Жаркие споры вызвало строительство транспортной развязки почти за 14 млрд тенге в Шымкенте

2529
Любовь Доброта
Строительство транспортной развязки на сумму почти 14 млрд тенге разворачивается в Шымкенте на фоне инициированной горожанами онлайн-петиции, адресованной Президенту страны, с просьбой освободить Мурата Айтенова от должности акима.

Горячая тема

Среди причин, побудивших шымкентцев обратиться к Главе государства, упоминаются «пост­роенные и строящиеся Айтеновым транспортные развязки, еще больше усугубившие ситуацию на дорогах Шымкента».

Действительно, тема дорожных развязок – одна из наиболее обсуждаемых в городе на протяжении последних, как минимум, полутора лет. Все это время горожане испытывают колоссальные неудобства с передвижением. И это в условиях пандемии, когда на удаленке находятся школьники, когда сотрудники многих учреж­дений и предприятий перешли на дистанционный режим работы и когда автомобилей на дорогах стало намного меньше.

До ума не доведено строительство транспортной развязки на пересечении проспекта Кунаева и улицы Рыскулова, но уже сейчас начинается возведение очередного дорожного объекта, вызвавшего нешуточные страсти среди населения.

...Проспект Кунаева, переходящий в проспект Байдибек-би, пожалуй, самая длинная и самая загруженная в Шымкенте магистраль. Она пронизывает практически весь город, проходя через его центр, и нет ничего удивительного в том, что большинство водителей именно по ней выстраивает свой маршрут движения. Как результат, с каж­дым годом все чаще и длиннее здесь пробки.

Отсюда, собственно, и решение городских властей строить дорожные коридоры, назначение которых как раз в том и состоит, чтобы транспорт и пешеходы беспрепятственно пересекали крупные перекрестки. Но реализовывать дорожные проекты нужно, конечно же, в соответст­вии с Генеральным планом города и планом детальной планировки (ПДП).
С тем, что развязки нужны, согласен и председатель ОО «Ассоциация архитекторов города Шымкента» Аскар Мамырбаев. Вот только его, как специалис­та, дважды занимавшего пост главного архитектора Шымкента, абсолютно не устраивает то, как их делают.

– Начну с рынка «Бекжан», где была построена первая в городе развязка, – высказывает свое мнение Аскар Мамырбаев. – Проект вроде был нормальный, а что получили? Опять там пробки в час пик. И на пересечении Рыс­кулова – Кунаева получилось точно так же. Когда презентовали проект, все видели – там трехуровневая развязка. Через мост должна была пройти эстакада, а получили совсем не то, что нам показывали на картинке. Мы несколько раз об этом говорили, на акима выходили. Никакой реакции, никто не слушает, специалистов не приглашают обсуждать важные для города проекты, затрагивающие всех жителей. Для чего сделана упомянутая развязка, если там опять ставить светофор собираются?

Светофор на развязке

О том, что на развязке, строи­тельство которой еще не завершено, собираются ставить светофор, в интервью местному телеканалу рассказал руководитель управления транспорта и автомобильных дорог Шымкента Ержан Жолдасов, заявив буквально следующее: «Нет никаких пробок, там доработаем еще светофор, есть моменты, есть некоторые места, работаем сейчас, вопросы будут решены».

Так чиновник отреагировал на многочисленные жалобы со стороны автомобилистов, для которых проезд по новой транс­портной развязке превратился в настоящую пытку. В часы пик пробка для тех, кто едет по кругу, начинается за несколько светофоров до перекрестка.

Впрочем, заместитель акима Шымкента Максут Исахов нап­рочь отвергает строительство на развязке светофора, предположив, что Ержан Жолдасов просто «ошибся», давая интервью.

– Специалист специалисту – рознь, – говорит Максут Исахов. – Конечно, развязки не решат всех проблем. Покажите мегаполис, где вопросы пробок не стоят? Мы же не будем летать?! Магистральные улицы нужны. В Алматы такие расположены кольцом. А у нас они выстроены перпендикулярно, и поэтому на них, чтобы повысить эффективность транспортного движения, необходимо строить развязки. Да, пробки есть и тут, но если раньше пропускная способность составляла здесь в сутки 30 тысяч автомобилей, то сейчас – куда больше. А это опять же приводит к заторам в движении.

