Глянуть со стороны на развитие давно известных в городе субъектов малого и среднего бизнеса помог пресс-тур, организованный МИР РК и АО «Национальное агентство по развитию местного содержания NADLoC». В нем приняли участие представители корпорации «Казахмыс», Группы компаний ERG, АО «Казцинк». По словам Дмитрия Усова, директора Комитета центра промышленной кооперации Национального агентства по развитию местного содержания, выездные туры по стране предприняты для того, чтобы понять, какие меры поддержки нужны отечественному МСБ в выпуске продукции достойного качества.
Задача – наладить на месте бесперебойное производство с импортозамещением для регулярных поставок. Национальное агентство по развитию местного содержания выступает своего рода посредником по новым видам продукции. Оно изучило потребности крупнейших компаний и потенциал предприятий МСБ и взялось поработать над тем, чтобы гиганты индустрии максимально закупали необходимую продукцию у наших товаропроизводителей.
Например, у производственного предприятия «Гидро-Сервис KZ», которое специализируется на изготовлении и поставках рукавов высокого давления любой сложности и конфигурации для иностранной и отечественной техники. До появления этого цеха в Карагандинской области подобная продукция не создавалась. К ней проявила интерес компания «Казцинк».
Гордостью области служит ТОО «Aliay paint», производящее строительные краски. Три года назад завод удостоился знака «Лучший товар года» в области. На нем трудятся 20 человек. А самый крупный потребитель его продукции – столица. Все ее значимые объекты покрыты карагандинскими вододисперсионными красителями на акриловой основе. Сами производители дают им срок гарантии от 7 лет. Они же служат по 15–16 лет.
Сегодня основные потребители лакокрасочного предприятия – главные застройщики ЭКСПО-2017. Около 20 тонн краски отправлено в летние месяцы компаниям Baziz и BI Group. Заводчане готовятся поставить 50 тонн штукатурки «арабик» для фасадов на главном бульваре микрорайона ЭКСПО. Завод планирует получить объемы по внутренней отделке объектов Всемирной выставки и, заглядывая вперед, участвовать в подготовке к Всемирной универсиаде в Алматы в 2017 году. Так что предприятие на несколько лет ориентировано на внутренний рынок.
– В прошлом году впервые в Караганде мы запустили новый проект производства красок. Ими красят фасады при температуре 10–15 градусов… мороза, – удивил журналистов директор завода Марат Жумажанов. – Проект уже в действии: в прошлом году зимой наши партнеры «ККК-Бетон» покрасили два дома. Результаты отследили весной и летом и убедились, что краски ведут себя прекрасно. Планируем дальнейшее сотрудничество. А в лаборатории нами уже получен новый продукт – гидроизоляционная краска, преимущество которой не только в цене. В наших климатических условиях, где перепады между стужей и жарой от 80 до 100 градусов, она будет использоваться в строительстве в контакте с агрессивными средами.
Если про кого-то и говорят, что сапожник без сапог, то только не про карагандинскую фабрику. И руководители носят те самые туфли, что шьются здесь. Карагандинским обувщикам отдают предпочтение чиновники из Астаны и в Караганде. С конвейера сходит обувь различных размеров – до 46-го, а на 48-й делают уже вручную.
Предприятие работает по заявкам. Оно не первый год обеспечивает рабочими башмаками корпорации «Казахмыс» и «АрселорМиттал Темиртау», шьет сапоги и ботинки для военных. Собственный кожевенный завод поставляет качественную натуральную кожу всех видов. Поэтому мужские ботинки, полуботинки, туфли на разные сезоны делаются из натуральных материалов и по вполне приемлемым ценам. К тому же прекрасно выглядят.
– В первые годы, – поделился технолог Госман Арынгазимов, – фабрика производила 1 000–1 500 пар. Модели были слабенькие. Обувь клеили и прошивали. А сейчас запустили машину Desbe, на которой ставят такую подошву, которую нельзя оторвать. Увеличилась производственная мощность – в месяц выпускается около четырех тысяч пар обуви. Это не предел, все зависит от заказов. Машина в смену может выдавать 800 пар.
Можно порадоваться и за ТОО «Руми-эн». Это одно из трех образовавшихся из бывшей чулочно-носочной фабрики предприятий. Причем оно осталось в тех же фабричных стенах. В год коллектив из 48 рабочих и специалистов выпускает 1,5 млн пар всех видов носков и колготок из хлопка, казахстанское содержание которых составляет выше 76%.
При госзаказе месячный план достигает 200 тыс. пар. Это одно из предприятий, спрос на продукцию которого заметно увеличился с момента свободного курса тенге, и она сразу стала конкурентоспособной. Теперь чулочно-носочный товар везут не из Китая и России в Караганду, а наоборот. Сети супермаркетов в южных и северных городах страны с удовольствием берут его на реализацию.
Директор Иван Бредихин рассказал, что еще год назад не знали, как освободить склады. Сегодня продукция расходится по 29 супермаркетам, 14 из которых в Алматы и 5 – в Астане. Покупателям нравятся и цена, и качество. Если раньше фабрику не замечали, то сегодня к ней увеличилось внимание и со стороны государства, которое делает заказы. На ярмарке местных товаров для населения «Руми-эн» заняло третье место. Ее руководство нацелено на расширение производства и поставило задачу заменить импортные вязаные изделия на отечественные.
– Действительно, наши предприятия стали использовать современные технологии, обучают сотрудников за рубежом. В итоге выпускают продукцию не хуже, чем за границей. И заказчики уже поверили в отечественных производителей, начинают всматриваться в наш рынок и смелее закупают продукцию у местных предприятий, – оптимистично подвел итоги встреч на предприятиях Дмитрий Усов.