В Павлодаре с сегодняшнего дня введен дифференцированный тариф на проезд в общественном транспорте

8705
Екатерина Бескорсая

С 15 декабря все льготники должны будут рассчитываться исключительно «безналом», с 1 января 2023 года – еще и пенсионеры.

Теперь стоимость поездки на общих основаниях при оплате «живыми» деньгами выросла до 130 тенге, тогда как при безналичном расчете осталась прежней – 80 тенге. Те, кто имеет право на скидку в 50% (в основном это пенсионеры), тоже должны рассчитываться электронным способом, если хотят ездить за 40 тенге.

Дифференцированный тариф внедряют, для того чтобы сделать рынок городских перевозок максимально прозрачным. Несмотря на то что возможность безналичной оплаты проезда в автобусах, маршрутках и трамваях существует уже год, многие пассажиры до сих пор предпочитают монеты и купюры. Конечно, это оставляет лазейки для «серых» схем.

И все же очевидно, что «наличка» в автобусах себя изживает. Например, технический директор ТОО «Смарт Автобус ПВ» Талгат Токтаганов привел такие данные: в январе «безнал» занимал лишь 30% всех оплат в общественном транспорте Павлодара, сейчас – все с точностью до наоборот.

– Когда мы только начинали работу в январе-феврале, максимальная сумма за день, которая проходила по данным электронного билетирования, не превышала миллиона тенге. Сейчас вышли на суммы в 6–6,2 миллиона, это 126–127 тысяч оплаченных транзакций. То есть существуют еще транзакции за пассажиров, которые имеют право бесплатного проезда (речь о школьниках, людях с инвалидностью, многодетных и других категориях граждан. – Прим. авт.), мы их видим и считаем отдельно, потому что деньги за них идут из бюджета, – говорит Талгат Токтаганов.

Нужно уточнить, что сейчас рассчитаться наличными можно – отдаешь деньги кондуктору или водителю, и он пробивает твою поездку через мобильный валидатор, выдавая распечатанный билет. То есть в общую статистику ты, как пассажир, попадаешь. Пока для приема «налички» на мобильном валидаторе, который в руках у кондуктора, остаются пять кнопок, соответствующих категориям – стандарт (теперь уже 130 тенге), пенсионеры (65 тенге с учетом дифтарифа), школьники до 15 лет и старше 15 лет – это разные группы по возмещению затрат (0 тенге), льготники (0 тенге).

Но с 15 декабря все льготники должны будут рассчитываться исключительно «безналом», с 1 января 2023 года – еще и пенсионеры. То есть своими льготами и скидками за «наличку» они воспользоваться не смогут. К слову, с нового года вообще будут отказываться от кондукторов, но это произойдет не одномоментно, и сокращенных людей переведут в контрольно-ревизионную службу.

Льготников, кстати, примерно треть среди всех пассажиров, судя по статистике ТОО «Смарт Автобус ПВ». И за них перевозчики получают компенсацию из бюджета. Прежде это всегда была спорная статья расходов: никто из перевозчиков не мог доказать, сколько же они конкретно перевозят пассажиров бесплатно или за полцены.

Используемая методика расчета количества поездок перевозчиков не устраивала, они заверяли, что их затраты не покрываются. Но теперь этой дискуссии нет: платят ровно за тех, кто прошел через систему. И, к слову, тех сумм, которые город заложил в бюджет, на сегодня вполне хватает. А предусмотрели на компенсацию 468 млн тенге.

На данный момент в 350-тысячном Павлодаре выдано более 47 тыс. школьных карт (93% от потребности), свыше 16 тыс. социальных, еще 31 тыс. пенсионных и более 30 тыс. стандартных. И тем не менее остаются факты, когда пассажир при оплате наличными не берет билет, естественно, его транзакция не оформлена, а деньги «осели» в кармане кондуктора или водителя. Сколько их – никто не знает.

Дифференцированный тариф должен такие случаи свести к минимуму. Но не только эта мера поможет навести порядок в сфере общественного транспорта. Чтобы она работала стабильно, перевозчики должны зарабатывать. Это не благотворительность, а бизнес, пусть и социально значимый.

Есть два пути возмещения расходов и формирования прибыли: собрать все с пассажиров либо получить поддержку от государства. И теперь у павлодарских транспортников бизнес построен на двух этих источниках.

С нынешнего года павлодарские власти все-таки начали выплачивать компаниям-перевозчикам субсидии за социально значимые, но убыточные маршруты. А таковыми признаны в Павлодаре все маршруты автобусов большого класса и трамваев, причем себестоимость поездки в несколько раз выше действующего тарифа.

