Парламентом приняты поправки в законодательство о выборах. Среди новелл есть нормы, регламентирующие порядок проведения прямых выборов акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов.
Как отметила старший научный сотрудник Отдела социально-политических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Жанар Санхаева, указанные поправки являются планомерным продолжением реформирования системы местного самоуправления в Казахстане.
– Если обратиться к международной практике, то развитая система самоуправления включает в себя ряд элементов, среди которых выборы глав сельской администрации, функционирование сельского совета либо активное участие самих граждан в собраниях, формирование самостоятельного бюджета и расширение его доходной части и изменение характера отношений местной и вышестоящей власти, – подчеркнула эксперт. – Таким образом, новая система избрания акимов в Казахстане в первую очередь направлена на формирование устойчивого развития сельских территорий посредством вовлечения граждан в процессы принятия решений.
Жанар Санхаева обратила внимание на то, что сельские жители могут выдвинуть свою кандидатуру путем самовыдвижения. Так претендующий на пост акима кандидат-самовыдвиженец непосредственно вовлекается в политический процесс с низового уровня. Важно и то, что избрание сельских глав путем прямого голосования является непосредственным выбором самих сельчан не просто своего акима, а его предвыборной программы, которая должна включать в себя пути решения актуальных проблем в этой местности. Необходимо отметить, что косвенные выборы, проходящие с 2013 года, исключали возможность прямого выбора акима населением.
– Нельзя забывать и о том, что выдвижение кандидатов политическими партиями, что также предусматривается поправками, крайне важно для партийного строительства «снизу вверх», – добавила эксперт КИСИ. – Это позволит партиям на местах, в регионах наращивать свой электоральный потенциал и институализироваться. Сельские избиратели со своей стороны получают еще один канал участия в процессах, проходящих в парламентских партиях.
Эксперт также отметила, что в Казахстане выборы сельских акимов имеют продолжительную историю, которую условно можно разделить на несколько этапов. Первый этап – это проведение 20 октября 2001 года экспериментальных выборов в 28 населенных пунктах. Второй этап включает в себя организацию и проведение косвенных выборов сельских глав, впервые прошедших в августе 2013 года, на которых депутатами районных маслихатов были избраны 2 454 акима городов районного значения, сельских округов, поселков и сел. В настоящее время осуществляется переход к прямым выборам, который можно определить в качестве третьего этапа.
Таким образом, тема выборов и электоральные процедуры для жителей сел не являются чем-то малоизвестным. Можно говорить о достаточной готовности населения к прямым выборам акимов городов районного значения, сельских округов и сел. Это подтверждено и высокой активностью сельских избирателей на президентских и прошедших в текущем году парламентских выборах.
– Выдвижение кандидатов в сельские акимы партиями будет способствовать более интенсивному взаимодействию сельских избирателей с политическими институтами. Таким образом будет формироваться новое качество политической культуры и электоральной грамотности на местах, – подчеркнула Жанар Санхаева.
В свою очередь старший научный сотрудник отдела социально-политических исследований КИСИ при Президенте РК Слямжар Ахметжаров сделал акцент на том, что эффективность решения социально-экономических вопросов в регионах зависит от двух так называемых стейкхолдеров (заинтересованных сторон). Первый стейкхолдер в данном случае – аким, второй – местные сообщества.
– С одной стороны, компетентность и ответственность акимов позволяют им определять проблемы села, требующие решения со стороны местных исполнительных органов, – уточнил эксперт. – В случае отсутствия необходимых средств сельские акимы могут и должны ставить этот вопрос на более высоких уровнях госуправления. С другой стороны, деятельность акимов, в том числе и по освоению средств, требует общественного контроля. В данном контексте актуализируется роль местных сообществ. От того, насколько активна их гражданская позиция, зависят прозрачность и подотчетность местных исполнительных органов. Кроме того, включение местных сообществ в процесс обсуждения актуальных проблем позволяет выработать наиболее сбалансированную госполитику, отражающую интересы местного населения.
Слямжар Ахметжаров отметил, что сейчас в Казахстане государством принимаются все необходимые меры для расширения возможностей сельских граждан в плане участия в местном самоуправлении. С 2018 года в Казахстане внедрен бюджет четвертого уровня, согласно которому села с населением более 2 тыс. человек имеют возможность самостоятельно утверждать бюджет своего сообщества. Так, у сельских жителей появилась возможность отслеживать объем налоговых поступлений и доходов местного бюджета, а также определять приоритетные направления, куда будут направлены средства для решения вопросов.
– Внедрение практики прямых выборов сельских акимов окажет позитивное влияние на социально-экономическое развитие сельских территорий, – считает эксперт КИСИ. – Во-первых, открытая и конкурентная борьба среди кандидатов в акимы позволит выявить наиболее компетентных и профессиональных руководителей, знающих специфику местных проблем и способных найти ключ к их решениям. Во-вторых, избранные акимы будут лично заинтересованы в исполнении своих предвыборных обещаний, налаживании коммуникаций с местным сообществом, а также привлечении необходимых инвестиций в село для развития агросектора, туризма и других направлений.
В этом контексте индикатором эффективности деятельности акимов будет последующий уровень электоральной поддержки. То есть главы администраций, сумевшие продемонстрировать успешный менеджмент, будут иметь высокие шансы на победу в следующих выборах.