Бронзовые хранители истории

1074
Михаил Тё, Жамбылская область

Шаг вперед

Искусственный сплав двух металлов – меди и олова – открыл новые горизонты для развития человека в казахских степях. Как писал в своей книге «Великий шелковый путь на территории Казахстана» известный отечественный археолог Карл Байпаков, изобретение бронзы стало эпохальным событием, ведь в руках людей появился материал, которым можно было обрабатывать другие и использовать для создания самых разных предметов.

Декоративная обработка сплава особенно ярко выражалась в создании ювелирных изделий и элементов одежды. Судя по артефактам, в ту далекую эпоху жили весьма искусные мастера. Изделия характеризуются превосходным художественным вкусом, высокой детализацией и завершенностью форм.

В Областном историко-краеведческом музее собрана довольно богатая коллекция бронзовых предметов бытового назначения. К ним относятся различные сосуды, найденные со следами копоти, светильники, отличающиеся своей ажурнос­тью, серп для сбора урожая с изогнутым лезвием и крючком для креп­ления к деревянной ручке, котлы на высоких поддонах и другие изделия.

Для их изготовления древние мастера по металлу нередко пользовались разными сложными методами, в том числе так называемым способом утраченной модели. Его суть заключалась в применении восковой или сальной модели, которую затем обмазывали глиной. Когда та подсыхала, в форму наливали жидкий металл, а после его затвердевания форму разбивали. Таким образом в основном выливали изделия крупных размеров: котлы, столы-жертвенники, светильники…

Лампа Аладдина и огнедышащий змей

Светильники заслуживают особого внимания в бронзовом собрании, ведь они отличались разнообразием форм и искус­ной отделкой. По сравнению с керамическими чирагами их бронзовые собратья выглядят более изысканными и дорогими. Учеными установлено, что такими светильниками, как правило, пользовалось зажиточное городское население. В то время как бедняки могли позволить себе только глиняные предметы освещения.

– Бронзовые светильники обыч­но ставились на красивые высокие подставки, изготовленные тоже из сплава олова и меди. При раскопках их находили, как правило, в одном месте. Археологи считают, что обнаруженные артефакты были изготовлены местными мастерами, – сказала заместитель директора Областного историко-краеведческого музея Жанна Косалиева.

Большое впечатление на посетителей производит пятирожковый светильник, который выставлен в музейной экспозиции. В его основе – цилиндрическая емкость с круглым отверстием. Верхняя часть резервуара украшена классическим орнаментом в виде виноградной лозы. У светильника три массивные устойчивые ножки: две парные расположены спереди ближе к бокам и одна сзади по центру. Напротив рожков к сосуду прикреплена ручка в виде кольца с «отростками». Его форма отдаленно напоминает образ сказочного огнедышащего пятиглавого змея с хвостом, загнутым в кольцо.

Среди экспонатов эпохи бронзы можно увидеть и светильники более простых форм. Так, в коллекции есть образец с приплюс­нутой сферой в основе и круг­лым отверстием в ней сверху. От нее вперед отходит длинный рожок, а позади расположена ручка с небольшим отверстием для пальца. Внешне форма светильника похожа на волшебную лампу Аладдина из известной восточной сказки, правда, на трех высоких ножках с шариками на конце, какие обычно рисуют у инопланетного космического корабля.

Еще один средневековый прибор ночного освещения в виде современного ковша был бы не особо примечателен, если бы не одно «но». Ученых привлекла его богато декорированная ручка. По всей длине прямого держателя выбит растительный узор со сквозными прорезями. У сосуда есть три ножки, прикрепленные по краям днища. До наших дней светильник дошел в несколько поврежденном виде. Боковая стенка емкости сломана. Но на верхнем ободке сохранилось «ушко», позволяющее предположить, что, возможно, у сосуда когда-то была еще и крышка.

