Авторынок Казахстана: прорыв после стагнации

1823
Самат Бейсембаев

Фактически 10 лет отечественный рынок автомобилей развивался весьма вяло, зато минувший 2023-й стал прорывным – проданы рекордные 175 тыс. машин.

коллаж Павла Цедилина

По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам, на 1 сентября 2023 года в Казахстане зарегист­рировано 5,09 млн машин. Из них 88%, или 4,47 млн единиц, – легковые автомобили, 10% – грузовой транс­порт (507,5 тыс.), 2% – автобусы (105,5 тыс.).

Как гласит ретроспективная отраслевая статистика, авторынок республики лихорадило с 2015 по 2021 год: ежегодный спад числа машин в среднем составлял 0,7%. Только в 2022-м удалось выправить статистику – прибавить 2,9%. Соответственно, до этого последний раз рынок рос в 2014 году – на 8,7%.

В 2014 году число легковых машин в Казахстане достиг­ло четырех миллионов, затем, как уже было сказано, наступил спад. Снова к этому показателю рынок вернулся только в 2023-м. Так, с учетом девяти месяцев прошлого года прирост за неполные 11 лет (с 2013 года) составил 21,6%. Однако, несмотря на такие радужные новости, Казахстан по-прежнему уступает ряду стран по обеспеченности населения легковыми автомобилями – у нас он равен 22,5 личных авто на 100 человек.

В США, для сравнения, этот показатель равен 90,8, в Европе – 57, в России – 39,5 штук. Близок к Казахстану только Китай – 22,1. За последние 5,5 лет уровень автомобилизации в республике рос незначительно: на 1,47 единицы, или 6,6%. В 2019 и 2022 годах было и вовсе снижение, но 2023 год эту «проплешину» ликвидировал.

Больше всего за пять лет уровень автомобилизации вырос в Восточно-Казахстанской, Алматинской и Туркестанской областях, а также в Шымкенте. Наименьший рост зафиксирован в Северном Казахстане и Актюбинской области.

Причем, по мнению аналитиков, Шымкент, находящийся в статусе города республиканского значения с численностью 1,2 млн человек, имеет относительно низкий показатель обеспеченности личными автомобилями. Данный фактор вкупе с тенденцией к приобретению машин делает его одним из наиболее привлекательных регионов в плане автомобильных продаж.

Нельзя не затронуть такое зарождающееся предложение казахстанского автопрома, как автомобили на электрической тяге. Наибольшее число электромобилей приходится на Алматы. По состоянию на 1 октября минувшего года их там насчитывалось поч­ти 3 600 штук – это больше половины от общего чис­ла (56%). Отметим, что бурный рост произошел за последние два года.

К примеру, на начало 2022 года по всей стране был всего 491 электромобиль. В частности, в Алматы – 43 электрокара, но уже спустя год эта цифра выросла почти десятикратно. К 1 сентябрю 2023-го электромобилей было уже 2 984.

«Точные данные по моделям ввиду отсутствия официального дилера (до ноября 2023 года) расписать не представляется возможным. Однако, вероятнее всего, это модель 001 от Zeekr, вызвавшая наибольший интерес со стороны казахстанцев», – отмечают в Freedom Finance Global.

Успеть за 18 секунд

Одна из наиглавнейших проб­лем отечественных авто – их возраст: почти половина машин (47%) старше 20 лет. Вторая категория – от 10 до 20 лет – занимает 23%, или 1,04 млн. При этом новых автомобилей, не старше трех лет, всего 272 тыс. – это около 6%.

Для решения этой проблемы в Казахстане разрабатывают различные меры, как, например, программу льготного автокредитования от Фонда развития промышленности.

Ее анонсировали два года назад. По условиям кредит выдается под 4% на семь лет без первоначального взноса. Стоимость автотранспорта не должна превышать 15 млн тенге, однако банк выдает до 10 млн, остальное надо доплатить из своего кармана. На реализацию программы выделено 100 млрд тенге.

6 февраля 2023 года программа стартовала в полной мере. Казахстанцы ринулись на соответствующий сайт подать заявку и... все – лимит на заявки был исчерпан за какие-то 18 секунд! Счастливым обладателем стал 761 гражданин. В фонде отметили, что сайт одновременно посетили 125 тыс. человек.

– Очередь двигалась очень быст­ро, – позже раскрыли подноготную акции в фонде. – Буквально каждый клик – и 100–150 мест занимались.

Поэтому с самого первого дня программа подверглась жесточайшей критике со стороны общественности. Так, депутат Сената Султанбек Макежанов в своем депутатском запросе на имя Премьер-министра отметил, что объем льготных автокредитов, предоставляемых банками второго уровня, не покрывает запросы населения.

– Льготное автокредитование страны преследует также такие цели, как обновление автомобильного парка и повышение общей обеспеченности населения автотранспортом. Для обновления автопарка государством была введена такая мера, как первичная регистрация ввозимых автомашин. Стоимость первичной регистрации зависит от возраста автомобиля. Это должно было сделать невыгодным ввоз старых автомобилей, однако по факту это привело к подорожанию всех транспортных средств. Внедрение утилизационного сбора также значительно повлияло на повышение цен на транспорт, – сказал сенатор.

Другая критика касалось того, что из-за подобных программ растет стоимость машин. И, наверное, так оно и есть, потому что цены на автомобили начиная с 2015 года и вправду росли.

