Восхождение к глубинам

1457
Булат Хусаинов, академик КазНАЕН, доктор экономических наук, профессор

В этом году 80 лет исполнилось выдающемуся современному мыслителю казахского народа Мурату Ауэзову, заложившему концептуальные основы теории цивилизации кочевых народов.

фото Юрия Беккера

Философские взгляды нашего современника, ученого, культуролога, писателя, дипломата, крупного государственного и общественного деятеля Мурата Ауэзова, уверен, окажут неоценимое влияние не только на формирование национальной культурной политики, казахскую литературу и историю, но и на развитие Казахстана в целом.

Основой для статьи послужили глубокие по содержанию рассуждения Мурата Ауэзова, высказанные им в «Телеэссе» – 15-серийном цикле, впервые появившемся в прошлом году на телеканале «Абай ТВ». Возможно, многие увидят некий парадокс в названии статьи. Отнюдь. Это восхождение мыслителя к глубинам «осевой эпохи», восхождение, направленное на «восстановление памяти» и «гордости человека и общества».

Невозможно не согласиться с утверждением Мурата Ауэзова, что «в XX веке произошла самая страшная трагедия для казахов – голод 30-х годов…», трагедия которая порождала «безверие в будущее». Отталкиваясь от этой страшной трагедии, он подходит к самому главному – трагическому финалу конно-кочевой цивилизации и задается закономерным вопросом: если это был конец, то где же тогда было начало этой цивилизации?

По его мнению, именно конно-кочевая цивилизация представляет основу, дух и красоту казахской культуры. Этим он устанавливает, во-первых, «связь времен», «колодец времен», а во-вторых, преодолевает запрет на многолетнее, если не многовековое «фрагментарное сознание», которое пытались «вживить» в казахский народ клевреты тоталитарного режима.

За точку отсчета зарождения конно-кочевой цивилизации взята середина I тысячелетия до нашей эры (2,5 тыс. лет назад), конец бронзового века и начало эпохи железа. Это время, когда «конь становится средством покорения больших пространств», на «историческую арену евразийского пространства выходят конные кочевники». Именно кочевники впервые в истории связали разные части Евразии.

Происходит органическое взаимодействие разных культур, разной веры – Китая, Индии, античного мира. Взаимодействие культур, «искры взаимоудивления народов», которые раньше не встречались друг с другом, приводили, по его убеждению, к «рождению потрясающих новаций, толкованию и философии понимания этого мира». Это время называют «осевой эпохой», которое Мурат Ауэзов характеризует как «взрыв интеллектуальной энергии» народов, проживающих на евразийском пространстве. Именно в это время зарождаются все мировые религии – «в Китае даосизм и конфуцианство, в Индии – буддизм, в греко-античном мире на смену мифам приходит история».

Преднамеренно использую определения нашего выдающегося современника, ибо невозможно передать их тонко подмеченный им смысл и красоту, которые в оригинале нужно слушать и читать. Без всякого преувеличения в цикле передач «ТЕЛЕЭССЕ», равно как и в других выступлениях, статьях и, конечно же, незабываемых беседах во время наших встреч, бурлит и льется каскад оригинальных мыслей и суждений, которые наполняют нас новыми бесценными знаниями. Высокоинтеллектуальные беседы с Муратом Мухтаровичем имеют непреходящее значение для развития человека и доставляют огромное эстетическое наслаждение.

Методология и новизна его исследования заключаются в том, что он, в отличие от историков, опирается на шедевры мировой литературы и искусства. Если говорить о начальном периоде «восхождения» – это Библия («Ветхий завет» и «Новый завет»), Одиссея Гомера, эпос о Гильгамеше, Шекспир, Конфуций, Лао Цзы и сонм других классических произведений и авторов, которые не единожды и с удовольствием им перечитаны и, думается, по-новому осмыслены в контексте меняющегося времени и пространства, динамике и статистике цивилизационного процесса.

На глубоком философском анализе этих произведений и антагонизме их героев (Гильгамеш и Энкиду: «в степи рож­денный», «кто в степи рожден, велики его силы», Каин и Авель), Мурат Ауэзов раскрывает драматическое взаимодействие двух миров – оседлого и кочевого, земледелия и кочевья.

Весьма интересным и оригинальным, на наш взгляд, является утверждение, что кочевники «положили начало глобализации». Это обосновывается тем, что именно с кочевников началось «движение», «великое переселение народов», «эпоха великих географических открытий».

