Бой с бездорожьем
Наталия Портнягина, Западно-Казахстанская область

Строительство двух дорог республиканского значения, которые должны были сдать в эксплуатацию в прошлом году, затянется как минимум еще на два года.

Для жителей трех районов Западного Казахстана участки автодорог республиканского значения Казталовка – Жанибек – граница РФ и Унеге – Бисен – Сайхин в межсезонье становятся непреодолимой полосой препятст­вий, где застревают не только легковые и грузовые автомашины, но и нередко спецтехника, спешащая им на помощь.

Капитальный ремонт двух дорог на участках общей протяженностью 248 км стартовал в 2019 году. Стоимость работ сос­тавляла 57 млрд тенге. За три года было выделено 23 млрд.

На сегодня проезд здесь осуществляется по 40 км новых участков, 72 км временных объезд­ных дорог и по 136 км старого покрытия. Особо непростые участки объездных дорог – это 25–28 км автотрассы Казталовка – Жанибек – граница РФ и учас­ток 6–20 км автодороги Унеге – Бисен – Сайхин, где в круглосуточном режиме дежурят работники подрядных организаций и спецтехника.

Дороги должны были сдать еще в прошлом году. По словам директора филиала ЗКОФ АО «НК «ҚазАвтоЖол» Амира Каримбаева, причиной срыва планов стали как объективные, так и субъективные факторы. В том числе неполное финансирование, нехватка рабочих рук из-за пандемии, погодные условия, а точнее, выпадение сверхнормативных осадков по всей территории ремонтных работ, повышение цен на стройматериалы, а также трудности с доставкой песка и гравия: острый дефицит вагонов, неучтенные затраты и подорожание тарифов ОАО «РЖД» Российской Федерации.

Так, для строительства одного километра каждого конструктива дорожной одежды требуется от 14 до 56 вагонов инертных материалов. К примеру, в текущем году потребность в подвижном составе определена в 12 тыс. полувагонов, необходимо заготовить 367 тыс. тонн щебня, 166 тыс. тонн песчано-гравийной смеси и 6,1 тыс. тонн битума. Заготовлено 28%, 46% и 23% инертных материалов соответственно.

Как считают местные жители, затянув с ремонтом дороги, строи­тели только создали сельчанам проблему на ровном месте.

– Асфальтированной дороги до села Сайхин, райцентра Бокейординского района, не было никогда, – говорят местные старожилы. – В советское время двумя бульдозерами сделали грейдер, по которому практически в любую погоду можно было проехать и до Жангалы, и до Уральска. Сейчас же, чтобы расширить грейдер, дорожники сверху насыпали песок. Под ним грунт влагу не впитывает. А объездную дорогу сделали без щебеночного покрытия. Получается, ни по грейдеру не проедешь, ни по объездной... В этом году февраль теплый был, мучаемся второй месяц. Продукты, проезд очень подорожали. «Газели» добираются три-четыре дня, такси – 32 часа. И на том спасибо, что соглашаются.

Нынче на продолжение кап­ремонта двух дорог выделено около 10 млрд тенге. В областном акимате очень надеются, что при мартовском уточнении бюджета региону на эти цели добавят еще 10 млрд тенге. А местные жители уповают на то, что темпы строительных работ будут ускорены.

На сегодня на шести объектах капитального ремонта задействовано пять подрядных компаний. Еще с одной в конце прошлого года договор был расторгнут. Ведутся подготовительные работы для объявления конкурсных процедур по определению новой подрядной компании.

– На пяти участках подрядчики полностью мобилизовали свои мощности. В готовности находятся четыре грунтосмесительные установки и четыре асфальтобетонных завода, собст­венные лаборатории, – отметил Амир Каримбаев. – В строи­тельный сезон планируется на этих участках задействовать 388 единиц дорожно-строи­тельной техники и привлечь свыше 500 работников, из которых 85% – местные жители.

