Ежегодное Послание Конституционного совета является одним из наиболее значимых событий политико-правовой жизни страны. Оно оглашается на совместном заседании обеих палат Парламента, которое правомочно, в соответствии со статьей 53 Конституции республики, наряду с Посланием рассматривать важнейшие, порой судьбоносные вопросы политико-правовой жизни государства.
Причем оглашение Послания на совместном заседании палат Парламента вовсе не означает, что документ адресован лишь депутатскому корпусу. Все высказанные в нем оценки, наблюдения и пожелания должны быть внимательно изучены уполномоченными государственными органами и общественностью. Именно поэтому реализация всех решений Конституционного совета контролируется Советом по правовой политике при Президенте Республики – гаранте Конституции.
Каждое Послание – это результат системного анализа Конституционным советом процессов развития конституционализма в стране, в котором представлены не только определенные этапы и конкретные результаты конституционного строительства, но и дано видение их перспективного развития – в соответствии с задачами раскрытия потенциала Конституции и реализации стратегических задач внутренней и внешней политики, поставленных Главой государства.
Послание 2017 года – 21-е по счету, и так же, как и предыдущие, наполнено актуальным содержанием, концентрированным анализом ряда важнейших событий за прошедший со времени предыдущего Послания год, оказавших серьезное влияние на развитие конституционализма.
В самом центре этих событий в первую очередь необходимо назвать осуществление по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева масштабной конституционной реформы. 10 марта 2017 года Глава государства подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», предусматривающий 25 поправок в 19 статей Конституции.
Одной из важнейших поправок, имеющих ключевое значение для казахстанской государственности, стало закрепление на конституционном уровне, наряду с унитарностью и территориальной целостностью республики, главной ценности нашего народа – независимости (п. 2 ст. 91 Конституции).
Поправки в Основной закон страны являются логическим продолжением совершенствования всей государственной и общественной жизни Республики Казахстан, начавшегося с самого обретения суверенитета. Причем все наши правовые реформы привлекают внимание и мирового сообщества, для которого важно, чтобы молодая страна нашла свое место в мире как демократическое правовое государство с рыночной экономикой, внятной миролюбивой внешней и внутренней политикой. И в этом плане знаковым является положительное заключение Европейской комиссии за демократию через право Совета Европы (Венецианская комиссия) по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».
В Послании представлен ряд предложений Конституционного совета, реализация которых окажет положительное влияние на дальнейшее упрочение режима конституционной законности. Среди них – целесообразность изучения научно-экспертным сообществом вопросов конституционного патриотизма, конституционных культуры и мышления, конституционно-правового мировоззрения граждан в качестве одной из важных методологических предпосылок политико-правовой реформы.
Данное направление представляется одним из важнейших в условиях объявленной Президентом масштабной работы по модернизации общественного сознания и духовного развития казахстанцев. Оно подлежит конкретизации в действиях по совершенствованию обучения специалистов-юристов, а также правовом всеобуче всех граждан.
Учитывая конституционные новеллы 2017 года, а также исходя из целей, провозглашенных в программной статье Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», считаем, что необходимо пересмотреть содержание учебных программ по конституционному праву, подготовить новые учебники, серии популярных брошюр и наглядных пособий, демонстрирующих конституционные ценности и конституционный патриотизм, раскрывающие характерные черты и обновленное содержание Конституции РК, успехи страны в результате проводимой Главой государства конституционно-правовой политики. Аналогичная тематика должна быть постоянно, профессионально и доходчиво представлена на телевидении и радио, в Интернете и социальных сетях.
Иными словами, на повестку дня выдвигается задача формирования прочного, массового, я бы сказал, всеохватывающего конституционализма, лежащего в основе деятельности каждого чиновника и всех институтов государства, а также повседневного поведения каждого гражданина, всего общества.
Далее Конституционный совет предлагает осуществлять формирование и внедрение эффективной системы всеобъемлющего конституционного мониторинга, инициирует выработку перечня индикаторов, на основе которых оценивалась бы эффективность законодательства и правоприменительной практики. По сути, именно Конституционный совет с самого начала своей деятельности проводит конституционный мониторинг. Однако в современных условиях усложнения и ускорения процессов политической и правовой, экономической и общественной жизни требуется слаженная работа всего государственного аппарата, всех слоев общества по проведению на системной основе мониторинга повседневной и повсеместной реализации конституционных ценностей, укреплению конституционного правопорядка на всех уровнях.
По большому счету речь идет о конституционной защищенности ценностей и основных устоев Республики Казахстан, то есть о конституционной безопасности граждан, общества и государства. Данная тема в последние годы стала предметом активного обсуждения на крупных международных форумах. И это совершенно обосновано. Вокруг нас немало примеров, когда забвение данной проблематики умело использовалось кукловодами различных искусственных цветных революций.
Именитые зарубежные и казахстанские ученые, руководители иностранных органов конституционного контроля аргументированно доказали необходимость восприятия конституционной безопасности как составляющей национальной безопасности. Она, по их мнению, имеет специфические характеристики, испытывает влияние особых вызовов и угроз и требует разработки и принятия комплекса стратегических и тактических мер по их предупреждению и нейтрализации.
Конституционная безопасность граждан, общества и государства лежит в основе общественного согласия и политической стабильности, поступательного развития республики по предложенному Главой государства пути вхождения Казахстана в число 30 наиболее развитых государств мира.
Конституционный совет непосредственно воздействует на формирование действующего права, в том числе международно-правовой базы страны, развитие законодательства, на процесс законотворчества, правоприменительную практику, направляя их в конституционное русло. В Послании нынешнего года также обращается внимание ряда государственных органов на отдельные аспекты правового регулирования, требующие принятия определенных организационных и законодательных мер, а также повышение уровня исполнительской дисциплины.
Реализация представленных в Послании предложений будет способствовать дальнейшему углублению и укреплению казахстанского конституционализма, явится действенным средством осуществления определенного Главой государства курса политической реформы и повышения эффективности реализации Конституции в условиях Третьей модернизации.