Воспитание души: герои Маркеса впервые заговорили на казахском языке

3311
Юлия Пулина
собственный корреспондент по области Ұлытау

В независимом Казахстане спектакль по мотивам произведения Маркеса ставится второй раз,
впервые – на казахском языке. 

фото Виктора Шавнева

Культовое произведение Габриэля Гарсиа Маркеса представили на сцене Жезказганского казахского музыкально-драматического театра, постановка называется «Макондо». Зрителям рассказывают историю семьи Буэндиа с ее чудесами, невероятными героями, проживающими свою жизнь, полную грешной страсти, и страдающими от родового проклятия.

Габриэль Гарсиа Маркес – признанный гений магического реа­лизма, и не каждый режиссер решится перенести на сцену шедевр мировой литературы – «Сто лет одиночества». Жезказганский театр в коллаборации с режиссером-постановщиком Даниилом Филипповичем и режиссером по пластике Вадимом Дубовиком (оба из Беларуси), а также художником по свету Еламаном Ахметовым из Костаная использовали все возможные ресурсы – свет, пластику, реквизит, музыкальное сопровождение, чтобы передать атмосферу, внутренний мир романа.

Здесь много действующих лиц, и некоторые актеры играют сразу несколько ролей. Путаница в персонажах не важна, главное – посыл, который герои на сцене передали со всей яркостью и страстью: «Я монстр, я думал, что иду к Богу, но на самом деле отдалялся от него». Зрителю предлагается пережить трагедию одиночества вместе с семьей Буэн­диа – от первого ее поколения до полного уничтожения.

– В независимом Казахстане это вторая постановка по произведению Маркеса, – рассказывает директор театра Досхан Сакен. – И впервые – на казахском языке благодаря переводу Кенжебая Ахметова. Для наших зрителей и артистов – это первое знакомство с таким материа­лом, где артисту предлагается играть три-четыре персонажа, а зрителю – принять артиста в нескольких ипостасях.

В основе сюжета – проклятие рода Буэндиа, представители которого не смогли избежать влечения, чувств к своим близким родственникам. Тема инцеста очень чувствительна, но нельзя отрицать, что в мире такое до сих пор происходит.

– Говорят же, что за грехи родителей платят потомки, – отмечает Досхан Сакен. – У казахов нельзя родниться до седьмого колена, в романе Маркеса тоже говорится об этом. Есть такое проклятие, когда говорят: «Желаю тебе долгой жизни, чтобы ты увидел, как твой грех искупают твои потомки». Его исполнение мы видим на примере семьи Буэндиа.

Эту тему поднимали и другие мэтры литературы, говорит Досхан Сакен. Так, у Мухтара Ауэзова есть пьеса «Карагоз», где общество воспротивилось союзу влюбленных, которые находились в родстве. Из-за невозможности быть вместе они оба сошли с ума.

– Главная героина Урсула, основательница рода Буэндиа, прожила 120 лет, наблюдая, как все ее потомки до безумия влюблялись в своих близких родственников, – поясняет он. – И когда рождалось очередное дитя, она с тревогой осматривала младенцев в поисках поросячьего хвостика. Урсула жила в надежде избавиться от проклятия, но жить 120 лет с такими тревогами – страшно.

Цыган предупреждал ее возлюбленного Хосе Аркадия Буэн­диа, что, если он пойдет по этому пути, его потомки будут прокляты и в итоге род погибнет. Но он не поверил…

– Выбор есть всегда, – уверен Досхан Сакен. – Традиции нас хранят, общество предупреж­дает, когда кто-то пытается нарушить важнейшие правила. И если кто-то не реагирует на сигналы, расплата неминуема.

У каждого персонажа – своя линия, каждый живет в ожидании расплаты за грех, не понимая, что изначально обречен. Эти невероятные чувства на сцене блестяще показали актеры Нуржан Бейсбеков, Нурлыхан Файзиев, Айнур Кабдырашова, Гулдер Алиева, Мади Саденов, Медет Сламгазы, Канагат Бейсенбай, Рауана Окшиева, Кенжетай Абильдин, Мейрамбек Еркебеков.

