- Бейбут Бакирович, расскажите, пожалуйста, об особенностях прошедшего государственного визита Главы государства в КНР. - Этот визит – исторический, он продолжает традиции встреч на самом высшем уровне, начатых Первым Президентом РК – Елбасы Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. И на базе всех ранее достигнутых договоренностей и результатов, этот визит призван открыть новый этап казахстанско-китайских взаимоотношений.
Ведь, как известно, в этом году Китай переступил свой 70-летний рубеж. В свою очередь, Казахстан готовится перелистнуть 30-летний период современного развития. К этим юбилейным датам обе страны подходят более сильными и уверенными, готовыми к новым горизонтам дружбы, стратегического партнерства и совместного роста.
В этой связи визит Президента Касым-Жомарта Кемелевича Токаева в Китай включал в себя многочисленные контакты с представителями китайских политических, деловых и академических кругов. Наиболее важным пунктом программы визита Главы государства стала его встреча с Председателем КНР Си Цзиньпином. Она прошла в очень теплой и дружественной атмосфере.
Ключевые темы, которые обсуждали главы двух государств, затрагивали самые актуальные для двух сторон вопросы.
Так, среди них можно выделить сопряжение «Нұрлы жол» и инициативы «Один пояс – один путь», реализация конкретных совместных проектов, сотрудничество в финансовой сфере, наращивание товарооборота, развитие транзитно-транспортного потенциала и многое другое.
Президенты также сверили позиции по основным вопросам текущей международной повестки дня.
Отмечу, что эта встреча лидеров Казахстана и Китая на высшем уровне за этот год уже вторая по счету. До визита Главы государства в КНР Касым-Жомарт Токаев и Си Цзиньпин в июне т.г. провели двусторонние переговоры в Бишкеке на полях проходившего там саммита Шанхайской организации сотрудничества.
- Вы упомянули о встрече Главы государства с академическим кругами КНР? В чем значимость такого мероприятия для двусторонних отношений?
- Пребывание Президента РК в Пекине в рамках двухдневного государственного визита в КНР ознаменовалось не только встречами на высшем уровне.
Глава нашего государства выступил с расширенным докладом о двусторонних отношениях перед китайскими академическими кругами в стенах ведущего «мозгового» центра КНР – Китайской Академии общественных наук.
Значимость выступления Президента в КАОН в том, что Казахстан динамично развивается и открываются все новые возможности. Поэтому было важным представить детальное видение казахстанским лидером перспектив развития нашей страны и казахстанско-китайских отношений.
На том мероприятии в Академии присутствовали представители самых разных «мозговых» центров КНР. Все они на своем уровне готовят руководству Китая аналитические оценки и прогнозы по Казахстану, его развитию и возможным направлениям кооперации с нашей республикой и др.
Кроме того, помимо китайских ученых и экспертов, на встречу в КАОН были приглашены послы стран СНГ в КНР, Генеральный секретарь ШОС, представители Министерства коммерции КНР, Отдела пропаганды и Международного отдела ЦК КПК и др.
Таким образом, наш Президент одним содержательным выступлением сделал широчайшую презентацию современного Казахстана и его инициатив перед высокопрофессиональной аудиторией.
Ведь очень важно, чтобы понимание нашей страны и ее особенностей за рубежом было объективным и точным. И разве можно найти более лучший источник для такого понимания, чем возможность напрямую выслушать лидера государства-партнера и побеседовать с ним?
Тем самым, прямой диалог с политико-формирующими кругами стал важной составляющей визита с позиции как имиджевых, так и прикладных задач сотрудничества Казахстана с КНР. Это очень хорошая общемировая практика.
- В рамках освещения государственного визита повсеместно особенно подчеркивается, что эта поездка Президента нашей страны в КНР проходит накануне ее 70-летия. Почему это важно и в чем значение этой юбилейной даты?
- Да, государственный визит Президента Казахстана в КНР проходил на фоне больших исторических процессов в этой стране. Модернизация страны или строительство социализма с китайской спецификой, по пути которого Китай идет в течение 40 лет, ознаменовано действительно крупными достижениями мирового уровня.
Без преувеличения, Китай стал одной из самых больших и ведущих экономик мира. Его доля в мировом ВВП сейчас уже превышает 18 процентов.