Доволен ли Максут Исахов результатом, полученным на развязке Кунаева – Рыскулова?

– Еще рано оценивать, – говорит он. – Давайте дождемся ввода в эксплуатацию подземного пешеходного перехода и тогда будем говорить. На Рыскулова – Кунаева сделали проектно-сметную документацию на развязку, но не предусмотрели тот самый пешеходный переход. Пришлось делать вдогонку, прямо на ходу меняя проект. Та же ситуация на базаре «Бекжан». Там тоже такие переходы не предусмотрели. То есть все время надо дорабатывать.

Проводился ли хронометраж движения во время проектирования, есть ли расчеты движения после завершения строительства развязки? Тоже немаловажные вопросы.



– Все это в ПСД предусматривается, я сейчас не могу назвать точные цифры, но из своего опыта скажу: от 15 до 35 процентов повышается эффективность проходимости транспорта. Что касается развязки Кунаева – Рыс­кулова, то сейчас анализируем, изучаем опыт Москвы, нам ребята подсказали интересные моменты из их практики. Правда, это немного не стыкуется с нашими Правилами дорожного движения. Москвичи предлагают сделать движение по кольцу главным. Сейчас этот момент с департаментом административной полиции обсуждаем, возможно, внесем изменения в ПДД. И посмотрим, насколько улучшится ситуация.
– Почему бы не строить новые дороги и расширять существующие? Не дешевле ли будет? – задаю вопрос собеседнику.

– 14 улиц делаем. Сейчас, к примеру, разрабатываем проект по улице Казиева, мы ее выведем до Толеметова от Рыскулова. Утегенова продлим до микрорайона «Асар», Жандосова до Адырбекова продлим, сейчас делаем проект на 350 метров. Расширим также улицу Байтерекова до улицы Алтынсарина. Рассматриваем проект вывода улицы Абая на А-2 через свинцовый завод, а также возможность строительства восточной и южной объездных дорог. Проектов много, – отвечает он.
Пока же в соответствии с Комп­лексным планом развития транс­портной отрасли города в период с 2022 по 2023 год на участке пересечения проспекта
Байдибек-би и улицы Аргынбекова начинается первый этап строи­тельства трехуровневой транс­портной развязки. Естест­венно, с вводом ограничения движения автотранспорта.

В соответствии с техническим проектом строительство будет вестись на 700 метрах проспекта Байдибек-би, 921 метре улицы Аргынбекова. По проекту будет пост­роена 4–6-полосная автомагист­раль шириной 80 метров, вдоль которой обустроят пешеходные и велодорожки.

– В этом проекте, в отличие от перекрестка Кунаева – Рыскулова, есть велодорожки, тротуары, – пояс­няет Максут Исахов. – Единственное, мы немного уменьшили их ширину. Границы этой транспорт­ной развязки не предусматривают выкупа частных земель. Все земли, на которых расположены объекты предпринимательства, находятся в аренде, частной собственности нет. Так что ничего ни у кого выкупать не придется.

Прощай, бизнес?..

Предприниматели, чьи объекты оказались в зоне строительства новой транспортной развязки, в свою очередь считают, что их бизнес находится под угрозой закрытия. Нет, кафе, магазинов, СТО, медцентров строительство не коснулось, но вот число парковок существенно сократилось, а некоторые из них и вовсе могут оказаться без съездов с большой дороги. При таком раскладе, опасаются предприниматели, они растеряют всех своих клиентов.

Найти выход из создавшегося положения пытались на уровне палаты предпринимателей, куда обратились бизнесмены.