– Для наших актеров это новый опыт, новый язык. Честно скажу: им было сложно, – подчеркивает Досхан Сакен.

Это вторая постановка белорусского режиссера Даниила Филипповича в Казахстане. До этого он сотрудничал с русским драматическим театром из Тараза. Подготовка к спектаклю заняла около года.

– Было интересно, ведь я ехал работать в театр с большой историей, своей художественной линией, – рассказывает он. – Уверен, что зритель был немало взбудоражен спектаклем, и это правильно. Театр должен говорить про все.

Легкое начало спектакля может обескуражить тех, кто знает конец истории. По мнению режиссера, сначала, как и вез­де, нет ничего, но постепенно все превращается в тяжеловес­ную борьбу. Это отражено в ритмике постановки, ее композиции, постепенно пустота становится жизнью. Спектакль говорит и о Боге, о том, во что мы верим. Главное на жизненном пути – не стать монстром. А проклятие заключается в одиночестве…

Тема одиночества актуальна в современном мире, говорит Даниил Филиппович. Можно окружить себя миллионами людей, но при этом чувствовать одиночество, потому что мы мелки перед политическими или стихийными событиями, которые обрушиваются на нас ежедневно.

– Ты маленький человек, ты ничего не решаешь, – говорит он. – И вот о таком маленьком человеке, который на пути к Богу стал монстром, мы хотели рассказать. Маски в спектакле – символ чудовищ, в которых мы превращаемся, это наши темные стороны. Есть у маски и другой смысл: когда в соцсетях мы показываем свою жизнь красивой, реальность может быть совершенно иной. И таких отсылок к современности в спектакле много.

Прежде режиссер из Минска не ставил Маркеса, более того, пока он не видел и театральных постановок по его произведениям.

– Габриэль Гарсиа Маркес – очень сложный автор, – говорит режиссер. – Не каждому под силу его прочитать. У него есть одно предложение, которое длится две страницы. Однако все складывается само собой, хоть и сложно понять текст – столько имен, переплетений… Так и в спектакле: ты понимаешь начало – кто родоначальник, и финал, где ребенок родился с поросячьим хвостиком…
В теат­ре и не должно быть понятно все. Задача не в том, чтобы развить мозг, она другая – воспитать душу.

Популярное

Все
Еще один частный футбольный клуб
Мировая популярность тогызкумалака
Промышленная группа из Казахстана запускает в США химический комплекс
На службе согласия и единства
Закон Республики Казахстан Об искусственном интеллекте
Дроны на службе
Успех мергенов в Каире
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях
Бюро Сената
Фольклорных дел мастер
Работа над четвертым томом продолжается
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
Астана – драйвер туристической отрасли
Президент выразил соболезнования по поводу гибели людей при пожаре в Туркестанской области
Когда дому требуется новое «пальто»
Чтобы отдых был комфортным
Дебютный гол Дастана и суперсейвы Темирлана
Идет борьба за лидерство
От переквалификации – к стабильной занятости
Получить путевку в жизнь
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Все строго по правилам
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Жемчужина осеннего Шымкента
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Сенсационное серебро из Японии
Стратегическое партнерство, ориентированное в будущее
В работе помогает робот
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
В Halyk Bank выдали кредит на человека с инвалидностью
Подъем АПК обеспечили меры господдержки
Москву украсили флагами Казахстана и России в преддверии госвизита Токаева
Молодежь созидает будущее
Казахстан и Россия открывают новую эру стратегического партнерства – Токаев
В Шымкенте представлена монография Александра Подушкина о государстве Кангюй
На счету уже 18 медалей!
Молодые казахстанцы создали приложение для изучения английского языка
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка
Дело «Хуторских»: Хасана Касымбаева приговорили к 12 годам колонии
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?

Читайте также

«Рука в рукавице»: в Астане состоялась совместная выставка …
Национальный театр имени Мухтара Ауэзова открыл сотый теат…
В Национальной академической библиотеке Казахстана открыли …
Юные вокалистки из Казахстана стали призёрами международног…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]