Только представьте себе, еще в 1990-м году вес КНР в мировом хозяйстве составлял всего 2 процента, а сегодня наш восточный сосед является глобальной экономикой «номер два».
И сегодня Китай – это очень популярный вопрос для изучения и построения самых разнообразных сценарных прогнозов. И это понятно, ведь в XXI
веке, по сути, он представляет собой самый яркий и масштабный феномен быстрого исторического рывка развивающейся страны, как говорится, из «третьего мира в первый».
В Китае быстро внедряются инновации и новейшие технологии, увеличиваются инвестиции в науку. Сегодня страна занимает первое место по числу заявок на получение научных патентов, обогнав даже традиционных лидеров в сфере технологий и инноваций.
Тем самым современная КНР вступила на совершенно новый путь своего развития. Страна вошла в тройку крупнейших международных инвесторов, наряду с другими развитыми государствами мира.
Сегодня меняется модель китайского развития.
Из «мировой фабрики», как его долгое время привыкли воспринимать, и крупнейшего экспортера эта страна превращается в крупного потребителя товаров и услуг. Одновременно ставка делается на стимулирование внутреннего спроса и на производство более высокотехнологичной продукции.
Помимо всего прочего, КНР с населением в 1,4 миллиарда человек выступает на современном этапе крупнейшим в мире рынком потребления с мощным потенциалом.
Этому способствуют и увеличение численности среднего класса, и систематическое снижение бедности населения. Тем самым, возможности для экономического взаимодействия с КНР, особенно в масштабах Казахстана – фактически безграничные.
Китай на протяжение всей своей пятитысячелетней истории всегда умел удивлять. Это происходит и сейчас. В экспертной среде есть хорошее выражение: «
Китай меняется быстрее, чем наше восприятие Китая». В нем очень емко отражена высочайшая динамика энергичного роста этой крупной страны.
А для Казахстана эти грандиозные перемены имеют особенное значение, как для дружественного соседа и стратегического партнера КНР.
Соответственно, если говорить проще, то все новые возможности в развитии современного Китая – это и новый шанс для перспективного роста Казахстана. Нужно только правильно им воспользоваться.
- В тексте совместного заявления по итогам переговоров на высшем уровне отмечается, что Казахстан и Китай продолжают развитие всеобъемлющего стратегического партнерства. Что это значит на практике?
- Да, действительно, официальная формулировка в совместном заявлении лидеров двух государств гласит, что в новое время Казахстан и Китай будут развивать свои отношения в формате «
вечного всестороннего стратегического партнерства в духе взаимной выгоды, непоколебимой дружбы, взаимного доверия и всеобъемлющего сотрудничества перед общими вызовами».
И здесь я хотел бы подробнее рассказать, что же это на самом деле значит в переводе с официального языка и дипломатической терминологии.
Во-первых, почему «вечное»? Начать нужно с того, что Казахстан и Китай – это добрые соседи, поэтому и судьбой, и географией нам предначертано взаимодействие. Кроме того, народы Страны Великой степи и Поднебесной уже несколько тысяч лет живут бок обок. Это все зафиксировано в исторических летописях и архивах. И мы стремимся жить как добрые соседи еще столько же в будущем.
Во-вторых, рассмотрим «всестороннее стратегическое партнёрство». За 27 лет отношения между Казахстаном и Китаем приобрели широкий и сбалансированный характер. Две страны ведут конструктивный политический диалог, тесно работают во всех отраслях экономики и развивают гуманитарное взаимодействие. Тем самым, почти нет областей, где мы не взаимодействуем. И сегодня Казахстан и Китай очень важны друг для друга, как соседи и как партнеры, поэтому наши отношения и называются стратегическими.
В-третьих, «дух взаимной выгоды, непоколебимой дружбы, взаимного доверия» означает, что Казахстан и Китай уважают национальные интересы друг друга, а также подтверждают зафиксированную незыблемость границ и принцип территориальной целостности наших государств. Это, в свою очередь, создает доверительную атмосферу для дальнейшего развития равных партнерских отношений.
Ну и, наконец, «всеобъемлющее сотрудничество перед общими вызовами» значит, что наши страны продолжат взаимодействие по укреплению стабильности и поддержанию региональной безопасности, в том числе по линии таких организаций как ООН,СВМДА и ШОС.