– Мы несколько раз собирались в палате, пошли навстречу бизнесу, делаем отдельный проект для прокладки подъездных путей на стоянки, – рассказывает о проделанной работе над ошибками Максут Исахов. – Плюс пересматриваем варианты заезда к этим объектам со стороны других улиц, чтобы максимально сохранить площадь парковок. Буквально сегодня мне начальник транспорта доложил о том, что с проектировщиками нашли еще один вариант, позволяющий сделать заезд со стороны улицы Байдибек-би, но сам я еще не смотрел. Уверяю: мы максимально будем стараться для всех сделать подъездные пути.

Значит, притязания бизнеса безосновательны?

– Думаю, что здесь такая ситуация. Часть объектов построена до 2016 года, либо, если позже, то на тот момент архитектура не должна была давать разрешение на строи­тельство. Но в любом случае – ни один из объектов бизнеса в черту строительства не попадает.

И тем не менее предприниматели написали открытое письмо Президенту страны, в котором утверждают, что «около 50 объек­тов остаются без подъездных путей и парковок».

– Эта развязка будет дороже уже существующей почти в два раза, но, кажется, столь же бесполезной, – считает предприниматель Абылайхан Касымов. – Такие объек­ты строят во всем мире, но при этом возводят и дороги – параллельные и перпендикулярные. Но вот я что-то не заметил, чтобы в Шымкенте появилась хоть одна новая или была расширена хоть одна из уже существующих улиц.

О том, что выходом из ситуации могло бы стать расширение и продле­ние улиц, считает и профессиональное сообщество архитекторов.

– Перед тем, как начать строи­тельство развязки, надо определиться, где транспортный поток пойдет, понять, куда его направить, чтобы максимально разгрузить соответствующую зону, – говорит Аскар Мамырбаев. – Вот, допустим, по проспекту Байдибек-би с двух сторон по Генплану идет с восточной стороны улица Байтерекова, а с западной – Утегенова. Надо было начинать с этих улиц, расширить их и продлить до жилого массива «Бозарык» с двух сторон. И только пос­ле того, как транспортный поток распределится по этим улицам, можно начинать возводить транс­портный коридор. Сейчас опять начнутся пробки, которые ничего, кроме недовольства людей, вызвать не могут. Шымкентцам дали два месяца передышки и снова бросают их в омут заторов, объездов, нервотрепки. И при этом нет никакой гарантии, что решится проблема.

Вице-президент объединения юридических лиц «Союз строителей Казахстана и Средней Азии» Рахманали Оразбаев убежден, что вдоль одной улицы нельзя строить чрезмерно большие жилые комплексы, офисы, торговые и развлекательные центры. По Кунаева и Байдибек-би получается именно так. Это приведет к настоя­щему транспортному коллапсу. Надо бороться с причинами возникновения пробок, а не с самим их фактором.

– То, что власти делают, это точечные решения проблем, – настаи­вает Рахманали Оразбаев. – Так нельзя. Вопрос надо рассматривать масштабно, с учетом Генерального плана города и ПДП улиц. Пробка с отдельно взятого перекрестка однозначно переместится на соседний светофор, вот почему нужно комплексное решение. Вспомним развязку на Кунаева и Рыскулова, а также в Алматы возле рынка «Алтын-орда», где проблема так и не решена.

Если идти по предложенному акиматом пути, то тогда, чтобы избавится от пробок по Байдибек-би и Кунаева, придется строить развязки на каждом светофоре. Но это просто нереально и не эффективно.

Нет никакой логики в том, чтобы тратить десятки миллиардов тенге на следующую развязку без комплексного решения воп­роса. Эту стройку срочно надо остановить до тех пор, пока не будет получен ответ на вопрос: как и почему образуются пробки? Только найдя причины, можно решить проблему. Одним словом, нет смысла в центре города строить развязки, они неэффективны и не приносят никакой пользы для горожан. Наоборот, создают проблемы для пешеходов.
Видимо, следует собрать всех профессионалов данной отрасли и раз и навсегда решить вопрос с автопробками.

Каменная пустошь

Не берусь судить, насколько удобны для движения транспорта строящиеся развязки и решат ли они проблему комфортного передвижения по городу. Я не водитель, скорее, закоренелый пешеход, для которого не вопрос пройти одну за другой городские улицы пешком. Вот только делать это в Шымкенте становится все сложнее и сложнее, учитывая невероятный градус летней жары.

