Высокое искусство танца

1221
Раушан Шулембаева, Алматы

В первые дни весны для юных артистов стало доброй традицией выступать перед взыскательной алматинской публикой на сцене старейшего академического театра страны. Зал был покорен грацией и пластикой танцовщиков, исполнявших легко и эмоционально классические балетные номера с головокружительными пируэтами и впечатляющими па. Неудивительно, что ребят награждали долгими овациями и не отпускали со сцены.

В национальный блок праздничной программы в честь юбилея Абая вошли такие танцевальные номера, как «Қырандар», «Аққулар» и «Серілер салтанаты». Мультиинструментальное произведение «Қырандар» («Беркуты»), созданное фольклорно-этнографическим ансамблем «Туран» на основе народных традиций и казахских музыкальных инструментов, звучало на балетной сцене таин­ственно, архаично и в то же время современно.

Старинная музыка органично слилась с казахским танцем в хореографии старшего преподавателя академии Анвары Садыковой. По ее словам, композицию они назвали так же – «Қырандар», чтобы сохранить идею, заложенную в музыке, и более полно воплотить ее плас­тическим языком танца.

Другой танец был создан по произведению фольклорно-этнографического ансамбля «Хассак» – «Серілер салтанаты». Хореографы постарались воспроизвести в нем народные игры, айтыс и продемонстрировать торжество импровизации, которым владели сэри и сал – степные менестрели, бывшие искусными в музыкальном, ораторском, цирковом искусстве, дрессуре коней. Сэри и сал кочевали по аулам и устраивали зрелищные представления, про них можно сказать, что они стояли у истоков музыкально-театрального искусства казахов. Уникальное явление сэри и сал прекрасно описано в романе «Путь Абая» Мухтара Ауэзова на примере Биржана-сал.

– Одним из главных направлений нашей академии наряду с классическим является казахский танец, – рассказала Анвара Садыкова. – Прекрасная музыка фольклорно-этнографических ансамблей вдохновила нас на оригинальные постановки, в ней есть глубина, читается национальный код. Музыканты смог­ли преподнести традиционную музыку современно и интересно, причем без аранжировок и искусственных звуков, а лишь игрой на народных инструментах.

Прекрасные сценические костюмы дополнили картину праздника казахской степи: искрящаяся россыпь талантов, импровизации и сочинительства сэри и сал. И конечно, стремительного полета беркутов «Қырандар» – птицы, которая часто становилась героем казахского фольклора. К слову, о костюмах. В академии работает первая в Казахстане Лаборатория казахского танца под руководством заслуженной артистки РК, профессора Тойган Изим.

– Мы, молодые преподаватели, получаем в этой лаборатории творческий опыт, изу­чаем исконные фольклорные элементы казахского танца без стилизации, узнаем, как происходит пластическая передача движений, характера и образов национального танца, – продолжила Анвара Садыкова. – Прежде чем приступить к постановке, изучаем историю героев, которых хотим воспроизвести в танце, их костюмы, эпоху, в которой они жили.

Первый проректор Казахской национальной академии хореографии Бибигуль Нусипжанова добавила, что они привезли в Алматы и фрагменты из балетов, которые на сценах наших театров идут редко. Благодаря сценическому и преподавательскому опыту ректора академии, народной артистки России, лауреата Государственной премии Алтынай Асылмуратовой они были воспроизведены и включены в репертуар академии.

– К примеру, «Гаяне» – известный советский балет, который давно уже не ставится у нас, – отметила проректор. – Наши воспитанники показали фрагмент из этого балета «Танец с саб­лями», и, судя по горячему приему пуб­лики, мы не ошиблись с выбором. Самому юному артисту – 11, а старшему участнику концерта – 18 лет, так как в Алматы в рамках сценической практики приехали учащиеся школы-колледжа академии. Говоря о практике, подчеркну, что все наши воспитанники введены в спектакли столичных театров – «Астана балет» и «Астана Опера».

Богатую программу концерта в честь 175-летия Абая составили классические номера и современные постановки казахстанских и зарубежных хореографов.

Помимо казахских танцев, прог­рамму украсили новые композиции, созданные специально для воспитанников академии: «Трио для троих» и «Чакона» в стиле контемпорари. Впечатлили также фрагменты из «Дон Кихота», «Феи кукол», «Корсара», «Спящей красавицы», «Коппелии» и других замечательных произведений балетного искусства. Их хореографическая редакция, стиль, особенности постановки позволили молодым танцовщикам показать искусное владение различными техниками и наглядно продемонстрировать, что академия вносит серьезный вклад в развитие и популяризацию хореографичес­кого искусства в нашей стране.

Популярное

Все
Токаев поздравил православных с Пасхой
Спикер Сената: Православные вносят весомый вклад в укрепление мира и согласия в нашем общем доме
Премьер поздравил православных с праздником Пасхи
Правительство выделило из резерва свыше 816 млн тенге на ремонт котельных в Кокшетау
В Кульсары подтопленными остаются более 100 жилых домов
Религиозные экстремисты задержаны в двух городах Казахстана
Швёнтек выиграла все крупнейшие грунтовые турниры
Бойцами Нацгвардии проведено 150 км берегоукрепительных работ с начала паводков
Глава МКИ поздравила православных с Пасхой
Китай запустил зонд к обратной стороне Луны
Казгидромет представил прогноз по засушливости в мае
Ветеранам войны к 9 мая выплачена единовременная соцпомощь
Туристический пассажирский поезд запустят из Сианя в Алматы
Более 5,6 тыс. мероприятий проведено с начала акции «Таза Қазақстан»
Древние рукописи и книги передали в Казахстане
Мадонна выступила перед 1,6 млн человек на пляже в Бразилии
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
ЕС готовится к переговорам о членстве с Украиной и Молдовой
Новое предложение Израиля по перемирию в Газе дает надежду на соглашение
Детей растить и Родину защищать
Рукописи на арабском, персидском и чагатайском языках XVIII-XX веков представлены в Астане
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Возобновлена работа пункта пропуска «Желкуар»
Минздрав внедряет новые подходы в оказании неотложной помощи в акушерстве
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Александр Бублик вышел в третий круг «Мастерса» в Мадриде
Злые языки страшнее пистолета
О дамбах и арыках: из опыта наших предков
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Паводки: на пристальном контроле остается Атырауская область
Полиция Казахстана, Украины и Чехии ликвидировала две группы интернет-мошенников
Сумками выносили деньги из хранилища глава филиала и кассир банка в Степногорске
Токаев принял главу КНБ
Урок на приусадебном участке
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных

Читайте также

В Президентском центре РК открылась тематическая выставка, …
С молитвой о мире, добре и благополучии
Наполнить жизнь благодатным светом
Не бойся дороги, были бы кони здоровы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]