Защищая небо и землю

3800
Асель Тимирова

Военно-воздушные силы – самый мобильный и маневренный род войск

фото предоставлено пресс-службой Сил воздушной обороны МО РК

Силы воздушной обороны – вид Вооруженных сил Республики Казах­стан, предназначенный для борьбы с воздушным противником, защиты важных административно-политических центров, прикрытия промышленно-экономических районов и группировок ВС от ударов авиации и ракет, а также для поражения с воздуха группировок противника, объектов государственного и военного управления. В соответствии с Указом Президента «О реформировании Вооруженных сил РК» от 17 ноября 1997 года предусматривалось создание трех видов ВС: Силы общего назначения, Силы воздушной обороны и Силы охраны государственной границы. А 1 июня 1998 года были сформированы Силы воздушной обороны ВС РК путем подчинения под единое управление соединений и частей ВВС и ПВО.

– В отличие от гражданской авиации мы обеспечиваем воен­ную бе­зопасность нашего государства. Входим в состав Министерства обороны и являемся самым мобильным и маневренным родом войск, – рассказывает заместитель командующего ВВС Медет Аскетаев.

По его словам, Минобороны сегодня располагает достаточным количеством летчиков, имеющих высокую квалификацию и уровень подготовки для решения поставленных задач. Обучение и первоначальную подготовку военные летчики в основном проходят в Военном институте Сил воздушной обороны, расположенном в Актобе. Обучаются наши защитники воздушного пространства и в зарубежных военных учебных заведениях.

– При поступлении абиту­риенты, желающие стать военными летчиками, проходят профессио­нальный отбор для летного состава. В первую очередь это должен быть гражданин Казахстана, достигший 18 лет. Срок обучения составляет четыре года, по окончании им присваивается первое офицерское звание лейтенанта. Ежегодно на протяжении всей летной карьеры их проверяют на знание положенных дисциплин, умение и профессионализм во время полетов, и, конечно, очень важны медицинские показатели, – продолжает Медет Бауырланович. – После 27 лет стать военным летчиком уже не получится, потому что предъявляются серьезные требования к здоровью и профессиональной подготовке.

В распоряжении ВВС РК имеются военно-транспортные и боевые самолеты и вертолеты, а также беспилотные летательные аппараты – тактические и оперативно-тактические. Как обращаться со всей этой техникой, должен знать каждый военный летчик. Поэтому летную науку легкой точно не назовешь.

– Это огромное трудолюбие! Летательный аппарат – очень сложный механизм, для управления которым требуется хорошая теоретическая подготовка. Кроме того, это большая физическая нагрузка для пилота. Недаром летный состав в основном уходит на заслуженный отдых в возрасте от 48 до 55 лет. Но если позволяет здоровье, то выполнять полеты можно и до 60 лет, – делится собеседник.

Одним словом, отличное знание дела, холодный ум и здоровое тело – залог успешного полета. Однако бывает и так, что некоторым летчикам по состоянию здоровья приходится уходить в запас раньше времени. Это уже зависит от решения военных медиков.

Любовь к своему делу и защита Родины стали главными путеводителями в карьере командира экипажа авиационной эскадрильи армейской авиации Нурпеиса Ташполатова. У капитана за плечами стаж службы в вооруженных силах более десяти лет. Им освоены такие типы вертолетов, как Ми-8МТ, Ми-17В-5, Ми-171Ш.

– Я вырос в ауле и с самого детства, когда видел пролетающие вдалеке вертолеты, мечтал стать пилотом! В начале своего профессионального пути испытывал огромное волнение перед каждым полетом. Сейчас понимаю, что это вполне естественно, ведь управление вертолетом требует полной сосредоточенности и ответственности. Со временем, с пришедшими опытом и тренировками пришла уверенность, – вспоминает капитан Ташполатов.

Когда весной 2024 года сразу в нескольких регионах случились большие паводки, Нурпеис Таш­полатов был как раз одним из тех пилотов, которые принимали участие в ликвидации их последствий.

– Старался сделать все возможное, чтобы помочь пострадавшим. Все мои мысли были сосредоточены только на одном – на спасении людей. Очень хотелось, чтобы у тех, кому мы помогали, все было в порядке. Тогда я ощущал огромную ответственность перед своей страной и каждый раз говорил себе: «Это мой долг, я должен их спасти. Если не я, то кто?» – рассказывает летчик.

Как вспоминает Нурпеис Нахыпжанулы, несмотря на авральный режим работы, перед каждым вылетом проводился предполетный осмотр – ради безопасности граждан. В обыч­ном режиме проверка воздушного судна проходит на нескольких уровнях и осуществляется как техническими специалистами, так и пилотами. Это обязательная процедура.

– Работая в таком напряженном ритме, с увеличением нагрузки на летную технику в разы, очень важно соблюдать все меры безопасности. Ответственность также возрастает. Несмотря на то что в течение года самолеты и вертолеты проходят регламентное техническое обслуживание, где проверяются все узлы, агрегаты, системы, пилот лично должен проводить внешний осмотр техники, чтобы убедиться в ее исправности перед каждым полетом, – говорит капитан Таш­полатов.

Оказался на передовой во время паводков и начальник группы руководства полетами отдела боевой подготовки войсковой части 19132 Миршат Сагиндыков. Опытного летчика с 19-летним стажем отправили в зону подтоп­ления в числе первых.

– Я участвовал в ликвидации последствий паводков в Аркалыке и Жезказгане. Первые два дня были самыми сложными – мы работали без сна и отдыха. На третий день график полетов более-менее сформировался, мы постепенно втянулись в режим. Летали и днем и ночью – в очках ночного видения, работали двумя экипажами. Очень много людей пришлось эвакуировать с мест подтоплений, – вспоминает Миршат Садвакасович.

Главную свою задачу в нелегкий для страны период летчики ВВС выполнили на отлично! Их заслуги и неимоверная самоотдача во время разбушевавшейся природной стихии неоднократно были отмечены руководством Минобороны и других ведомств.

Популярное

Все
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Для ценителей казахской кухни
Apricot Fest оставил море позитивных эмоций
Молочный флагман республики
Листая страницы старинных книг
В регионе построят 12 новых организаций образования
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Музыкант с большой буквы
Сервис, кадры, инвестиции
Искусству не нужен переводчик
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Из рыболовов – в рыбоводы
Лекарственную просрочку теперь можно сдать
Чтобы помнили
Новоселье у осетра
Творцы добра
Импортозависимость будет снижена
Распоряжение Главы государства об освобождении от должности
Экоподарки от природы
Чистые берега и водоемы
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Назначен новый министр обороны Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Служебные квартиры и новую технику получили актюбинские спасатели
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Дожди с грозами накроют большую часть Казахстана
Восточный путь Турсуна Султанова
Астана и Лондон продлили военное сотрудничество до 2026 года
«Строительство АЭС в Казахстане – это очевидное, выгодное решение» - эксперт
«Будто не слышат сирены»: водителей наказали за отказ пропустить спецавтомобили в ВКО
Мировой успех художника из Петропавловска
О сравнении Казахстана с соседями высказался финансовый эксперт
ИИ управляет природными рисками
Землетрясение ощущалось близ Алматы
Марат Карабаев освобожден от должности министра транспорта
Казахстан захватил цифровое лидерство в Центральной Азии
Назначен советник Главы государства
Трамп интересовался, связано ли поведение Маска с употреблением наркотиков
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов

Читайте также

Военные самолеты предложили использовать в коммерческих цел…
Хуситы нанесли ответные удары по американскому авианосцу US…
Более 6 тыс. военнослужащих выполняли специальные задачи в …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]