Что нужно знать об отсрочке по кредиту? Ответы на главные вопросы

2023
Фото: Kazpravda.kz/Адильбек Тауекелов
В Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка ответили на популярные среди казахстанцев вопросы по отсрочке по кредитам, передает Kazpravda.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.   

Скажите, пожалуйста, что означает отсрочка по кредиту? То есть если у меня нет возможности погашать кредит, то я обращаюсь в свой банк за отсрочкой и приступаю к ежемесячным взносам по кредиту спустя несколько месяцев, пока мое финансовое положение не стабилизируется? И до какого числа мне надо подать заявление на получение отсрочки?

– Для предотвращения случаев возникновения просроченной задолженности по банковским займам и микрокредитам приказом Агентства от 10 января 2022 года утвержден Порядок предоставления отсрочки платежей по займам физических и юридических лиц, пострадавших в результате введения чрезвычайного положения. Для получения отсрочки вы должны обратиться в кредитную организацию, в вашем случае в банк, с соответствующим заявлением до 4 апреля текущего года включительно, после чего кредитор примет соответствующее решение о предоставлении отсрочки.

Отсрочка платежей по кредиту предоставляется путем:

- установления нового графика платежей в виде равномерного распределения ранее отсроченных платежей до конца срока займа;

- увеличения срока займа с сохранением размера платежей;

- иного графика, в результате изменения условий договора банковского займа и (или) микрокредита, согласованного кредитной организацией с заемщиком.

На период отсрочки платежей по кредиту кредитная организация:

- не начисляет и не требует уплаты неустойки (штрафов, пени) по договорам банковского займа и (или) микрокредита заемщика;

- не осуществляет капитализацию (суммирование) начисленного и просроченного вознаграждения, неустойки (штрафа, пени) к сумме основного долга по договорам банковского займа и (или) микрокредита.

В случае необоснованного отказа в предоставлении отсрочки вы вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка, с приложением подтверждающих документов. Агентство на основании вашего обращения в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку его действий.

– Я являюсь индивидуальным предпринимателем и рассчитываю получить отсрочку платежей по микрокредиту. На какой период предоставляется отсрочка, и могу ли я подать заявление в МФО удаленно?

– Да, вы можете подать заявление в микрофинансовую организацию (МФО), в которой у вас оформлен микрокредит. МФО приостанавливают выплаты по основному долгу и вознаграждению по договорам микрокредита (отсрочка платежей по кредиту) заемщика при наличии информации об ухудшении его финансового состояния или ущербе, нанесенном в период чрезвычайного положения.

Отсрочка платежей по кредиту заемщика предоставляется кредитной организацией на период с 5 января по 5 апреля 2022 года. По взаимному согласию, вашего и МФО, может быть установлен иной срок отсрочки. Направить заявление в кредитную организацию можно как удаленно: с помощью электронной почты, онлайн-системы, интернет-ресурса, мобильного приложения, других средств связи, так и путем личного посещения заемщиком офиса кредитной организации.

– Какие документы необходимо предоставить для получения отсрочки платежей по кредиту?

– Отсрочка платежей по кредиту предоставляется на основании заявления заемщика, составленного в произвольной форме, содержащего причину отсрочки платежей по кредиту, с приложением документов, подтверждающих ухудшение финансового состояния. Например, финансовая отчетность, фото/видео ущерба, справка с места работы о потере дохода, справка c больницы и т.д. Заявление может быть подано в кредитную организацию до 4 апреля 2022 года включительно.

– Кредитор предлагает мне рефинансирование кредита, думаю согласиться. Какой совет вы бы дали?

– Соглашаться на рефинансирование стоит только на улучшающих условиях. То есть кредитор должен при рефинансировании предложить снижение процентной ставки, снижение переплаты, сокращение ежемесячного платежа. Рефинансировать заем на ухудшающих условиях ни в коем случае не следует, поскольку это создаст дополнительную финансовую нагрузку на вас как заемщика.

И внимательно изучайте новый договор перед его подписанием!

– Как можно получить отсрочку гражданам, которые не пострадали в период ЧП, но в то же время имеют финансовые трудности?

– С 1 октября 2021 года в Казахстане действует единый правовой режим урегулирования кредитными организациями (банком или микрофинансовой организацией) проблемной задолженности заемщиков – физических лиц. Так, кредиторы обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении они должны проинформировать граждан о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки, праве заемщика - физического лица обратиться в кредитную организацию и последствиях невыполнения своих обязательств по банковским кредитам и микрозаймам.

Если у заемщика есть просроченная задолженность по банковскому кредиту, ему необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться в финансовый институт, в котором он обслуживается, для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре.

