Новое издание, в которое вошли документы по памятникам истории и культуры, посвящено 45-летию Центрального государственного архива научно-технической документации. В его фондах хранятся сотни проектов жилых и гражданских зданий, по которым можно проследить почти всю историю развития архитектуры Казахстана – начиная с послевоенного периода и до современности. Ретроспективные документы рассказывают об объектах культуры – Государственном музее искусств, Казахском цирке, театре оперы и балета, драмтеатре им. М. Лермонтова, Окружном доме офицеров, хореографическом училище.
К слову, изначально хореографическое училище на 320 мест с интернатом на 200 мест должно было находиться «в квартале № 226, ограниченном с юга ул. Сатпаева, с запада – ул. Фурманова, с севера и востока – территорией сельскохозяйственного института». А все знают, что хореографическое училище, ныне носящее имя А. Селезнева, находится совсем по другому адресу. Что послужило причиной его переноса на ул. Масанчи? Перечня документов, которые прояснили бы ситуацию, в сборнике, к сожалению, нет. Но дается информация о «расположенном на территории училища бассейне, который реконструируется и включается в общую систему благоустройства». Сегодня от бассейна не осталось и следа.
Следующие любопытные подробности касаются знаменитого Дворца Республики, проектировавшегося как Дворец культуры Казпотребсоюза. Для него отводился участок в 2 га. С севера, как указывается в пояснительной записке от 1967 года, участок ограничивался ул. Курмангазы, ниже которой был запроектирован 8-этажный жилой дом с магазином на 1-м этаже. Но сегодня мы видим, что между ул. Курмангазы и Дворцом Республики в 1975–1977 годах втиснулась первая в Алматы высотка – 25-этажная гостиница «Казахстан», признанная памятником архитектуры республиканского значения. Тем не менее о ней в документах ни слова. Возможно, гостиницу включили в городской план позднее? В 1967 году, когда принималось решение по Дворцу культуры, с юга от него располагались мелькомбинат и нижняя станция канатной дороги; с запада – Высшая партийная школа КП Казахстана (ныне КИМЭП).
В 1971 году в «Казахстанской правде» вышла статья «Главный дворец столицы», восхвалявшая это архитектурное сооружение по праву, – оно действительно стало наивысшим достижением архитектурного творчества конца 1960-х. В статье сообщалось, что на сцене нового дворца уже выступили всемирно известные танцевальные ансамбли Игоря Моисеева и «Березка», прославленные театры, оркестры и певцы. А посетивший Алма-Ату в 1970 году член Королевского общества британских архитекторов Грейфел Вейнз оставил отзыв: «Я много раз бывал в Линкольнском центре в Нью-Йорке, мюзик-центре в Лос-Анджелесе, Королевском фестивальном зале в Лондоне. И могу твердо сказать, что ваш дворец может занять почетное место рядом с этими прекрасными архитектурными сооружениями».
В этом шедевре архитектуры внимание привлекала кровля – основная конструктивная и художественная ценность Дворца культуры. В вечернее время, освещенная снизу, она напоминала золотой парящий шатер, искусно созданный из множества штампованных анодированных алюминиевых чешуек. Это здание заслуженно вошло в сокровищницу архитектуры как образец национального и современного по своей сути произведения. В 1971 году авторскому коллективу была присуждена Государственная премия СССР. К сожалению, сегодня, после проведенной реконструкции, Дворец Республики навсегда утратил главный элемент своей былой привлекательности.
Следующий объект также чрезвычайно интересен – Театр юного зрителя, располагавшийся на углу пр. Коммунистический (ныне пр. Абылай-хана) и ул. Калинина (ныне ул. Кабанбай-батыра). В 1936 году здание строилось как кинотеатр, его архитектура была решена в духе конструктивизма. Но реконструкция, произведенная в 1944–1945 годах, вызвала споры...
В новом издании приводятся выдержки из монографии основоположника казахстанской советской архитектурной науки Малбагара Мендикулова, где указывается, что реконструкция фасада свелась к пристройке к прежнему портику еще одного портика, обработанного стрельчатой аркадой на 4 колонках. При этом пилоны, ниши, арки пристроены к старому портику без органической связи с остальными частями здания. В результате такой беспринципной мешанины разнохарактерных по стилю форм каждая из них живет своей жизнью, не имея ничего общего между собой.
«Другим средством украшения здания и раскрытия его идейного содержания являются статуи Пушкина и Джамбула, которые размещены в нишах боковых пилонов, – пишется далее в монографии. – Статуи приставлены вплотную к стене на высоких узких постаментах, что создает неприятное впечатление их прилепленности к стене. Единственно хорошо выполненный элемент во внешнем оформлении здания – это гипсовые решетки, в рисунках которых удачно сочетаются геометрические фигуры с мотивами «кошкар-муиз». Отсутствие рационального начала во внешнем оформлении получило свое развитие в отделке зрительного зала в виде декоративного излишества и пестроты». Таким образом, идейное содержание архитектурного произведения вылилось в примитивные, невыразительные и плохо осмысленные формы. Увидеть воочию старый ТЮЗ не удастся – он сгорел в 1989-м, когда его закрыли на капитальный ремонт.
Большинство из принятых на государственное архивное хранение проектов являются уникальными, разработанными с сейсмикой в расчете на 9–10 баллов. Интерес представляют проекты авторов, которым присуждены Государственная премия СССР и Казахской ССР. Это такие объекты, как высокогорный каток «Медео», 25-этажная гостиница «Казахстан», ставшая первым зданием повышенной этажности в сейсмически активном районе, гостиница «Алма-Ата».
Одними из первых организаций, передавших документы на государственное хранение, стали Казахское отделение ВНИПИЭнергопром, институты Казмеханобр, Граждансельпроект, ГипроНИИХимМаш и Казгорстройпроект.
Хочется надеяться, что выход нового сборника ознаменует начало целой серии документальных изданий, в которые войдут не только объекты культуры, но и административные здания, учебные заведения, спортивные и другие сооружения, ставшие визитной карточкой Алматы.