Как сообщил руководитель городского отдела ЖКХ Арслан Калиякбаров, в зависимости от маршрута и пассажиропотока минимальная себестоимость перевозки пассажира в Павлодаре составляет 192 тенге, максимальная – около 700. То есть таковы затраты перевозчиков.

И увеличение стоимости проез­да до 130 тенге в случае наличной оплаты – это даже не попытка помочь транспортникам, а инструмент стимулирования павлодарцев, которых будут приучать к прозрачному «безналу». Тем более что у горожан есть возможность платить за проезд специальной транспортной картой, QR-кодом через мобильные приложения Avtobys и Kaspi-QR.

Правда, последние два способа подходят только тем, кто не имеет никаких льгот. Если же пассажир относится к социальной или льготной категории, то должен иметь соответствующую транспортную карту. Их, кстати, сейчас выдают бесплатно, а вот обычный пластик нужно покупать – за 500 тенге.

На субсидии бюджет выделил 3,9 млрд тенге, по состоянию на 1 ноября из них освоено 2,9 млрд. Конечно, деньги идут только тем автотранспортным предприятиям, которые выполняют определенные требования. Одно из них – принятие в штат всех водителей, которые прежде работали как индивидуальные предприниматели, просто арендовавшие транспорт у фирм.

– Благодаря субсидированию обновляется автобусный парк, например, крупнейший перевозчик – Автобусный парк № 1 – уже приобрел 30 новых автобусов – низкопольных, с тремя дверями, кондиционированием, видеонаблюдением, и мы сняли вопрос по многим маршрутам, в том числе в пять пригородных сел, – говорит Арслан Калиякбаров. – В целом это помогло довести показатель регулярности перевозок до 80%. До конца года это же предприятие получит еще 20 автобусов, в начале следующего года – еще 30.

Плюс 20 новых больших автобусов в начале 2023 года будет закупать ТОО «Павлодарский автокомбинат». Это опять-таки даст уменьшение интервала движения транспорта.

Говорить, что все проблемы общественного транспорта в Павлодаре решены, конечно же, рано. Действительно, жалоб на пригородные маршруты стало меньше, но зато страдают некоторые востребованные внутригородские – люди подолгу ждут автобуса, а в часы пик в салонах не протолкнуться. Так что новые автобусы городу реально помогут.

Правда, есть одно большое «но» – неизвестно, кто сядет за руль. Ведь пока не удалось решить проблему с дефицитом кадров. Катастрофически не хватает водителей с правами категории Д – даже сейчас автокомбинат готов принять 80 человек, автобусный парк – 50–60, а с приходом новых автобусов потребность увеличится в два раза.

Если до принятия решения по субсидиям руководители транспортных предприятий говорили, что им просто нечем платить – предложить достойную зарплату, мол, не можем, то теперь заверяют – деньги есть. Все водители в штате, работают с напарниками, правда, не всегда, так что есть допустимая переработка, но так и доход больше: на руки получают от 250 тыс. до 400 тыс. тенге. А желающих крутить баранку с утра до вечера все равно нет.

В тяжелый пандемийный период люди ушли туда, где проще и лучше, а новых найти не удается. Ведь получить права категории Д может только тот, кто до этого пять лет отъездил на автобусах малого класса, то есть имел права категории Д1. В общем, пока тупик, если правила получения водительских прав не упростят. С такой просьбой профильная автоассоциация обращалась в МВД, но поддержки не нашла.

Остается надеяться на финансовый стимул. А для этого нужна ответственность горожан, готовых платить «безналом». Схема простая: чем больше пассажиров проходит через систему, тем больше субсидий получает компания-перевозчик, у которой появляется возможность купить новые автобусы.

На новый транспорт субсидии в разы больше, чем на старый. А значит останутся деньги и на высокие зарплаты водителям. В общем, в теории все неплохо. Как будет на практике – покажет время.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Тест на прочность: держаться вместе!
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Ради водворения правды
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Этностиль остается на пике популярности
Казахский должен стать языком межнационального общения
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Черепахи умеют улыбаться
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
В центре знают о нуждах регионов
Всестороннему развитию казахского языка нужно уделять повышенное внимание
Наша сила в единстве
Превратили остановку в арт-объект
Легионеры будут уповать на меценатов
«И Родина щедро поила меня…»
Эмоции взяли верх
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Взаимопомощь стала чертой казахстанского характера
Санврачи на страже качества воды
Фонтаны в Астане запустят 1 мая
Более 1,5 тыс. тонн гуманитарного груза отправлено в регион…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]