Манфред Грунд побывал в Астане во главе делегации депутатов бундестага, вместе с которыми в казахстанской столице они провели встречи с руководством казахстанского Парламента, членами Правительства, посетили территорию выставки «ЭКСПО-2017».
– Господин Грунд, в нынешнем году Казахстан и Германия отмечают 25-летие установления дипломатических отношений. Как за эти годы развивалось сотрудничество наших стран? – В первую очередь я хотел бы поздравить Казахстан с 25-летним юбилеем Независимости, который ваша страна отпраздновала в прошлом году.
Когда Казахстан только получил суверенитет, ситуация в стране была невероятно сложная, и тогда стояла, по сути, одна задача – обеспечить выживание людей в условиях, когда экономика и социальная сфера были в руинах. Параллельно с этим необходимо было утвердить государственную независимость, выстроить сбалансированные отношения с миром, что также было задачей не из легких. Но Казахстану удалось сделать и то и другое. За 25 лет республика проделала большой путь развития во всех сферах – экономике, социальной сфере, политике, демократические преобразования.
Успеху страны способствовали дальновидные политические решения Президента Нурсултана Назарбаева. Еще в 1991 году он своим указом закрыл Семипалатинский испытательный полигон, принял решение об отказе от ядерного оружия. В 1994 году выдвинул инициативу о создании Евразийского союза, которая сегодня уже реализована. Казахстан принимал активное участие в деятельности международных организаций, заслужил доверие мирового сообщества, чему яркие доказательства – председательство в ОБСЕ и недавнее избрание страны в непостоянные члены Совета Безопасности ООН.
Германия была одной из первых стран, признавших независимость Казахстана, и все эти 25 лет наши отношения развивались последовательно и дружественно по всем направлениям. Приведу только один пример. В 2012 году между правительствами наших стран было заключено соглашение о партнерстве в сырьевой, промышленной и технологической сферах. Казахстан был среди первых стран, с которыми Германия подписала такого рода документ. Думаю, это хорошо показывает, насколько мы заинтересованы в двустороннем сотрудничестве и его последовательном развитии.
– В 2015 году Казахстан и ЕС подписали соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве. На каком этапе процесс его ратификации в Германии? – Соглашение действительно очень примечательное: Казахстан – это первая страна постсоветского пространства, с которой подписан документ столь многоплановый и многосторонний, кроме того, ваша республика его заключила уже будучи частью Евразийского экономического союза. Это очень важное достижение.
Для полного вступления в силу документ должен быть подписан Европейским парламентом и ратифицирован парламентами всех стран – участниц ЕС. В Германии он как раз находится в процессе ратификации.
Новое соглашение создает расширенную правовую основу для политических и экономических отношений между ЕС и Казахстаном и тем самым основу для более сильного политического диалога и наращивания сотрудничества во многих других областях. Соглашение подчеркивает усилия в области устойчивого развития, демократии, построения правового государства, соблюдения прав и основных свобод человека, а также сотрудничества и вовлечения гражданского общества в процессы принятия политических решений. Приоритетами расширенного партнерства в области внешней политики и политики безопасности будут такие сферы, как обеспечение региональной стабильности, укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, предотвращение конфликтов, кризис-менеджмент.
– Какие вопросы сотрудничества обсуждались в рамках вашего нынешнего визита в Астану? – Я сюда прибыл с делегацией из пяти депутатов бундестага, мы все являемся членами парламентской группы дружбы «Германия – Центральная Азия», регулярно посещаем Казахстан и регулярно принимаем в Германии своих казахстанских коллег.
В Астане мы провели встречи с парламентариями, которые также входят в группу по поддержке дружбы, встретились с председателем Мажилиса Нурланом Нигматулиным, министром иностранных дел Кайратом Абдрахмановым. Поскольку сотрудничество Казахстана и Германии распространяется на очень многие сферы – круг вопросов на переговорах был очень широкий. В частности, обсуждали, почему наше соглашение о сырьевом партнерстве развивается не так динамично, как хотелось бы. Поднимали вопросы международного характера – стратегия сотрудничества с Центральной Азией, ситуация в Афганистане, роль Астанинского процесса и вклад Казахстана в дело установления мира в Сирии. Конечно же, мы также вели беседы о прошедшей в вашей стране конституционной реформе.
Наша делегация посетила территорию строящейся выставки «ЭКСПО-2017». Германия на выставке в Астане будет представлена одним из самых крупных павильонов, и наша концепция такова, что мы хотим показать не статичные достижения или технологии, а саму страну в процессе изменений, в движении к прогрессу. У казахстанского ЭКСПО очень важная тема – устойчивое развитие, возобновляемые источники энергии, связанные с этим технологии. Германия заинтересована во всех этих направлениях, и мы хотим посмотреть, что представят другие страны, в том числе Казахстан, хотим увидеть перспективы.
– Что Вы можете сказать о конституционной реформе, проведенной в Казахстане? – В Казахстане президентская форма правления, схожая с президентской демократией во Франции, когда избранному Президенту отводится большая часть полномочий по управлению страной. Глава государства является гарантом стабильности в стране, задает импульсы дальнейшему развитию и определяет стратегические его направления, как, например, у вас Президентом принята программа «Казахстан-2050». Принятые поправки в Основной закон закрепляют передачу части полномочий Президента Парламенту и Правительству. И также, о чем редко упоминают, этой конституционной реформой предусматривается усиление роли местного управления и самоуправления. То есть укрепляется не вертикаль власти, а горизонталь.
Случай в мировой практике почти уникальный, потому что во многих странах прослеживается тенденция, напротив, проводить реформы в сторону усиления президентской власти. А в Казахстане принято политическое решение провести децентрализацию власти, укрепить гражданское общество. Многие международные организации, как, например, Совет Европы, Венецианская комиссия, рассмотрели конституционную реформу в Казахстане и оценили ее как правильный вектор развития. Теперь только время покажет, как будут новые идеи Конституции воплощаться в жизнь.
– Казахстан сегодня находится в процессе глубоких преобразований, основная цель которых – войти в 30 самых развитых стран мира. По Вашему мнению, какие у нас на этом пути шансы? – Отличные шансы, я считаю. Потому что все цели, которые до сих пор ставил перед собой Казахстан, – они воплощались, вам всегда удавалось достичь запланированного. Думаю, и этой цели ваша страна также добьется.
Мы все свидетели, как Казахстан с успехом преодолевал различные этапы глобального финансово-экономического кризиса, как отреагировал на падение цен на сырье, и, как результат, сейчас мы видим, что показатели экономики в вашей стране постепенно идут в рост. Кроме того, в Казахстане есть социальная стабильность, мир в многонациональном обществе, а это то, чем могут похвастаться далеко не все страны из ныне входящих в топ-30 самых развитых. Плюс конституционная реформа, которую провела ваша страна, способствует тому, что будет создаваться более открытое общество с широкими взглядами на жизнь. На данный момент это оптимальные условия. Нужно только продолжать работать.