И наши страны намерены тесно взаимодействовать в международных и региональных делах, вместе содействовать миру, стабильности и процветанию в регионе и в мире, в целом.
Таким образом, на новом этапе двустороннего сотрудничества Казахстан и Китай вновь на самом высоком уровне подтвердили основополагающие условия, благодаря которым у нас с Китаем все это время развиваются добрые и взаимовыгодные отношения. Это очень важно для совместного продвижения вперед.
- Спасибо за детальный ответ и разъяснение. А какова была экономическая повестка прошедшего президентского визита в КНР?
- За эти годы экономические связи и взаимодействие между нашими странами стали динамичными и многообразными, как в количественном, так и в отраслевом разрезе. Мы действительно многого достигли.
Но, несмотря на всю его обширность, нужно сказать, что потенциал экономического сотрудничества РК и КНР реализован еще не в полной мере.
Поэтому каждый визит на самом высоком уровне раскрывает еще одну новую грань двусторонних экономических отношений и дает «зеленый свет» реализации новых возможностей. Так было и в этот раз.
На уровне как правительств РК и КНР, так и конкретных организаций были подписаны 10 соглашений и других официальных бумаг, нацеленных на развитие двустороннего взаимодействия по широкому спектру вопросов.
В числе заключенных в рамках государственного визита Касым-ЖомартаТокаева в КНР документов – Меморандум о взаимопонимании между Правительством РК и Правительством КНР о реализации Плана сотрудничества по сопряжению Новой экономической политики «Нұрлы жол» и строительства «Экономического пояса Шелкового пути».
На этой основе обе стороны планируют расширять сотрудничество в сфере торговли в сторону диверсификации структуры товарооборота между двумя странами, поиска новых источников роста торговли, в том числе и трансграничной электронной торговли, развития инновационной кооперации, а также стимулирования торговли продукцией с высокой добавленной стоимостью.
Реализация плана по сопряжению еще более укрепит взаимодействие РК и КНР в международных грузовых перевозках, логистике, промышленности, финансах, энергетике, сельском хозяйстве, информационных технологиях и космосе.
Все это – приоритетные сферы развития казахстанской экономики.
Дальнейшее строительство Шелкового пути XXI
века для Казахстана имеет особую значимость. Ведь 6 лет назад именно в нашей столице китайский лидер озвучил свою инициативу, поэтому все успехи и сложности ее реализации автоматически проецируются и на нашу страну.
С практической точки зрения – благодаря совместному с Китаем строительству транспортных коридоров мы открыли прямой и быстрый доступ на рынки сразу всей Евразии. То есть мы получили доступ к сразу трем мировым океанам – Тихому, Атлантическому и Индийскому. Вы только задумайтесь об этом!
Сухопутный Казахстан, который всегда мечтал иметь выход в море, – соединил сразу три океана и три центра мирового экономического роста, с потенциалом в 65% мирового ВВП и емкостью более 4 миллиарда человек.
Этот феномен еще до сих пор до конца не осмыслен нашими учеными, бизнесменами и обществом, в целом. Но уже очевидно, что сопряжение казахстанской и китайской программ развития дало, поистине, мультипликативный эффект и для Казахстана, и для Китая.
- Таким образом, мы можем говорить, что всестороннее стратегическое партнерство с Китаем приносит нашей стране конкретные экономическое выгоды и новые возможности для развития…
- Судите сами. Китай является одним из крупнейших внешнеторговых партнеров Казахстана. На его долю приходится 15,7% от общего товарооборота.
Китай вложил в совместные проекты порядка 20 млрд. долларов и на данный момент занимает четвертое место по объему прямых иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. И это инвестиционное сотрудничество будет только расширяться.
Это очень важно для Казахстана, проводящего диверсификацию экономики. Общеизвестно, что мировая экономика испытывает неопределенность, на международных финансовых рынках заметно сузились инвестиционные возможности.
В этой ситуации инвестиционное взаимодействие с Китаем служит для Казахстана хорошим подспорьем для привлечения капитала, технологий и продолжения экономического роста нашей страны.
И Глава нашего государства лично продвигает это сотрудничество, встречаясь с капитанами китайского крупного бизнеса. В ходе визита в КНР К.К.Токаев принял участие в «круглом столе» с местными деловыми кругами.
