В Павлодаре с сегодняшнего дня введен дифференцированный тариф на проезд в общественном транспорте

3429
Екатерина Бескорсая

С 15 декабря все льготники должны будут рассчитываться исключительно «безналом», с 1 января 2023 года – еще и пенсионеры.

Теперь стоимость поездки на общих основаниях при оплате «живыми» деньгами выросла до 130 тенге, тогда как при безналичном расчете осталась прежней – 80 тенге. Те, кто имеет право на скидку в 50% (в основном это пенсионеры), тоже должны рассчитываться электронным способом, если хотят ездить за 40 тенге.

Дифференцированный тариф внедряют, для того чтобы сделать рынок городских перевозок максимально прозрачным. Несмотря на то что возможность безналичной оплаты проезда в автобусах, маршрутках и трамваях существует уже год, многие пассажиры до сих пор предпочитают монеты и купюры. Конечно, это оставляет лазейки для «серых» схем.

И все же очевидно, что «наличка» в автобусах себя изживает. Например, технический директор ТОО «Смарт Автобус ПВ» Талгат Токтаганов привел такие данные: в январе «безнал» занимал лишь 30% всех оплат в общественном транспорте Павлодара, сейчас – все с точностью до наоборот.

– Когда мы только начинали работу в январе-феврале, максимальная сумма за день, которая проходила по данным электронного билетирования, не превышала миллиона тенге. Сейчас вышли на суммы в 6–6,2 миллиона, это 126–127 тысяч оплаченных транзакций. То есть существуют еще транзакции за пассажиров, которые имеют право бесплатного проезда (речь о школьниках, людях с инвалидностью, многодетных и других категориях граждан. – Прим. авт.), мы их видим и считаем отдельно, потому что деньги за них идут из бюджета, – говорит Талгат Токтаганов.

Нужно уточнить, что сейчас рассчитаться наличными можно – отдаешь деньги кондуктору или водителю, и он пробивает твою поездку через мобильный валидатор, выдавая распечатанный билет. То есть в общую статистику ты, как пассажир, попадаешь. Пока для приема «налички» на мобильном валидаторе, который в руках у кондуктора, остаются пять кнопок, соответствующих категориям – стандарт (теперь уже 130 тенге), пенсионеры (65 тенге с учетом дифтарифа), школьники до 15 лет и старше 15 лет – это разные группы по возмещению затрат (0 тенге), льготники (0 тенге).

Но с 15 декабря все льготники должны будут рассчитываться исключительно «безналом», с 1 января 2023 года – еще и пенсионеры. То есть своими льготами и скидками за «наличку» они воспользоваться не смогут. К слову, с нового года вообще будут отказываться от кондукторов, но это произойдет не одномоментно, и сокращенных людей переведут в контрольно-ревизионную службу.

Льготников, кстати, примерно треть среди всех пассажиров, судя по статистике ТОО «Смарт Автобус ПВ». И за них перевозчики получают компенсацию из бюджета. Прежде это всегда была спорная статья расходов: никто из перевозчиков не мог доказать, сколько же они конкретно перевозят пассажиров бесплатно или за полцены.

Используемая методика расчета количества поездок перевозчиков не устраивала, они заверяли, что их затраты не покрываются. Но теперь этой дискуссии нет: платят ровно за тех, кто прошел через систему. И, к слову, тех сумм, которые город заложил в бюджет, на сегодня вполне хватает. А предусмотрели на компенсацию 468 млн тенге.

На данный момент в 350-тысячном Павлодаре выдано более 47 тыс. школьных карт (93% от потребности), свыше 16 тыс. социальных, еще 31 тыс. пенсионных и более 30 тыс. стандартных. И тем не менее остаются факты, когда пассажир при оплате наличными не берет билет, естественно, его транзакция не оформлена, а деньги «осели» в кармане кондуктора или водителя. Сколько их – никто не знает.

Дифференцированный тариф должен такие случаи свести к минимуму. Но не только эта мера поможет навести порядок в сфере общественного транспорта. Чтобы она работала стабильно, перевозчики должны зарабатывать. Это не благотворительность, а бизнес, пусть и социально значимый.

Есть два пути возмещения расходов и формирования прибыли: собрать все с пассажиров либо получить поддержку от государства. И теперь у павлодарских транспортников бизнес построен на двух этих источниках.