В своем заявлении необходимо указать:

1) причину неисполнения своих обязательств. Важно иметь на руках хоть какие-то документы, подтверждающие возникшие у вас сложности;

2) свои варианты по исполнению обязательств. Вы можете предложить, к примеру: изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения, отсрочку платежа, изменение срока действия договора, метода погашения, прощение просроченного основного долга и (или) вознаграждения, отмену неустойки (штрафы, пени), создание нового графика платежа с учетом своего финансового положения или самостоятельную реализацию залогового имущества.

Кредитная организация обязана принять ваше заявление, зарегистрировать, рассмотреть и в течение 15 календарных дней предоставить ответ:

- согласиться, принимая предложенные вами изменения в условия договора;

- предоставить свои предложения по изменению условий договора;

- отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.

Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения кредитором.

В случае, если заемщику не удалось достичь согласия с кредитором, то он вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. При этом обязательно нужно предоставить подтверждение своего обращения в кредитную организацию и недостижения взаимоприемлемого решения. Агентство на основании обращения, в рамках своих полномочий, инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку действий кредитной организации.

Обратиться в агентство граждане могут следующими способами:

1) через портал электронного правительства Республики Казахстан (https://egov.kz/cms/ru), в сервисе «Электронные обращения» выбрать «Заказать услугу онлайн» и заполнить текст обращения с прикреплением подтверждающих документов;

2) с помощью электронного сервиса eOtinish (https://eotinish.kz/). Подача заявления осуществляется через приложение eGov, в сервисе «Подать обращение» нужно выбрать «Заявление» и заполнить текст заявления;

3) письменной форме по адресу агентства: А15С9Т5, город Алматы, микрорайон Коктем-3, дом 21;

4) в управление региональных представителей агентства, адреса которых можно найти по ссылке: https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/about/structure/185/1?lang=ru.

Отметим, для повышения доступности и полноты информации для населения о деятельности финансового регулятора, финансовых организаций, регулируемых субъектов и государственных услугах в агентстве с 24 мая 2021 года функционирует колл-центр по номеру: +7 727 237 1000.

Посредством колл-центра потребители финансовых услуг могут получить консультации по вопросам защиты своих прав и интересов, разъяснений норм действующего законодательства. Также стало возможным оперативно решать вопросы неотложного характера напрямую с финансовыми, микрофинансовыми организациями и коллекторскими агентствами.

В целях оперативного взаимодействия и укрепления обратной связи с населением в агентстве с 25 июня 2020 года функционирует мобильное приложение «Fingramota Online».

Популярное

Все
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
Авиакатастрофа в Актау: что известно на данный момент
Все лучшее – детям!
Прекращено досудебное расследование по факту кражи ЭЦП
Финансовая грамотность растет
Как швейцарские бабушки в суде от жары защищались
Жизнь после паводка
От контрольно-карательных мер – к процедурам уведомительного характера
В республике отремонтировано свыше восьми тысяч километров автодорог
Социальная поддержка населения в цифрах
Доступность госуслуг посредством Интернета достигла 92%
Жизнь счастливая – жизнь беспокойная
Холодец
На Алаколь за счет государства
Что нам стоит парк застроить?
Дармовщине приходит конец
Академия Нацгвардии: дисциплина, традиции, ответственность
Успехи казахстанцев на мировых кортах
Глубинка становится ближе
«Шабыт» – ода вдохновению
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
В Алматы завершился XII МКФ Bastau
Прокурор Аймаганова высказалась по делу Шерзата
Юные шахматисты Казахстана завоевали 10 медалей в Словении
«Языковой караван» сплачивает
ФИФА объявила лучшего игрока 2024 года
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Назван средний размер пенсии в Казахстане
В МЧС достигли значительного снижения числа коррупционных правонарушений
76 сельских семей региона получили жилье от государства
В Казахстане установили требования к автовокзалам и автостанциям и по пассажирским перевозкам
В Казахмысе сделали заявление по ситуации на предприятиях корпорации
В Казахстане хотят ужесточить требования к кандидатам на усыновление детей
В столице завершился II республиканский конкурс Astana Piano Passion
Токаев высказал соболезнования Макрону
От Чиангмая до Астаны
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
«Дорожная карта» по оздоровлению криминогенной ситуации принята в Алматинской области
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Трудов высокая оценка
Прорыв в дорожной сфере
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Владимир Путин прилетел в Астану
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине
Казахстан – Россия: стратегическое партнерство, обращенное в будущее
В Тбилиси спецназ разогнал протестующих водометами
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии

Читайте также

Консультант торгового дома похитил деньги со счета покупате…
Более 7 млрд тенге взыскали с алиментщиков в 2024 году
Новый терминал открывается в аэропорту Шымкента
Три ключевых закона приняты в сфере защиты прав детей уходя…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]