Завышают тарифы и без предупреждения снимают автобусы с рейсов перевозчики в Карагандинской области

1495
Елена Ульянкина
Компании-перевозчики в Карагандинской области завышают тарифы и без предупреждения снимают автобусы с рейсов.

Жители региона и раньше были недовольны: ругали автопарки за переполненные автобусы, гонки на дорогах и грубость кондукторов. Однако с наступлением холодов ситуация усугубилась. А недавно в области произошел, можно сказать, транспортный демарш: 28 октября на линию не вышли почти все пригородные маршруты. Жители моногородов Темиртау, Сарани, Абая, Шахтинска, а также поселков Шахан, Топар и Егиндыбулак, которые работают и учатся в Караганде, не смогли добраться до областного центра.

Когда стали разбираться, выяс­нилось, что все маршруты-нарушители обслуживает одно предприятие – автопарк № 3. Он в Карагандинской области самый крупный, занимает 70% рынка.

На переговорах с чиновниками директор автопарка заявил, что не выпустил автобусы на линию из-за дефицита дизельного топлива и сложного материального положения. Перевозчик потребовал от акимата выплатить субсидии на покрытие убытков, которые положены ему по Закону «Об автомобильном транспорте». Речь шла о 2,5 млрд тенге. Власти пообещали в ближайшее время перечислить субсидии, после чего движение пригородных автобусов возобновилось.

Появились случаи, когда водители и кондукторы самовольно повышали плату за проезд. К примеру, 14 октября экипаж пригородного автобуса № 71, который возит пассажиров из Караганды в село Кокпекты Бухар-Жыраус­кого района, поднял стоимость билета с 80 до 150 тенге. Это возмутило людей. Поэтому они потребовали остановить автобус на полпути и вызвали сельского акима. Чиновник урегулировал конфликт между пассажирами и экипажем.

С такой же проблемой столкнулись и пассажиры пригородного автобуса № 84 Караганда – Ботакара. Кондуктор потребовал, чтобы пассажиры выложили за проезд не 200 тенге, как положено, а по 400. Люди возмущались, но были вынуждены заплатить, поскольку альтернативы 84-му маршруту нет.

А вот 26 октября произошел вопиющий случай, который стал реальным подтверждением ожес­точенной борьбы за план по сборам платы за проезд. На остановке в центре Караганды подрались водители двух автобусов одного маршрута. Второй приехал и стал собирать пассажиров раньше положенного времени. Первый обиделся на коллегу и в расстроенных чувствах дал волю кулакам. В результате на водителей оформили протокол за хулиганство.

К сожалению, подобные инциденты в Караганде и его городах-спутниках не редкость. Перевозчики сильно пострадали из-за карантинных ограничений. В 2020 году количество людей, которые пользуются общественным транспортом, снизилось на 65%, а пассажирооборот упал на 70%. В результате 4 из 13 автопарков области из-за нерентабельности закрылись. Перестали ходить 33 межрайонных маршрута. Все это негативно отразилось на качест­ве обслуживания пассажиров.

– В 2019 году в Караганде работали 9 компаний-перевозчиков, в настоящее время осталось 6, – сообщил руководитель отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Караганды Алибек Дюсембеков. – У них на балансе имеется 540 автобусов с учетом резерва. Ежедневно на линию выходят 350–360 автобусов. В связи с нехваткой квалифицированных водителей нет возможности обеспечить полный выход транспорта на линию и двухсменную работу.

Положение усугубил недавний дефицит дизельного топлива, который образовался из-за остановки на ремонт Павлодарского НПЗ. Тогда солярку на автозаправках продавали только по талонам. А когда дизтоплива не стало хватать общественному транспорту и автопарки стали сокращать рейсы, акимату Карагандинской области пришлось регулировать поставки горючего в «ручном» режиме.

Тут перевозчики снова стали поднимать вопрос об убыточности действующего тарифа на проезд в общественном транспорте. Сейчас он в Караганде составляет 80 тенге, тогда как расчетный находится на уровне 280 тенге. Разницу между ними власти должны покрывать за счет бюджета. Здесь чиновники с перевозчиками согласны, а вот в суммах субсидий они расходятся.

