
Проводиться эта работа будет на основе нового Закона «О государственной службе». По словам Президента Нурсултана Назарбаева, процесс обновления госслужбы – ключевой механизм успеха всего замысла модернизационного процесса в Казахстане.
Как говорится, большое начинается с малого, поэтому хочу акцентировать внимание на качестве государственных услуг. В этой сфере происходит наибольший контакт населения с властью. За последние несколько лет здесь произошли колоссальные изменения. В принятом в 2013 году Законе «О государственных услугах» впервые появились новые понятия и термины, такие как «государственная услуга», «стандарты и регламенты госуслуг», «услугодатели» и «услугополучатели» и так далее. Также были приняты другие социально значимые нормативно-правовые акты в данной сфере.
В соответствии с вышеназванным законом полномочия по оценке и контролю качества оказания госуслуг возложены на Министерство по делам государственной службы и его территориальные департаменты. Одним из механизмов контроля является мониторинг деятельности госорганов. Каждый услугодатель обязан проводить у себя внутренний контроль качества оказываемых им услуг, в частности, осуществлять мониторинг нарушений сроков, количества поступающих жалоб на качество, наличие необоснованных отказов в процессе предоставления с выработкой конкретных предложений по улучшению.
В свою очередь Министерство по делам госслужбы и его территориальные департаменты осуществляют внешний мониторинг результатов работы услугодателей-госорганов по данному направлению, которые в последующем используются как для анализа ситуации в этой сфере, так и для выборочных проверок. В 2015 году в Атырауской области оказано свыше 2,2 млн госуслуг, из них 76% – местными исполнительными органами.
В целом за 2015 год департаментом Министерства по делам госслужбы по Атырауской области в рамках проверочных мероприятий выявлено 557 фактов нарушений законодательства в сфере оказания госуслуг. В большинстве случаев допускаются факты истребования у услугополучателей документов, не предусмотренных стандартами, необоснованные отказы, а также нарушения сроков оказания. За допущенные нарушения к различным видам дисциплинарной ответственности привлечены 24 должностных лица.
Анализ причин, способствующих указанным правонарушениям, показал ненадлежащий уровень осведомленности госслужащих региона, особенно районов и сельских округов, о требованиях законодательства в сфере оказания госуслуг. В связи с этим департаментом в 2015 году обеспечено проведение разъяснительной работы с охватом более 900 представителей госорганов, в чьи обязанности входят вопросы оказания госуслуг.
Еще одним механизмом контроля и важным аспектом повышения качества этой работы служит регулярный общественный мониторинг, то есть обращение к мнению потребителей с целью выяснения уровня удовлетворенности населения качеством госуслуг, определения проблем и поиска путей оптимизации данной сферы.
Согласно результатам общественного мониторинга, проведенного по госзаказу министерства, в 2014 году средняя удовлетворенность населения качеством оказываемых госуслуг по Атырауской области составила 9,1 балла из 10 возможных. По данным 2015 года, данный показатель – 7,5 балла, то есть налицо снижение. Такая ситуация, на наш взгляд, прежде всего связана с тем, что перечень услуг в 2015 году был полностью обновлен, то есть оценка проводилась по новым социально значимым госуслугам, в процессе оказания которых возникают проблемные вопросы. В настоящее время департаментом совместно с акиматом Атырауской области прорабатывается вопрос проведения аналогичного общественного мониторинга в рамках госзаказа акимата.
Отдельного внимания также заслуживает проводимая работа по профилактике коррупционных проявлений в сфере оказания госуслуг. Ни для кого не секрет, что эта сфера – одна из наиболее подверженных коррупции. Из-за несовершенства процедур оказания госуслуг и недостаточной доступной информации об их получении граждане зачастую становятся жертвами нечистых на руку чиновников.
По результатам работы прошлого года по данному направлению нами выявлены многочисленные коррупционные риски, в том числе противоречия между нормами стандартов госуслуг и другими законодательными актами, а также в деятельности госорганов установлены факты необоснованных отказов, создания искусственных барьеров и бумажной волокиты. На основании мер реагирования департамента выявленные коррупционные риски устраняются и нарушенные права граждан восстанавливаются.
Наряду с этим департаментом на постоянной основе обеспечивается координация работы госорганов по повышению информированности населения и бизнеса о порядке получения государственных услуг.
Необходимо отметить: несмотря на масштабную работу, проводимую Правительством по переводу госуслуг в электронный формат, доля граждан Атырауской области, получающих госуслуги через ЦОНы и портал «электронного правительства», все еще остается на низком уровне. В 2015 году доля оказанных в электронной форме госуслуг по Атырауской области составила всего 24%.
С учетом сегодняшних возможностей необходимо широко использовать потенциал информационных технологий, поскольку они экономят время, снижают материальные расходы, а также минимизируют коррупционную составляющую.
Резюмируя изложенное, хотелось бы отметить, что мы живем в век информационных технологий, которые развиваются с таким ускорением, что все новое быстро устаревает, и появляется сверхновое. Появляются новые вызовы, возможности и условия, которые на постоянной основе требуют совершенствования и улучшения действующих инструментов работы и в целом системы.