Как экономист-исследователь, много лет занимающийся проблемами мировой экономики и международных отношений, в том числе проблемами глобализации, полностью согласен с утверждением Мурата Мухтаровича. Конечно, глобализация в той форме, в которой мы ее понимаем сегодня, во времена кочевья не существовала. Но неоспорим тот факт, что конь стал важным средством покорения огромных пространств, государства и народы стали активнее взаимодействовать, происходило проникновение культур, обмен товарами, идея­ми и многое другое.

Кочевники были одними из первых, кто активно вступил в многосторонние торговые отношения, развивая новые торговые маршруты на огромной части планеты. Для меня очевидно: утверждение «кочевники и глобализация» занимает авангардное место в поиске ответа на вопрос: с какого времени берет начало глобализация? «Кочевники и глобализация» – это не изученная проблема, требующая серьезного научного исследования.

Завораживает уникальность исследования Мурата Ауэзова, заключающейся в его масштабности и потрясающей глубине, базирующейся на энциклопедических знаниях, феноменальной эрудиции, оригинальности суждений, изложенных необыкновенно красивым языком. Невозможно охватить в одной статье все исследуемые эпохи – древнетюркскую, караханидскую, средневековье. Но «ядро, откуда все пошло» – это «та самая осевая эпоха», это появление конно-кочевой цивилизации, «судьба которой трагически завершилась в 30-е годы XX столетия». Трагедия и подтолкнула Мурата Ауэзова, по его словам, к поиску начала цивилизации кочевников.

Наверное, закономерен тот факт, что эволюция развития на евразийском пространстве привела к появлению и становлению Великого шелкового пути, названной в свое время Осью мира.

«Кто владеет Осью мира, тот владеет миром». Об этом много написано. Так, в начале XX века британский географ из Оксфорд­ского университета Х. Дж. Маккиндер опубликовал статью «Географическая ось истории», в которой отмечалось: кто владеет этим «Осевым регионом» (от Сибири через Центральную Азию до Восточной Европы), тот станет мировой державой.

Статья оказала огромное влия­ние на геополитическое мышление XX века. Поэтому многим следует понять и усвоить – инициированный китайской стороной проект «Один пояс – один путь» – это выстраи­вание доминанты над Шелковым путем. Такова реальность нашего времени, и об этом важно постоянно помнить.

Муратом Ауэзовым блистательно проведен анализ влия­ния культуры, искусства и традиций кочевого народа древнетюркской эпохи на культуру танского Китая, ренессансного периода Поднебесной. Акцент на древнетюркском времени не случаен. Это время сложных взаимоотношений между Западно-Тюркским, Восточно-Тюркским каганатами (VI–VIII века) и Китаем танской эпохи, время коллизий и противоречий между тюрками и тамгачами (так тюрки называли китайцев).

Примечательный факт – родоначальником танской эпохи был Ли Юань родом из северного пограничья Китая, населенного потомками степняков-тоба, охарактеризованными Львом Гумилевым как этнос, «в равной степени близкий Китаю и Великой Степи».

Проникновение культуры и искусства кочевников выражается в появлении в жизни китайцев множества конных всадников, молодых людей, носящих тюркскую одежду и т. д. В современной терминологии прослеживается явно выраженный тренд влияния тюркской культуры.

Китайцы очень хорошо знали тюркский мир, что убедительно подтверждено в поэзии танской эпохи. Мурат Ауэзов особо выделяет стихи великого Бо Цзюйи, посвященные юрте.

Одной из самых главных ценностей казахской культуры была и остается юрта – символ единства, дома, семьи. Как пишут источники, увидев однаж­ды казахскую юрту, Бо Цзюйи был «поражен ее простотой, практичностью и глубокой философией». Вот начало стихо­творения «Прощание с юртой и очагом»:

«Я помню, я помню дыханье

зимы

И посвист летящего снега.

Я стар, мне несносно дыхание

тьмы

И мертвенный холод ночлега.

Но юрта, по счастью,

была у меня,

Как северный день голубая…»

Приведем еще один показательный пример симпатии и преклонения перед тюркской культурой. Царевич Ли Чэн-цянь подражал тюркам во всем. Он устроил настоящую тюркскую ставку на территории дворца, восседая перед шатром в облачении тюркского хана.

Окружавшие его рабы тоже были в тюркских одеждах. Говорить он предпочитал по-тюркски, а не по-китайски. Источники свидетельствуют, что китайцам очень понравилась юрта. В зимнее время юрта кочевников была жилищем, несравненно более совершенным по сравнению с китайскими домами VII века. Китайские вельможи ставили юрту у себя во дворе и переселялись в нее на зимнее время.