В своем выступлении он пригласил китайские компаниидля работы в РКв сфере развития сетей 5G, «умные города», большие данные, блокчейн, туризм и АПК и др. Нужно сказать, что китайские предприниматели выразили большой интерес в развитии бизнеса на территории Казахстана.
Более того, сам Китай – это готовый рынок, на котором нужно уметь работать. Государство создает для этого все необходимые правовые условия. Этому как раз и посвящены подписанные в ходе визита в КНР ряд документов.
Например, наше Министерство торговли и интеграции подписало меморандум о взаимопонимании с Министерством коммерции КНР. Уверен, что это откроет больше возможностей для работы по экспорту казахстанской продукции на китайский рынок.
Мы должны хорошо понимать, что нефть, газ и другое сырье когда-нибудь закончатся. Поэтому нам важно развивать потенциал АПК и продвигать нашу сельскохозяйственную продукцию на зарубежные рынки.
Сейчас нашим производителям нужно закрепиться на растущем рынке Китая, это перспективное направление. И в рамках этого визита по линии Министерства сельского хозяйства РК с китайской стороной были подписаны соответствующие документы.
В частности, это протоколы по инспекционным, карантинным и ветеринарно-санитарным требованиям к молочной продукции, шерстяному сырью, льну, экспортируемым из РК в КНР.
На самом деле Казахстан имеет все возможности стать крупным поставщиком экологически чистых продуктов питания. Экспорт в КНР позволит нам поднять бизнес на селе и развивать полный цикл производства в АПК.
Так, в современном Китае последовательно растет потребление мяса. Это открывает возможности для казахстанского животноводства – от увеличения поголовья скота до производства мяса и его переработки для экспорта.
Таких примеров можно привести множество, все зависит от стремления и активности самих казахстанских производителей. Тем более, что и КНР сама создает такие бизнес-возможности.
В частности, здесь хотел бы упомянуть, что в ходе прошедших переговоров китайская сторона пригласила Казахстан в качестве почетного гостя и участника во 2-й Китайской международной импортной выставке, которая, как ожидается, пройдет в ноябре т.г. в г.Шанхае.
- С учетом достигнутых договоренностей практическое значение государственного визита Президента нашей страны в Китай трудно переоценить. А какими вообще видятся двусторонние отношения Казахстана с КНР в перспективе, с учетом перехода на новый этап?
- Вы правы, в целом, в ходе состоявшихся встреч были обсуждены вопросы практически по всем направлениям взаимодействия, достигнут ряд важных договоренностей.
Так что можно уверенно говорить о том, что государственный визит Главы государства в КНР получился успешным и результативным.
В целом, сейчас Казахстан и Китай находятся на новом этапе своего государственного развития, национального возрождения и углубления межгосударственных отношений.
И прошедшие переговоры позволяют сделать важный вывод – наши страны сохраняют полное взаимопонимание и уважение, во многом придерживаются схожих подходов и позиций на вопросы международной и региональной повестки.
Также Казахстан и Китай высоко оценивают нынешние достижения друг друга и поддерживают устремления обеих стран к переходу на новый уровень политического и экономического развития.
В частности, китайская сторона высоко оценивает те громадные достижения в государственном развитии, реализации независимой и мирной внешней политики, которые были достигнуты Республикой Казахстан за годы независимости под мудрым руководством Первого Президента Н.А. Назарбаева.
Казахстан, в свою очередь, высоко оценивает крупные достижения в развитии и строительстве Китая, построения социализма с китайской спецификой и новую важную роль КНР в мировой экономике и международных делах.
Важно, что обе страны видят друг в друге надежного партнера, источник выгодных возможностей и совместной работы для достижения еще больших результатов. Именно такой подход и рождает синергию.
По итогам официальной «сверки часов» лидеры РК и КНР подтвердили приверженность к поддержанию положительной традиции тесных контактов на высшем и высоком уровнях.
Ведь тесный и регулярный политический диалог создает хорошую основу для дружеских двусторонних отношений и позволит конвертировать все потенциальные преимущества в конкретные результаты.
Важно здесь и то, что в новый период, когда казахстанско-китайские отношения приближаются к символической отметке трех десятилетий, обе страны видят потенциал друг друга и на деле готовы вместе приложить усилия по дальнейшему развитию и укреплению сотрудничества.