С нынешнего года павлодарские власти все-таки начали выплачивать компаниям-перевозчикам субсидии за социально значимые, но убыточные маршруты. А таковыми признаны в Павлодаре все маршруты автобусов большого класса и трамваев, причем себестоимость поездки в несколько раз выше действующего тарифа.

Как сообщил руководитель городского отдела ЖКХ Арслан Калиякбаров, в зависимости от маршрута и пассажиропотока минимальная себестоимость перевозки пассажира в Павлодаре составляет 192 тенге, максимальная – около 700. То есть таковы затраты перевозчиков.

И увеличение стоимости проез­да до 130 тенге в случае наличной оплаты – это даже не попытка помочь транспортникам, а инструмент стимулирования павлодарцев, которых будут приучать к прозрачному «безналу». Тем более что у горожан есть возможность платить за проезд специальной транспортной картой, QR-кодом через мобильные приложения Avtobys и Kaspi-QR.

Правда, последние два способа подходят только тем, кто не имеет никаких льгот. Если же пассажир относится к социальной или льготной категории, то должен иметь соответствующую транспортную карту. Их, кстати, сейчас выдают бесплатно, а вот обычный пластик нужно покупать – за 500 тенге.

На субсидии бюджет выделил 3,9 млрд тенге, по состоянию на 1 ноября из них освоено 2,9 млрд. Конечно, деньги идут только тем автотранспортным предприятиям, которые выполняют определенные требования. Одно из них – принятие в штат всех водителей, которые прежде работали как индивидуальные предприниматели, просто арендовавшие транспорт у фирм.

– Благодаря субсидированию обновляется автобусный парк, например, крупнейший перевозчик – Автобусный парк № 1 – уже приобрел 30 новых автобусов – низкопольных, с тремя дверями, кондиционированием, видеонаблюдением, и мы сняли вопрос по многим маршрутам, в том числе в пять пригородных сел, – говорит Арслан Калиякбаров. – В целом это помогло довести показатель регулярности перевозок до 80%. До конца года это же предприятие получит еще 20 автобусов, в начале следующего года – еще 30.

Плюс 20 новых больших автобусов в начале 2023 года будет закупать ТОО «Павлодарский автокомбинат». Это опять-таки даст уменьшение интервала движения транспорта.

Говорить, что все проблемы общественного транспорта в Павлодаре решены, конечно же, рано. Действительно, жалоб на пригородные маршруты стало меньше, но зато страдают некоторые востребованные внутригородские – люди подолгу ждут автобуса, а в часы пик в салонах не протолкнуться. Так что новые автобусы городу реально помогут.

Правда, есть одно большое «но» – неизвестно, кто сядет за руль. Ведь пока не удалось решить проблему с дефицитом кадров. Катастрофически не хватает водителей с правами категории Д – даже сейчас автокомбинат готов принять 80 человек, автобусный парк – 50–60, а с приходом новых автобусов потребность увеличится в два раза.

Если до принятия решения по субсидиям руководители транспортных предприятий говорили, что им просто нечем платить – предложить достойную зарплату, мол, не можем, то теперь заверяют – деньги есть. Все водители в штате, работают с напарниками, правда, не всегда, так что есть допустимая переработка, но так и доход больше: на руки получают от 250 тыс. до 400 тыс. тенге. А желающих крутить баранку с утра до вечера все равно нет.

В тяжелый пандемийный период люди ушли туда, где проще и лучше, а новых найти не удается. Ведь получить права категории Д может только тот, кто до этого пять лет отъездил на автобусах малого класса, то есть имел права категории Д1. В общем, пока тупик, если правила получения водительских прав не упростят. С такой просьбой профильная автоассоциация обращалась в МВД, но поддержки не нашла.

Остается надеяться на финансовый стимул. А для этого нужна ответственность горожан, готовых платить «безналом». Схема простая: чем больше пассажиров проходит через систему, тем больше субсидий получает компания-перевозчик, у которой появляется возможность купить новые автобусы.

На новый транспорт субсидии в разы больше, чем на старый. А значит останутся деньги и на высокие зарплаты водителям. В общем, в теории все неплохо. Как будет на практике – покажет время.

