 2014 года в СЭЗ «Хоргос» начал функционировать Сухой порт, который находится под совместным управлением компании КТЖ и мирового провайдера морских портов – компании DubaiPortWorld. Площадь Сухого порта – порядка 149 га. Комплекс включает в себя контейнерную площадку на 18 тыс. мест, терминал с 6 погрузочно-разгрузочными платформами, а также терминалы для хранения тарно-штучных и крупногабаритных грузов. Кроме того, здесь имеется специальная линия для обеспечения санитарно-ветеринарного контроля, в том числе железнодорожные подъездные пути. Сухой порт предусматривает возможность оказания клиентам полного перечня транспортно-логистических услуг по принципу «одного окна».

– К 2020 году общий объем обработки грузов здесь должен составить порядка 4,4 миллиона тонн. С начала операционной деятельности Сухой порт уже обработал более 10 тысяч контейнеров. И это только начало, – говорит исполнительный директор АО «KTZ Express» Сергей Анашкин.

На территории СЭЗ «Хоргос» также располагается индустриальная и логистическая зоны, в развитие которых активно привлекаются зарубежные инвестиции, в том числе капиталовложения китайских компаний, заинтересованных в наличии современной системы транспортно-логистического сервиса на этапе движения грузов в сторону Китая. Между тем задача Сухого порта состоит не только в обеспечении интенсивности грузопотоков по маршрутам Китай – Европа – Китай, но и в том, чтобы при этом оказывался полный перечень услуг по хранению и доставке грузов в пункты назначения.

В настоящее время Сухой порт СЭЗ «Хоргос» осуществляет организацию грузоперевозок из стран Европы в Китай, а также из Китая на рынки ЕАЭС. Эта работа ведется при тесном взаимодействии с такими зарубежными компаниями, как Hewlett Packard, Toyota, FESCO и DBSchenker, которые содействуют в формировании контейнерных поездов, следующих транзитом через станцию Алтынколь, и обработкой в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».

Наряду с этим здесь набирает динамику и сервис, связанный с организацией регулярных контейнерных перевозок через внешнюю терминальную сеть Казахстана. Грузы формируются в порту Лянь­юньган в КНР, включая города Цунцин, Сиань, Чженжоу и Шенчжень, следуют до центра дистрибуции в СЭЗ «Хоргос» и оттуда направляются к терминальным комплексам в Клайпеде, Бандер-Аббасе (Иран), Мундре (Индия), а также Стамбуле.

– Созданная внешняя система логистики в увязке с СЭЗ «Хоргос» и международными транспортными коридорами обеспечивают «эффект выпрямления» маршрутов. При этом значительно сокращаются время и расстояние до пунктов назначения, – поясняет глава компании KTZ Express.

Координация ускорения

Сегодня НК «КТЖ» как мультимодальный провайдер логистических услуг обеспечивает перевозку грузов по строго определенному графику и скоростью свыше 1 000 км в сутки. Данная технология грузоперевозок успешно применяется на Транскаспийском международном маршруте – от Китая через порт Актау до Стамбула и Черноморского региона.

Согласно статистике грузооборота, только за 8 месяцев 2015 года через СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» в сторону Китая прошло в общей сложности 6,6 тыс. контейнеров. Для сравнения отметим, что в 2014 году из Европы в Китай через СЭЗ «Хоргос» прошло всего 410 контейнеров в составе пяти железнодорожных эшелонов. Безусловно, это говорит о том, что дело с обработкой грузов здесь явно идет в гору. При этом провайдер решает и другую задачу, связанную с достижением относительного равновесия между двумя направлениями грузопотоков.

– На сегодня мы пытаемся добиться определенного баланса между двумя основными направлениями – Европой и Китаем – за счет увеличения грузопотока из Китая в Европу. При этом понятно, что Китай как средоточие грузов всегда будет доминировать над всеми остальными векторами транзита. Тем не менее сейчас вопрос «обратной загрузки» уже не стоит так остро. И если ранее уровень грузопотока из Китая в Европу не превышал 10%, то в текущем году за счет лучшей системы организации мы сумели нарастить этот показатель в 2,5 раза, – сообщил заместитель директора Цент­ра развития транспортной логистики АО «НК «КТЖ» Абдур-Рашид Сакенов.

