Ежедневно бригады санитарно-авиационной службы обслуживают в среднем от восьми до десяти вызовов, и с каждым годом число тревожных звонков только растет. Если в первой половине текущего года обслужили 2 412 вызовов, то за аналогичный период прошлого года их было 2 021. По информации Асхата Ахылбекова, координатора по санитарной авиации ЮКО, к помощи службы прибегают в случаях, если нет возможности оказать больному квалифицированную медицинскую помощь на месте. Причины тому могут быть разные: отсутствие оборудования или же специалистов, имеющих достаточную квалификацию. Врачи сами решают, доставить специалистов к месту дислокации пациента или же транспортировать его в лечебное учреждение, где есть все необходимое для его спасения.
Круглосуточную вахту несут 10 санитарных автомашин, девять из которых являются реанимобилями, оснащенными необходимым оборудованием для оказания неотложной медицинской помощи. Два автомобиля предназначены для новорожденных и укомплектованы специальным транспортным инкубатором. Конечно, превалирующее большинство вызовов приходится на наземный транспорт, но нередки случаи, когда на помощь спешат воздушные суда. Санитарная авиация региона располагает самолетом Ан-2 и вертолетом Еurocopter ЕС-145. Они предназначены для транспортировки тяжелых больных, как правило, из отдаленных районов области. Время авиатранспортировки из самой отдаленной точки региона не превышает полтора часа.
Айжамал Изтлеуова в службе санавиации работает более восьми лет. Старший фельдшер принимала участие в спасении не одной жизни. Медик утверждает, что это командная работа, от слаженности и оперативности которой зависит результат. К примеру, в декабре прошлого года вертолет отправился в Шардаринский район, где у мужчины открылось желудочное кровотечение. Состояние пациента ухудшалось на глазах. Счет шел на минуты. И тогда бригада приняла решение посадить вертолет на окраине Шымкента на площадке возле памятника Байдибек-би. Там его уже ждал реанимобиль, на котором пациента за 20 минут доставили в операционную областной клинической больницы. Если бы летели в аэропорт, а потом везли в стационар, времени ушло бы как минимум вдвое больше. Оперативное вмешательство тогда спасло человеческую жизнь, но если бы не вертолет и не решение медиков изменить привычный маршрут, сложно сказать, чем могла бы закончиться эта история.
– К обслуживанию вызовов, поступающих по линии санавиации, привлекаются десятки врачей разных специальностей, имеющих высокую квалификацию, – говорит А. Ахылбеков. – Чаще всего медикам приходится иметь дело с пострадавшими в дорожно-транспортных авариях, обслуживать пациентов, получивших ожоги и ножевые ранения, оказывать акушерско-гинекологическую помощь.