15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей

4618
Елена Левкович

Проведенный Комитетом защиты прав потребителей анализ свидетельствует не только о росте нарушений прав потребителей со стороны предпринимателей, но и повышении потребительской культуры населения.

фото из архива "КП"

Говоря об итогах деятельности комитета за 2023 год, его председатель Аскар Тынысбеков сначала привел такие цифры: в минувшем году рассмотрено 50 866 обращений, что составляет 168,6% прироста по сравнению с предыдущим годом (в 2022 году – 30 167 обращений). Основная их масса поступила посредством горячей линии системы еОtinish, остальные – через телеграм-бот и личный прием граждан.

– В результате рассмотрения по 43,3% обращений была оказана правовая помощь, в почти 40% случаев требования потребителей были удовлетворены. Также были направлены обращения в профильные государственные органы по компетенции в рамках Административного процедурно-процессуального кодекса для совместной работы. В результате принятых мер к административной ответственности привлечены 63 субъекта бизнеса в виде штрафа на сумму 4,7 миллиона тенге. Также выдано предупреж­дение 618 субъектам бизнеса, инициировано 169 исков, в результате чего права потребителей защищены на общую сумму более миллиарда тенге, – отметил глава комитета.

Еще одно направление деятельности госоргана по защите прав казахстанских потребителей заключается в отслеживании динамики потребительского настроения через социологические опросы. Так, по итогам прошлого года среди 10 тыс. респондентов 65% опрошенных оказались недовольны качеством медицинских услуг, вменяя лично медикам грубость и некомпетентность, а медучреждениям – большие очереди. Не в чести у казахстанцев оказались и интернет-провайдеры, на них пожаловались 52% респондентов (по отзывам, услугодатели этой сферы по-прежнему неправомерно взимают абонентскую плату и с легкостью тасуют стоимость тарифов). В нелюбимчиках оказались и представители туристской отрасли: те же 52% раскритиковали уровень обслуживания, качество еды, чистоту территорий и отсутствие меню на государственном языке.

Проблем, как видим, еще хватает. Бороться с ними и приучать отечественный бизнес к предоставлению качественных услуг в профильном ведомстве решили на законодательном уровне: в июне 2023 года проект Закона «О защите прав потребителей» в новой редакции и сопутствующий к нему законопроект внесены в Мажилис Парламента Республики Казахстан.

Что предлагается? Ну, во-первых, начинать надо, здраво рассудили в госоргане, с упрощения многоступенчатой системы защиты прав потребителей (наверняка не зря об этом заговорили – «ступени» всерьез отдаляют наших граждан от быстрого отстаивания своих прав). Акцент сделали и на повышении роли общественных институтов защиты прав потребителей, в том числе путем введения омбудсмена в этой сфере.

Кроме того, предлагается распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального потреб­ления, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта и иных сфер услуг для потребления.

Особо в комитете попросили отметить законодательные инициа­тивы по усилению защиты прав потребителей в онлайн-торговле. В последние годы рынок элект­ронной коммерции в Казахстане демонстрирует высокий темп роста: в 2022 году доля в общем объеме торговли выросла с 3,6 до 12,5%. Как следствие, наблюдается рост количества жалоб потребителей в этом сегменте – почти в три раза, с 2,7 тыс. в 2022 году до 7,7 тыс. жалоб в 2023-м.

По факту, сегодня у маркетплейсов нет никакой ответственности за нарушение прав потребителей. Да, в рамках граж­данского законодательства интернет-площадки могут в частном порядке заключать определенные договоры и соглашения о добропорядочности с предпринимателями, торгующими на их «полях». Но зачастую наличие этих соглашений или их обязательное выполнение законодательством не регламентировано. Что уж говорить о правах случайных покупателей…

– Основные обращения поступают в адрес маркетплейса Wildberries касательно отсутствия информации о товаре и продавце, несоответствия предлагае­мого товара описанию, отказе сайтов в возврате товара и денег. Наблюдается рост числа жалоб и ввиду участившихся фактов мошенничества на электронных торговых площадках, – прокомментировала главный эксперт управления контроля и координации КЗПП Жансая Дадын.

Свежий пример:

– Я оплатила через интернет-магазин товар за 85 тысяч тенге. Свой заказ я так и не получила. Несколько раз обращалась в службу поддержки, безрезультатно. Куда мне обратиться теперь? – вопрошает клиентка интернет-площадки по имени Назгуль.