– В 2020 году на субсидирование убытков перевозчиков из областного бюджета были выделены средства в размере 900 миллионов, в 2021 году – 950 миллионов тенге, – отметил заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Карагандинской области Нурлан Есентаев. – Средства выплачены перевозчикам в полном объеме. При этом общие годовые убытки по 58 маршрутам составляют 4,2 миллиарда тенге.

Что же касается общественного транспорта Караганды, то его субсидируют из городского бюджета. На это, по данным акимата, в казне предусмотрено 4,3 млрд тенге. Причем 922 млн тенге из них перевозчикам выделили только в начале ноября, после того, как автопарк № 3 устроил транспортный демарш и не выпустил на линию пригородные автобусы.

Надо отметить, что акиматы неохотно выплачивают перевозчикам субсидии из госбюджета. Власти сомневаются в достоверности данных, которые в своих отчетах указывают автопарки. Ведь пассажиропоток в области давно никто не считал, а значит, они вполне могут завышать количество перевезенных пассажиров.

Чиновники надеются, что исправить ситуацию к лучшему поможет система электронной оплаты проезда, которую сейчас внедряют в городских и пригородных автобусах. Она должна заработать в нынешнем декабре.

Эта система позволит посчитать всех пассажиров и льготников, за проезд которых платит государство, в отдельности. Тогда станет ясно, каковы реальные доходы и убытки автопарков.

Но улучшится ли работа общественного транспорта после запуска системы электронного билетирования? Для пассажиров это самый главный вопрос.

Популярное

Все
Академия наук: миссия выполнима
Детский сад горел в Семее
Какого цвета «честный» мед?
Астана и Бухарест будут развивать потенциал Транскаспийского маршрута
Рыбакина и Швёнтек разыграют титул в Дохе
Суд обязал Трампа выплатить более 350 млн долларов
За сутки в Алматы отменено 5 и задержано 60 авиарейсов
Фильм о легендарном полководце Жалантос Бахадуре сняли в Узбекистане
В Сарыагаше выращивают клубнику по новому методу
«Одна из проблем нашей науки – привлечение молодых кадров» - Айдос Сарым
Доходы Казахстана от экспорта нефти за год упали почти на 10%
Казахфильм открыл новый сезон кинопроизводства
Против повышения тарифов на электричество выступили актюбинцы
КНБ проводит операцию по пресечению деятельности радикалов
Астрономы разуверились в обитаемости крупнейшего спутника Сатурна
Казахстан и Азербайджан будут сотрудничать в борьбе с оргпреступностью
Филиалы ведущих турецких университетов откроют в Казахстане
В 9 областях ограничено движение транспорта из-за непогоды
Порыв водопровода произошел в Кокшетау
Открытие Берлинале ознаменовалось протестами на красной дорожке
Зеленский позвонил Токаеву
Инвестиционный щит: прокуроры на страже экономики страны
Токаев подписал закон об укреплении инвестиционного сотрудничества Казахстана с Катаром
Алихан Смаилов обратился к премьер-министрам стран ЕАЭС
Ответственность перед предками и потомками
Назначен заместитель управделами президента
Перевод времени в Казахстане: как быть пассажирам, купившим билеты на полночь 1 марта
Казахстанский скакун выиграл скачки в Дубае
В трех мегаполисах страны возобновили требования по ношению масок
Информацию о митинге автовладельцев в Уральске опровергла полиция
UFC анонсировал титульный бой Даурена Елеусинова
Мальчик умер после обрезания в Акмолинской области
Казахстан и Франция договорились сотрудничать в борьбе с глобальным потеплением
Как часто будут пополняться спецсчета по программе «Нацфонд - детям»
На участке голанского преткновения
Правила посадки и высадки пассажиров изменились в автобусах Астаны
День всех влюбленных: какие вопросы следует обсудить паре до брака, рассказали психолог и юрист
Казахстан глазами американца в начале XX века
Выдающийся казахский режиссер Шакен Айманов сегодня отметил бы свое 110-летие
Казахстанцы чаще других иностранцев посещают Россию

Читайте также

День специалиста боевой подготовки учредили в РК
«Имитировал голос сына или дочки»: Обманувшего стариков акт…
Как в Акмолинской области будут разгружать курорт «Бурабай»…
Президент подписал поправки в законодательство по вопросам …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]