– Закон определил новые пути выхода предприятий из кризиса, в том числе после признания их банкротами, – пояснил на брифинге в Службе центральных коммуникаций директор департамента налогового контроля Комитета государственных доходов МФ РК Ерлан Нурланбаев.
Во-первых, это урегулирование неплатежеспособности. Если у предприятия есть долги, ему не обязательно идти на банкротство. Закон позволяет должнику договориться с кредиторами, как и в какие сроки он сможет рассчитаться с долгами. На это ему предоставляется два месяца. При этом не начисляется неустойка, и никто не может подать на банкротство. Достигнутое соглашение утверждается судом, и должник возвращается к обычной деятельности. Выплаты кредиторам совершаются согласно графику.
Во-вторых, переход от банкротства к реабилитации. Случается, что собственник предприятия-должника получил шансы вытащить свой бизнес из «долговой ямы», однако механизм банкротства уже запущен. Принятый закон позволяет перейти от банкротства к реабилитации. Нужно разработать план реабилитации, согласовать его со всеми кредиторами и направить в суд. Со дня применения судом реабилитации, на основе разработанного плана процедура банкротства прекращается.
В-третьих, закон предоставляет возможность должнику на любой стадии банкротства заключить мировое соглашение со всеми кредиторами. Обязательное условие – предварительно должны быть погашены все долги по заработной плате. После утверждения судом мирового соглашения решение суда о признании должника банкротом не подлежит исполнению.
В-четвертых, продажа компании-банкрота и смена собственника. Согласно принятому закону предприятие-банкрот можно купить целым имущественным комплексом с наименованием и торговым знаком и стать его новым собственником. После расчетов с кредиторами предприятие лишается статуса банкрота.
– Реализация закона позволит обеспечить максимальное сохранение бизнеса, рабочих мест и налогооблагаемой базы, а также сократить сроки проведения процедур реабилитации и банкротства, – подчеркнул Е. Нурланбаев.
На брифинге отмечалось, что на сегодня более 2 тыс. предприятий находятся в стадии процедуры банкротства, и в сумме требований большой удельный вес приходится на налоговую задолженность. Однако при этом инициаторами процедуры банкротства в 45% случаев по задолженности перед бюджетом выступают органы госдоходов, более 30% – сами должники и порядка 20% – кредиторы должников.
– Законом предусмотрено, что должник в течение 6 месяцев, после того как он узнал о своей неплатежеспособности, обязан подать в суд об инициировании процедуры банкротства, – прокомментировала руководитель управления по работе с задолженностью департамента налогового контроля Комитета государственных доходов МФ РК Айгуль Уалиева. – В случае, если должник не подает самостоятельно иск о банкротстве, то налоговые органы после принятия всех способов и мер взыскания, предусмотренных Налоговым кодексом, вправе инициировать процедуру банкротства. Если должник признается банкротом по инициативе органов госдоходов, а его имущественная масса недостаточна для удовлетворения кредиторов должника, то мы вправе привлечь самого должника к субсидиарной ответственности, то есть тогда руководители и учредители будут отвечать всем свои имуществом по долгам этого предприятия.
Как сообщил Е. Нурланбаев, утвержден план действий по реализации новых механизмов реабилитации и банкротства, а также урегулирования неплатежеспособности, в рамках которого создана межведомственная выездная рабочая группа по разъяснению законодательства РК о реабилитации и банкротстве в областных центрах и городах Астане и Алматы. В феврале текущего года при акиматах областей, Астаны и Алматы организованы региональные межведомственные комиссии для выработки предложений по снижению уровня задолженности предприятий, а также обеспечения информированности бизнеса о механизмах реабилитации и банкротства.
Кроме того, разработано 100 актуальных вопросов и ответов в области реабилитации и банкротства, размещенных на сайте уполномоченного органа, его территориальных подразделений, а также в социальных сетях.