В рамках выделенного на текущий год финансирования планируется устройство верхнего слоя покрытия на 13 км, нижнего слоя покрытия – на 74 км, верх­него слоя основания – на 78 км, нижнего слоя основания – на 72 км. Если работы пойдут по плану, то к концу года движение откроется на 74 км автодорог по нижнему слою асфальтобетонного покрытия.

Как считает заместитель акима Западно-Казахстанской области Темирхан Мендыгалиев, сегодня дорожно-строительные компании – заложники постоянного роста цен.

– Осенью прошлого года подрядные организации, работаю­щие на данных участках, зая­вили о том, что произошло удорожание проектов более чем на 10%. Поэтому пришлось пересчитать их стоимость. В ближайшее время, до середины апреля, будем точно знать, насколько произошло подорожание. Но проблема в том, что пока пересчитываем прежнюю стоимость, цены опять поднимаются. Причем не только в дорожном, но и в жилищном строительстве.

Не последнюю роль в удорожании проектов сыграла и логистика. К примеру, дорожники планировали битум возить из Актау, а пришлось – из Алматы, Шымкента и Павлодара.

В ожидании финансирования находится и дорога республиканского значения Подстепное – Федоровка – граница РФ третьей категории протяженностью 144 км, построенная в 70–80-х годах прошлого века. Интенсивность движения по ней растет год от года, а состояние все больше ухудшается.

В прошлом году была разработана проектно-сметная документация на ремонт и реконструкцию всей дороги. Проект разделили на четыре лота.

– В текущем году, как определимся с источником финансирования, планируем приступить к реализации данного проекта, – заверил Амир Каримбаев.

С прошлого года начата разработка проектно-сметной документации по трассе Уральск – Атырау протяженностью 303 км. Готовится проект по объездной дороге протяженностью около 32 км, которая соединит трассы на Атырау, Саратов и Самару, перенаправив транзитные потоки дальше от областного центра. Сейчас национальный оператор просит проектные компании ускориться с подготовкой ПСД.

Однако тут, погнавшись за сроками выполнения и оптимизацией стоимости, не наступить бы на те же грабли, что и в прошлый раз. Трасса Уральск – Атырау была введена в 2006 году, приняв на себя чуть ли не половину всех ДПТ на республиканских трассах региона.

О низком качестве проектно-сметной документации говорили участники 10-й внеочередной сессии областного маслихата, обсуждая план развития транс­портной инфраструктуры регио­на на 2022–2025 годы.

– Многие виды работ не учитываются в проектах. Неверно просчитывается конструкция дорожной одежды. Мы эти деньги освоим, но дорога не будет функционировать и через год-два придет в негодность, – говорит депутат областного маслихата – дорожник с многолетним стажем Иван Енютин.

На некоторых участках ямочный ремонт – деньги на ветер. Как бы руководство города и области ни хотело сэкономить, порой получается обратный результат, считают не только народные избранники, но и рядовые западноказахстанцы.

Третьего марта на одном из проспектов областного центра подрядная компания засыпала выбоины песком с довольно крупной галькой (в комментарии по этим работам, который дал местному изданию специалист отдела ЖКХ, указывалась щебеночно-гравийная смесь). Каким образом это должно было держаться в ямах, известно, видимо, только подрядчику и заказчику работ.

Само собой, крупные камни стали разлетаться из-под колес автомобилей по всей дороге, грозя участникам дорожного движения если не травмами, то серьезными финансовыми потерями по восстановлению лобовых стекол. На следующий день следы проведенного ямочного ремонта в виде отдельных камней можно было заметить лишь по обочинам дороги, где они представляли уже меньшую опасность.

На сегодня Западный Казахстан по состоянию дорог областного и районного значения находится на последнем месте в республике. Лишь 39% дорог – в хорошем и удовлетворительном состоянии. До 2025 года данный показатель нужно увеличить вдвое.

Согласно утвержденному на недавней сессии областного маслихата плану развития транс­портной инфраструктуры региона на 2022–2025 годы, в области предстоит отремонтировать 1 864 км дорог областного и районного значения. На эти цели необходимо 305 млрд тенге.