Целесообразность наращивания транзитных перевозок из Европы в Китай и обратно через территорию Казахстана состоит в том, что у сухопутного маршрута по сравнению с морскими путями имеется существенное преимущество – он значительно короче и более безопасен. Так, если срок доставки грузов морским транспортом, например, из Берлина в китайский порт Желтого моря составляет 20 календарных дней, то сухопутный маршрут через Казахстан сокращает это время почти вдвое. Аналогичные преимущества казахстанский транзитный коридор дает и другим государствам континента, в частности России, Китаю, Японии, странам Европы и Балтии, Юго-Восточной и Центральной Азии, Закавказья, Ирану и Турции.

В целях привлечения дополнительного грузопотока по транспортному коридору в феврале 2014 года был создан Координационный комитет по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута с участием железнодорожных и портовых администраций, а также судоходных компаний Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции и Китая. В результате подобного взаимодействия темпы роста грузоперевозок по данному маршруту значительно ускорились. Согласно расчетам, до конца текущего года уровень перевозки грузов здесь достигнет до 42 тыс. контейнеров, что почти в 40 раз превысит показатель 2011 года.

Большое меряют малым

Эксперты отмечают, что привлечение транзитного грузопотока через территорию Казахстана требует формирования развитой национальной транспортно-логистической инфраструктуры и ее интеграцию в международную транспортную систему. В связи с этим КТЖ реализует масштабную программу до 2020 года с общим объемом инвестиций более 36 млрд долларов, включающую в себя реализацию крупных инвес­тиционных проектов, направленных на снятие инфраструктурных ограничений, а также наращивание компетенций, позволяющих предоставить конкурентоспособный сервис и увеличить объемы перевозок.

С учетом того, что на сегодня Казахстаном построено порядка 2,5 тыс. железных дорог, значительная часть которых возведена за последние пять-шесть лет, в возможностях республики выступать в роли транзитного перекрестка региона у экспертов нет никаких сомнений. А что касается геополитических аспектов транспортного хаба Евразии, то, как считает директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев, в этом плане все вопросы отпадут сами собой, если локальные проекты каждой страны будут взаимоувязаны в единую интегрированную систему.

– На данный момент геополитические противоречия стран в основном связаны с тем, что каждый из игроков пытается выдвинуть свой проект в качестве эксклюзива. Безусловно, это порождает разногласия, что не способствует реализации главной коллективной задачи – переноса основного транспортного маршрута с южного морского пути на континентальную сушу. По сути, здесь нужно рассматривать каждый проект в качестве дополнительного маршрута, усиливающего общую интегрированную сеть транзитных коридоров, – считает российский эксперт.

Популярное

Все
Масштабные преобразования – основа устойчивого развития отрасли
Объявлен бой наркокурьерам
Масштабируя передовой опыт
«Генный ключик» для джабе
Свежий кумыс по старинным рецептам
Новой техникой пополнился машинный парк
Распоряжение Главы государства о назначении
Казахстан стал лучшим на Кубке мира World Boxing
Он дал новый голос казахскому кино
Всегда на шаг впереди угроз
Полигон твердых бытовых отходов остался без финансирования
Озеро Сайран обрело новую жизнь
Распоряжени Главы государства о назначении
Указы Главы государства об освобождении от должности
Сбежать не удалось
Жители Жезказгана вынуждены употреблять питьевую воду пятого класса загрязненности
Указы Главы государства о назначении
Гонка за лидерами
Временный приют или точка опоры?
К каждому – свой подход
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
16 млрд тенге инвестирует Казахтелеком в цифровую инфраструктуру Акмолинской области
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
ЕС к 2040 году планирует сократить выбросы CO2 на 90%
Доступ закрыт: туристам запретили подниматься на скалу Жумбактас в Бурабае
Государства-члены СВМДА украсили штаб-квартиру в Астане культурными элементами Азии
Названы первые победители этапа Кубка Казахстана по таеквондо в Алматы
«Мағжан оқулары-2025» вновь собрал талантливую молодежь
Назначен директор новой Службы КНБ
Экс-главу «Казселезащиты» осудили на 12 лет
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Находящегося в международном розыске казахстанца арестовали в Грузии
День столицы: традиционный конкурс силачей «Толағай» пройдет в Астане
Глава государства провел заседание Совбеза
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане
Резкий рост травматизма в результате ДТП зафиксировали в Казахстане
«Астана» не смогла уйти в отрыв
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане

Читайте также

Сбежать не удалось
Канал Найман забетонировали
Новоселье у осетра
Импортозависимость будет снижена

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]