И строительство развязки на Рыскулова – Кунаева только усугубило ситуацию, лишив горожан сквера и широких полос зеленых насаждений, обрамлявших тротуар. Теперь с одной стороны улицы до противоположной порядка 60 метров сплошного асфальта и камня. Что уж там об озеленении говорить, если даже на велодорожки места не хватило. А узкие полоски земли между тротуарами и арыками и на разделительной полосе поспешили закатать в бетон и заложить плиткой.

– Если здесь газон сделать, то некрасиво будет, мусор постоянно скапливается на таких участках, – заявляет на белом глазу руководитель управления ПТиАД Мадияр Байымбетов. – А озеленение будет. Конечно, не везде. Для деревьев просто нет места. Во второй половине марта высадят каштаны на круге развязки и местами вдоль улицы, если будет такая возможность.

Да, наверное, по весне несколько десятков деревьев появится. Но их число, да и возраст, а стало быть, и размер кроны, дающей тень и кислород, меняющей микроклимат, несравнимы с тем, что было. Впрочем, не исключено, что до времени посадки деревьев даже оставшиеся клочки земли вполне могут оказаться закатанными в асфальт и приспособленными под автостоянки.

На днях с тем же Мадияром Байымбетовым отстаивали клочок земли, на котором расположенный вдоль Рыскулова офис уже обустраивал парковки. Бордюры установили впритык к тротуару, не оставив и метра для озеленения. И только настойчивость позволила демонтировать уже уложенные бордюры и плитку.

Такой расклад поневоле наводит на мысль, что озеленение в проекте либо вовсе не предус­мотрено, либо нет дейст­венного контроля за государственной землей, если вот так предприниматель запросто может строить автостоянку на земле, предназначенной под озеленение.

– Не кажется ли, что вы обделили горожан, образовав при строительстве развязок каменные пус­тоши? – на прощание спрашиваю у Максута Исахова.

– На магистральных улицах предполагается, что там будет большой поток машин и минимальное количество пешеходов. На других улицах, к примеру, Рес­публики, Туркестанская, мы полностью сделали удобства для пеших граждан. То есть, где имеется возможность, озеленяем.

Популярное

Все
«Мағжан оқулары-2025» вновь собрал талантливую молодежь
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
«Астана» не смогла уйти в отрыв
В Актау прошел фестиваль, объединивший мастеров тюркского мира
Чтобы жизнь удалась на все 100!
«Самғау» возродился
Послание Конституционного Суда Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан»
Туркестан – символ единства и культурного диалога
Казахстанцы из категории NEET пополнили ряды начинающих предпринимателей
Канал Найман забетонировали
Все работы хороши!
Молодежь идет на производство
Необходимы современные подходы и сберегающие технологии
Качество жизни начинается с базовых вещей
Там, где дружба, нет буллинга
Когда отходы становятся ресурсом
В Зеренде открыли современную ДЮСШ
Права восстановлены, долги возвращены
Голос гражданского общества
Технологии и человекоцентричность
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Из Рабочего поселка – в Париж
Когда региональная сила становится мировым аргументом
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
Введена в строй новая подстанция
Очередной циклон надвигается на Казахстан
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
В Казахстане стремительно растет интерес к исламским финансовым инструментам
В столице открылась фотовыставка «Моя Астана: от прошлого к будущему»
Fortebank покупает Home Credit Bank
Каждый закон, принятый в Мажилисе, разработан при активном участии фракции AMANAT
Завод по выпуску хлопьев и круп строят в СКО
Токаев посетит Минск
Овощеводство: зачем отрасли нужна глубокая переработка?
Глава государства дал старт XI международному военно-патриотическому сбору молодежи «Айбын»
Проект «Әділ қоғам» презентовал Антикор
Реформу надо завершить
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Закон Республики Казахстан
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства

Читайте также

Открытие в Астане посольства Молдовы – новый этап в развити…
Технологии и человекоцентричность
Голос гражданского общества
В Зеренде открыли современную ДЮСШ

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]