Популярное

Все
В моногороде Аксу второй год не могут запустить котельную стоимостью 11 млрд тенге
Какие тендеры, такая и вода
Новый учебный год в Костанае начался с обострения старых проблем
Казахстану не удалось хлопнуть дверью
Контрафакту – нет!
Пребывание прибывших
Быть ли сахарной свекле?
Пыль из «гранитной» долины
Добро пожаловать, легенда!
В ускоренном режиме
Основано на модернизации
Раз – подсолнух, два – конопля
Грядет цифровая трансформация
Ее тепла хватало всем
Логика перемен и активная гражданственность
Номады соберутся в Турции
Между риском и доходом
Возрождение древней традиции
«Интервенты» из стабфонда
Олимпийские стипендии
Ракета с космическим кораблем напугала казахстанцев – видео
Об отправленных в Россию вертолетах высказался глава МЧС
Археолог Андрей Астафьев обнаружил в Мангистау древнейший торговый ремесленный центр
Правительство полностью потеряло контроль над развитием угольных шахт Караганды – депутат
Российские СМИ забили тревогу по поводу задержания в Казахстане грузовиков из РФ с товарами из Европы. Мы разобрались в сложившейся ситуации
Какие соглашения подписаны между Казахстаном и ОАЭ в рамках визита Смаилова
Регионы с высокой материнской и младенческой смертностью назвали в Минздраве
Microsoft может открыть IT-лабораторию в Казахстане
Съезд НПП “Атамекен” состоится 4 ноября 2022 года
Касым-Жомарт Токаев обратился к народу Казахстана
Официальный визит Премьера Казахстана в ОАЭ: подписаны соглашения на $900 млн
Почти 60 млрд тенге взыскали с "неприкасаемых" за полгода
Покушения на демократические устои нет!
Депутат Сената заявила о кризисе в системе лекарственного обеспечения граждан
Два врача погибли в ДТП в Карагандинской области
Авиабилеты из Москвы в Алматы за 7,8 млн тенге – комментарий КГА
Выступление Президента Токаева на Общих дебатах 77-й сессии Генассамблеи ООН
Планы по строительству нового газоперерабатывающего завода обсудил Премьер с руководством "Eni"
Bank RBK поддержал насыщение рынка доступными лекарствами
Пока с имени Ахмета Байтурсынова не сняли гриф особой секретности, о нем было мало известно даже в профессиональной среде
Продолжить традицию китайско-казахстанских отношений и открывать новые возможности
Зачем самолет ВВС США прилетал в Нур-Султан, пояснили в МИД РК
В сузакской степи археологи нашли древний храм, аналогов которому нет в Казахстане
Барлыбек Сырттанов – автор первой казахской Конституции
Где смотреть прямую трансляцию Послания Президента народу Казахстана
Новая инициатива Президента Токаева: Нацфонд – детям
Токаев выступает с Посланием народу Казахстана – онлайн-трансляция
Где и во сколько смотреть трансляцию поединка Головкин – "Канело"
Торговля людьми: более 20 преступлений выявили полицейские Казахстана
Указ Президента Республики Казахстан
Как получить компенсацию по тенговым депозитам – утверждены правила
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 14 сентября
В Костанайской области огнем уничтожено и повреждено более 100 жилых домов
Объявлены новшества ЕНТ-2023
Меняемся вместе с Конституцией
Когда столица Казахстана вновь станет Астаной
МВД обратилось к казахстанцам с предупреждением
Реформатор с большой буквы
Почти на 10 млрд тенге снизили тарифы на комуслуги в 12 регионах
Мусин заехал по "старой доброй привычке" без предупреждения в ЦОН и рассказал, что его там ждало

Читайте также

Проблемная зона
Быть ли сахарной свекле?
Проблемная зона
Асфальт сам себя не положит
Проблемная зона
Быстро движимая недвижимость
Проблемная зона
Как живет Аулиекольский район после крупного пожарища, увид…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]