Однако, согласно данным Бюро национальной статистики, в декабре 2023 года было зафиксировано внезапное снижение цен – сразу на 2,5%. Впрочем, даже несмотря на это, сегодня новые авто все равно стоят гораз­до дороже, чем ранее. Например, текущие цены на 27,3% выше, чем в декабре 2020 года.

Что дальше?

Несмотря на прорывной год, аналитики Freedom Finance Global не предвещают того же самого в 2024-м. По их оценкам, рост авторынка снизится вместе с замедлением темпов снижения инфляции, хотя и останется относительно высоким для местного рынка.

Эксперты ожидают рост цен на 12–17%. В качестве фактора повышения отмечается сохранение импульса продаж и спрос со стороны населения, который нацелен на авторынок Китая.

Отметим, что с мнением экс­пертов солидарны рядовые казахстанцы. В опросе аналитиков принял участие 1 021 человек со всех регионов республики. Выяс­нилось, что 61,4% респондентов ожидают значительного роста цен – на 10–20%. Еще 12,3% ответили, что цены останутся прежними, и 17,1% – что они могут снизиться. К слову, отдельного упоминания заслуживают электрокары, к которым резко вырос интерес.

«Смотря на темпы роста таких авто в Казахстане, складывается ощущение зарождения нового большого тренда для автомобильного рынка, однако мы полагаем, что мода на электромобили больше похожа на проверку новых технологий со стороны энтузиастов, нежели на смену парадигмы и уход казахстанцев к более экологичному виду транспорта. На взгляд экспертов, наиболее важным моментом здесь является не сам факт больших темпов роста, которые дают трехзначные показатели в процентном отношении, а доля данных авто на рынке, которая пока не превышает и 1%», – отмечается в исследовании Freedom Finance Global.

Большим преимуществом электрокаров является отсутствие пошлин и налогов при ввозе в Казахстан. Однако возникает вопрос: как Правительство Казахстана будет решать вопрос их утилизации? Ведь для этого необходимо создавать отдельные мощности по переработке аккумуляторов. По разным данным, средний срок «жизни» одной батареи составляет от 10 до 18 лет, или 1 000–1 500 циклов зарядки.

Популярное

Все
Президент обратился к участникам «Игр будущего» в Казани
К лишению свободы приговорен житель Шымкента за попытку реализовать поддельные доллары
К больному на дрезине
Сын спас маму, отдав свою печень
В кредитной западне
О Джучи – без мифов
Профессия – миротворец
Когда мусорщики «не выгребают»
Пустующие школы
Меняя мир к лучшему
Конфликтная сфера – жилье
Палка о двух концах
Ударим саксаулом по пескам
Энергетика и декарбонизация
Почему налоги одинаковы для производственников и букмекерских контор?
Учесть ошибки прошлого
Талантливы во всем!
Колледжи ждут курсантов
Из безработного – в предприниматели
Агропром: проблемы выявлены, меры определены
Ответственность перед предками и потомками
Казахстан глазами американца в начале XX века
Выдающийся казахский режиссер Шакен Айманов сегодня отметил бы свое 110-летие
Алексей Навальный скончался в колонии
Детский сад горел в Семее
Казахстанские НПЗ готовы к производству авиатоплива Jet A-1
Участника экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир» осудили в Алматы
Академия наук: миссия выполнима
Шестой Региональный диалог по вопросам Афганистана провели в Бишкеке
Салтанат Томпиева возглавила Комитет гражданской авиации
Еще одну услугу оцифровали в сфере земельного кадастра
Рыбак остался на отколовшейся льдине в Капшагайском водохранилище (видео)
В Акмолинской области меценаты построили мечеть в честь батыра Карабая
Какого цвета «честный» мед?
О личности Бердибека Сапарбаева поговорили на конференции в Астане
Укравшего бывшую девушку парня задержали в Астане
Астана и Бухарест будут развивать потенциал Транскаспийского маршрута
«В первую очередь он был кризис-менеджером» – вице-премьер о Сапарбаеве
Рыбакина и Швёнтек разыграют титул в Дохе
Посевы пшеницы и ячменя сократят этой весной в Казахстане
Зеленский позвонил Токаеву
Инвестиционный щит: прокуроры на страже экономики страны
Будем честны друг с другом
На грани остановки
Амир Омарханов продолжает успешное выступление на юниорском Открытом чемпионате Австралии
Токаев подписал закон об укреплении инвестиционного сотрудничества Казахстана с Катаром
Алихан Смаилов обратился к премьер-министрам стран ЕАЭС
Назначен заместитель управделами президента
Перевод времени в Казахстане: как быть пассажирам, купившим билеты на полночь 1 марта
Казахстанский скакун выиграл скачки в Дубае
В трех мегаполисах страны возобновили требования по ношению масок
Информацию о митинге автовладельцев в Уральске опровергла полиция
UFC анонсировал титульный бой Даурена Елеусинова
Мальчик умер после обрезания в Акмолинской области
Казахстан и Франция договорились сотрудничать в борьбе с глобальным потеплением
Как часто будут пополняться спецсчета по программе «Нацфонд - детям»
На участке голанского преткновения
Правила посадки и высадки пассажиров изменились в автобусах Астаны
Курсы профобучения стало возможным проходить в мобильном приложении
День всех влюбленных: какие вопросы следует обсудить паре до брака, рассказали психолог и юрист

Читайте также

Необходим запас электроэнергии
Из безработного – в предприниматели
Почему налоги одинаковы для производственников и букмекерск…
Энергетика и декарбонизация

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]