Дополненная реальность
Особенность переписи текущего года в том, что все статданные переводятся в цифровой формат, и это большой шаг на пути изменения не только системы статистики, но и всего государственного управления в целом. В ходе проведения переписи в первый раз была применена цифровая платформа для сбора информации, которой граждане могли воспользоваться самостоятельно. Первый опыт обеспечил красноречивые цифры – 40% казахстанцев заполнили анкеты онлайн. Таким образом, эксперимент можно признать состоявшимся – благодаря хорошей цифровой осведомленности и вере в технологическое развитие наши граждане, сами того не подозревая, изменили формат отношений с государством.
Простой казахстанец постепенный на протяжении последних лет перевод базы данных в цифровой формат мог заметить по тому, как менялись государственные услуги, – со временем появлялось все больше оцифрованных документов, которые можно получить онлайн. Благодаря уходу от бумажного формата и постепенному сведению всех данных в государстве сильно упрощается процесс управления и принятия решений – благодаря этому в 2020 году Правительство смогло обеспечить граждан выплатами в 42 500 тенге в период локдауна. Оцифрованные данные, а многие в тот момент стали «цифровыми» гражданами благодаря тесному контакту с сайтом eGov.kz, позволяли быстро принимать решения и обеспечивать доставку средств до людей, оставшихся без работы.
Безусловно, с подобными вызовами цифровая инфраструктура государства сталкивается не каждый день. Однако оцифрованные данные позволяют строить более точные модели и прогнозы, применять передовые инструменты анализа, которые требуются в ежедневной работе государственных органов, особенно тех, которые связаны с бюджетом или социальными услугами. При этом обновленная статистика становится особенно полезной – по поручениям Главы государства полностью перестроена система государственного управления. Теперь процесс планирования построен на национальных проектах, и требуются совершенно другого качества данные. С другой стороны, в ближайшие годы будет перестроена вся цифровая архитектура госуправления. Текущую модель развития меняют на платформенную, что повлечет за собой унификацию всех баз данных и инструментов работы государственных органов.
К примеру, перепись показала, насколько увеличилось население в Алматы. Новость о 108,2% охвата в южном мегаполисе говорит о том, что если по данным на 1 августа в нем постоянно проживало 2 005 496 человек, то по промежуточным итогам онлайн-переписи и опроса интервьюерами количество прошедших респондентов составило 2 170 715. Это демонстрирует властям города, что необходимо менять подходы в планировании социальной инфраструктуры, и чтобы обеспечивать качественный охват услугами, городу требуется другой бюджет.
Доверяй и проверяй
И таких фактов «новой реальности» после обработки результатов переписи станет еще больше. За 10 лет страна очень сильно изменилась, и не только в плане демографии, поменялась степень урбанизации – за прошедший период она выросла до 60%, то есть в городах живет большая часть населения страны.
Не менее важно было оценить, как пандемия повлияла на казахстанцев – и с точки зрения физического здоровья, и с материальной стороны. Напомним, из-за COVID-19 перепись была отложена в прошлом году. И так совпало, что теперь государство может оперативно оценить последствия распространения коронавируса. Это также позволит скорректировать некоторые решения в отношении как реабилитации граждан после болезни, так и в плане прививочной кампании, которая не заканчивается.
Да, перевод переписи в онлайн-формат, с одной стороны, позволил облегчить процедуру для бюджета. С другой стороны, полученный результат продемонстрировал дополнительное доверие между гражданами и государством. Люди доверяют информацию о себе платформе и государственным органам, а государственные органы уверены, что все заполнено корректно и не нуждается в многочисленных проверках.
Использование цифровых платформ в переписи – это, безусловно, ноу-хау, но и оно уже включено в международные стандарты проведения подобной процедуры. При этом казахстанская перепись этим стандартам соответствует в полной мере. Надо отметить, что грубых ошибок или нарушений в ее процессе замечено не было. Появлявшиеся негативные новости или разгоравшиеся дискуссии, скорее, говорят о том, что подобное масштабное, общереспубликанское мероприятие не может пройти вовсе без эксцессов.
Пожалуй, главную дискуссию вызвали вопросы, которые кто-то поспешил назвать некорректными (например, про количество детей, рожденных живыми). Однако это стандартный процедурный вопрос каждой переписи. Обсуждения были вызваны скорее из-за того, что переписи проходят крайне редко – раз в 10 лет, и все это успевают забыть. Также в прошлый раз, разумеется, не было никакой цифровой платформы, на которой можно было бы вчитаться в вопросы. Заполнение целиком обеспечивали интервьюеры. Учитывая частоту переписи, она всегда будет чем-то непривычным для граждан.
Теперь осталось дождаться обнародования итогов переписи населения. Благодаря цифровому формату заполнения данных их обработка займет значительно меньше времени.