И получает ответ от главного специалиста департамента торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области Гульзады Алматбаевой:

– Согласно действующему законодательному требованию, невозврат денежных средств за непредставленный товар является незаконным. Для оказания помощи потребителям области департаментом проводится работа с представителем данной компании. В связи с этим с такими жалобами можно обратиться в департамент по телефонам 54-46-49, 54-81-20 (номера актуальны лишь для жителей этого региона) или подать свои обращения в телеграм-бот @kzpp_bot и через единую информационную систему e-tutynushy.kz (а эти данные – рекомендация для всех казахстанцев).

Но работа в этом направлении идет постоянно: на сегодняшний день комитетом налажены оперативные каналы взаимодействия в виде электронной почты, WhatsApp-чата с представителями интернет-магазина Wildberries, Kaspi-магазин для оперативного рассмотрения обращений потребителей и решения возникающих проблем с продавцами. Благодаря такой «скорой помощи» уже рассмотрено 847 обращений, восстановлены права на сумму 46 млн тенге. Планируют пойти дальше: для закрепления достигнутого взаимодействия с маркет-плейсами предполагается заключение меморандумов о сотрудничестве в сфере защиты прав потребителей.

Еще один серьезный шаг от Комитета защиты прав потребителей: по инициативе общественных объединений Атырауской, Актюбинской и Западно-Казах­стан­ской областей в конце прошлого года запущен социальный проект «Сапалы өнім». Цель его проста – защита потребителей от некачественной продукции путем контроля со стороны общественных организаций по защите прав потребителей. В проект хотят активно вовлекать не только общественников, но и депутатов маслихатов, руководителей местных органов власти, отечественных производителей и региональных палат предпринимателей. Уже учреждено рес­публиканское общественное объединение «Сапалы өнім», а также зарегистрирован Общественный фонд, финансирование которого будет осуществляться за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц.

Говоря об уже сделанном, в комитете рассказали и о планах.

– В первую очередь будет продолжена работа по сопровождению законопроекта о защите прав потребителей в Мажилисе – это крайне важно. Кроме того, планируем усилить роль неправительственного сектора, вовлечь его представителей в процессы защиты прав потребителей, в том числе посредством государственного социального заказа и предоставления государственных грантов. Ну и ждем результат этих действий: к концу года хотим достичь уровня удовлетворенности казахстанских потребителей в 73,5%, подрасти на вроде бы небольшие, но ощутимые для нашей сферы полпроцента – в 2023 году уровень этот составил 73%, – заключили в комитете.

Популярное

Все
Здесь до сих пор находят останки динозавров
Новые достижения в казахстанском футболе
Объехать всю планету
Дедом Морозом может стать каждый
Помощь без промедления
Курс – на модернизацию ПТО
Да будет газ!
Даже дедушке нет места
«Аламан» обучает любви
Подрастающее поколение – это будущее нашего спорта
Жизнь с ракеткой в руках
Благодаря оптимизации проектных решений
Успеть поймать момент
Когда фраза «я рядом» сильнее всех лекарств
Живая елка и лед
Вкус Нового года
Как Кажымукан Мунайтпасов и Кажытай Шалабаев вписали свои имена в историю
Знаете, каким он парнем был...
Настоящий профессионал
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении звания «Халық қаһарманы» Бауыржану Момышулы
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
Поддержка педагогов – инвестиция в будущее страны
Получи и путешествуй
Глава государства предложил создать совместную исследовательскую платформу в сфере устойчивого сельского хозяйства
Стоит ли лишать свободы за все экономические преступления?
«Я казах от земли...»
Касым-Жомарт Токаев прибыл в Санкт-Петербург
Названы лауреаты премии «Еңлікгүл-2025»
Знание и осведомленность – самая надежная защита
В чем сила Павлодарского Прииртышья
Важный выбор студентов
Более 200 млн тенге похитили при ремонте Дома культуры в Жетісу
Впервые в истории
Госслужащим не разрешено заниматься бизнесом – Сенат
Гарант суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства
Их подружил Кашгар
«Казахстанская правда» стала победителем проекта «Выбор года»
«Щелкунчик» в джазово-эстрадном стиле
Казахстан приветствует совместный с Японией энергетический проект
Зовет в горы Актас
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Началось строительство сталелитейного завода
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Политика здравого смысла
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Президент Ирана прибыл в Акорду
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях

Читайте также

Новогодняя елка от имени Президента прошла в Астане
Объехать всю планету
Информация о досрочной выплате январских пенсий в декабре –…
«Threads сәрсенбі»: как онлайн-челлендж стал главной площад…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]