В период многолетнего противостояния тамгачей и тюрков появляется неординарная личность – политический и военный деятель Восточно-тюркского каганата Тоньюкук, которого казахи называют муд­рый Тонгкук. По его словам, он получил воспитание и образование «под влиянием китайской культуры». Но «всю свою жизнь он посвятил тюркам», борьбе с тамгачами. Все свои знания и опыт, полученные от китайцев, он посвящает тюркам, чтобы они окрепли.

И тюрки, как свидетельствует история, действительно окрепли. Подтверждение тому – битва на реке Талас, произошедшая в 751 году. Тюрки, мобилизовавшись и объединившись с арабами и согдийцами, нанес­ли сокрушительное поражение армии танского Китая. Это поражение осталось в памяти многих поколений китайцев.
С тех самых пор до настоящего времени не было военной экс­пансии на территорию Цент­ральной Азии. Помнят поражение тамгачей «везде, кроме как у нас», – удивляется Мурат Мухтарович.

Исключительная ценность исследования Мурата Мухтаровича заключается в том, что он блистательно показал проникновение культуры кочевого народа в танский Китай на фоне противостояния двух по существу разных миров. Все, что касается взаимоотношений с предками Китая, имеет для нас исключительное значение, особенно на современном этапе развития. Это предопределяет чрезвычайную актуальность изучения Китая, что слабо представлено в отечественной науке.

В увлекательном диалоге с российским политологом и журналистом Максимом Шевченко 28 марта этого года Мурат Мухтарович, отвечая на его вопрос: «Как Вы в себе ощущаете кочевника? В чем заключается в Вас кочевник?» потрясающе точно и удивительно красиво ответил: «Земледелие и кочевье, или оседлость и кочевье – это двуединая составляющая рода человеческого. Здесь начало консенсуса, начало толерант­ности, начало взаимопонимания. Я – кочевник, и сказано это не для красного словца, я всю жизнь исповедую в жизни своей, в быту своем культ свободы, недопущения насилия над моей волей».

Надеюсь, не ошибусь, утверж­дая, что для Мурата Ауэзова конно-кочевая цивилизация является символом свободы, силы и независимости. Кочевники, живущие в гармонии с природой и своими животными, вели особый образ жизни. Думается, что для него как мыслителя кочевые народы были источником вдохновения и силы.

Уверен, что образ и дух кочевника проник в глубину сердца Мурата Ауэзова. Осмелюсь утверждать – рождение движения «Жас Тулпар», одним из основателей и лидеров которого он является, связано с кочевником. Зародившись весной-летом 1963 года в Москве, оно стало движением студентов-интеллектуалов, платформой для молодых писателей, поэтов, художников и других творческих личностей. Жастулпаровцы стремились отойти от стереотипов и традиций, искать новые формы выражения и призывали к свободной, критической мысли.

Конечно, о движении «Жас Тулпар» лучше всего расскажет сам Мурат Ауэзов. Здесь же не могу не сказать о судьбе коллективной монографии «Эстетика кочевья», написанной в 1976 году и прожившей всего «один день в полиграфическом исполнении тиражом в 3 тыс. экземпляров». По решению бюро ЦК Компартии Казахской ССР весь тираж был пущен «под гильотину» в прямом смысле этого слова.

Как отмечает Мурат Ауэзов, в Институте философии Академии наук СССР дали очень высокую оценку монографии, охарактеризовав ее как «первое философское исследование художественного мира кочевых народов». Как и многим людям современного Казахстана мне, к большому сожалению, не довелось читать «Эстетику кочевья». Надеюсь, что моно­графия все-таки увидит свет и неравнодушные и свободолюбивые граждане нашей страны смогут познакомиться с фундаментальным исследованием, в котором значительную роль сыграл Мурат Мухтарович и его нетленные идеи.

В заключение подчеркну, что философские размышления Мурата Ауэзова, включая прошлое и будущее нашего народа, требуют вдумчивого и серьезного изучения. Для того чтобы осмыслить и понять его философские воззрения, заложенные им методологические основы эпохальной цивилизационной теории кочевых народов, потребуется многотомное исследование. «Человек по натуре своей предрасположен к красоте, благородству» – это изречение в полной мере относится к Мурату Ауэзову.

Мурат Мухтарович – пас­сионарное явление современности! Национальное достояние и гордость казахского народа, достойный сын великого классика Мухтара Ауэзова!

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
Свыше 1,2 тыс. единиц спецтехники убирают снег в Астане ночью
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Столп национальной духовности
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Председатель АДГС встретился с молодежью Астаны
Четверть века на службе Родине
Как противодействовать наркоторговле
Пожаловаться не на что, а о хорошем – скажем!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]