Популярное

Все
В Казахстане запуcтили новый детский сайт-игру «Тәтті алма» для изучения казахского языка с нуля
Сегодня в республиканский прокат вышла полнометражная версия телесериала «Каныш» о судьбе выдающегося ученого-геолога, академика Каныша Сатпаева
Уроки афганских сирот
На селе можно жить даже лучше, чем в городе, – убеждены суп­руги Майшеновы. – Нужно только трудиться
Нет замены селам
О Байбарсе ат-Тюрки – султане Египта и Сирии
До конца нынешнего года планируется принять новый Закон «О масс-медиа»
Все худшее – «Шаныраку»?
Бей первой!
В духе лучших традиций
Не приключенческий роман
Красные линии генплана
Несменяемый ветеринар
Культурный вопрос
«Все флаги в гости будут к нам»
Антикор достроил школу
Врачеватель, музыкант, провидец
Южный продовольственный кластер
Средствам массовой информации в сельской местности в законопроекте «О масс-медиа» необходимо выделить отдельную главу, так как в отличие от городских, областных и республиканских СМИ у них нет обширной базы рекламодателей
Миллиарды – рабочим
Названа причина смерти сенатора Гульмиры Каримовой
Льготное автокредитование: как подать заявку
Названы регионы-антилидеры по ценам на продукты питания
Текущее состояние энергетических объектов многих регионов республики, тепловых и других сетей коммуникаций, находящихся под управлением частного бизнеса, требует не только отпуска тарифного «джинна из бутылки», но и комплексного подхода к решению накопившихся проблем в сфере жизнеобеспечения городов
Избивали и насиловали: похитители почти 20 дней удерживали 21-летнюю девушку в Алматинской области
Кто ищет, тот найдет
В Астане завершил свою работу первый форум региональных печатных изданий
Труп мужчины нашли рядом с трассой в Шымкенте
В конце прошлого года Национальной академии наук вернули государственный статус. Изучив статистические данные, мы узнали, каких «остепененных» ученых в стране больше всего и как ситуация менялась со временем
Скончалась новоизбранный сенатор Гульмира Каримова
Жители Актау обнаружили жуткую свалку (видео)
Проглотившего зубочистку мужчину спасли в Таразе
"Облака" спасти не удалось: пожар на Шымбулаке потушили
На Шымбулаке горит самый высотный рестобар в мире
Пьяные дети матерят учителей и пьют коньяк на уроках: скандал разгорелся в школе ЗКО
Казахстан и Иран договорились об увеличении взаимного экспорта-импорта товаров
Еще раз о кино
Создан Нацсовет по науке и технологиям при президенте РК
Более 1,1 млрд долларов намерен инвестировать в Казахстан в этом году ЕАБР
Гвардеец из Казахстана удивил своим голосом гостей шоу "Привет, Андрей"
Неподалеку от Семея есть место, которое уже на протяжении трехсот лет привлекает людей
Ключевые организаторы январских беспорядков установлены – генпрокурор
Назначен новый министр культуры и спорта Казахстана
Токаев сменил министра просвещения Казахстана
"Трое детей убили себя из-за игры в TikTok" – на рассылку ответили в МВД
Подросток из Хромтау скончался при странных обстоятельствах в лагере в Боровом
Многие знаменитости, чья слава перешагнула рубежи республики, утверждают: чтобы овладеть языком, в том числе и казахским, достаточно читать хорошие книги
Компании, управляющие жилыми многоквартирными домами, должны быть сертифицированы
Азамат Ескараев возглавил Министерство юстиции Казахстана
Девочку-подростка жестоко избили сверстницы в Талдыкоргане – комментарии полиции и акимата
Нурсултан Назарбаев перенес операцию на сердце
Айдар Жарылганов возглавил отдел в администрации президента Казахстана
На целое тысячелетие удревнилась маханджарская культура Тургайского прогиба благодаря исследованиям костанайских археологов
Инновации на развалинах аграрной науки
Избившего супругу в лифте мужчину арестовали в Астане
Асат Нурпеисов стал заместителем управляющего делами президента РК
Какие изменения будут вводить на госслужбе в Казахстане
В Шымкенте за получение взятки задержан работник отдела образования
Казахстан и Таджикистан отмечают 30-летие установления дипотношений
Скончался известный казахстанский композитор Арман Дуйсенов

Читайте также

Общество
Сотрудники департамента антикоррупционной службы по области…
Общество
Средствам массовой информации в сельской местности в законо…
Общество
До конца нынешнего года планируется принять новый Закон «О …
Общество
На селе можно жить даже лучше, чем в городе, – убеждены суп…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]