Волк, косуля и танцовщица

Весьма необычным экспонатом региональной сокровищницы артефактов является бронзовый кувшин с головой волка на венце. Сосуд имеет тулово грушевидной формы и вытянутую горловину. В месте перехода – опоясываю­щий валик. Примечательно, что ручка и крышка у кувшина отсутствуют. Уникальный артефакт датируется X–XI веками. Его обнаружили на территории Байзакского района в 1951 году.

Случайной, но не менее ценной находкой стала фигурка животного, обнаруженная местной жительницей в Мойынкумском районе. Установлено, что это скульптурное изображение косули. Предмет, выполненный в традиционном для местных племен зверином стиле, ученые относят к сакскому периоду –
VIII–IV вв. до н. э.

– По всей Средней Азии косуля считалась хранителем границ, здоровья и безо­пасности. У саков, живших в Семиречье, были бронзовые жертвенники. Кроме того, у них были специальные курильницы. Возможно, косуля – фигурка именно с жертвенника или курильницы, – предполагает Жанна Косалиева.

По ее словам, в некоторых случаях такие предметы хоронились с покойником или же являлись сос­тавными элементами жерт­венно-культовых обрядов, связанных с огнем.

Настоящей гордос­тью жителей области по праву считается статуэтка, названная «Таразской танцовщицей». Бронзовая фигурка изображает молодую женщину в движении, предположительно исполняющей танец. Примечательно, что артефакт является своего рода отголоском проникновения эллинистической культуры.

Одна рука девушки согнута в локте и поднята над головой. На ней, на запястье и выше локтя, можно различить браслеты. К сожалению, находка была поврежденной – кисть этой руки оказалась отбитой. Другая рука опущена и находится на уровне бедер. На талии девушки четко виден широкий пояс с круглой пряжкой, на которой изображен цветок лотоса. Волосы стянуты тугим узлом и спадают на плечи. Нижняя часть ног отсутствует. Уникальная статуэтка, датируемая IX–X веками, найдена в двадцатом столетии случайно при строительстве стадиона в городе Таразе. Она была погребена на глубине 1,5 м вместе с круглодонными бронзовыми чашами.

Доспехи саков

Невозможно пройти и мимо воинского снаряжения эпохи бронзы. Оно по-настоящему завораживает и словно переносит на несколько веков назад.

Как писал Карл Байпаков, оружейное дело среди ремесленников получило довольно широкое развитие. Они делали луки небольших размеров со стрелами, кинжалы, акинаки, копья, боевые топоры различной конструкции. Также изготавливали доспехи. Например, защитное снаряжение сакского воина состояло из бронзовых шлема, щита, пояса, к которому крепился колчан со стрелами.

Наконечники стрел были разных размеров и форм. Так, встречались лавролистной или ромбической формы. У некоторых стрел боевая головка была выполнена в виде трех радиально расходящихся лопастей.

– Бронзу отличают твердость, красивый золотистый оттенок и низкая температура плавления, благодаря чему она стала весьма распространенной в средневековье, – сказала Жанна Косалие­ва. – Ее открытие позволило произвести настоящий переворот не только в экономике и декоративно-прикладном искусстве, но и в военном деле. Уже на ранних этапах развития андроновской культуры мастера медных и бронзовых дел освоили искусство литья, ковки и чеканки.

Для сражений и охоты древние ремесленники изготавливали в основном ножи, топоры, наконечники стрел и копий… Их украшали геометрическими орнаментами в виде колец, треугольников, ромбов, подбирали для них интересные формы. Чтобы изготовить наконечники стрел и копий, кинжалы, снаряжение, древние мастера применяли литейные формы, состоящие из двух или трех разъемных сторон.

Одним из наиболее ценных экспонатов регионального музея считается воинский шлем, обнаруженный в 1950 году в Кордайском районе. Ученые относят его к VII–IV вв. до н. э. Масса артефакта составляет 3 кг. В нижней его части проделано несколько отверстий.

– Предположительно он принадлежал воителю из сакского племени. Это один из трех сакских шлемов, найденных на территории бывшего Советского Союза. Артефакт не имеет аналогов в других регионах, – отметила заместитель директора Областного историко-краеведческого музея.

Обращает на себя внимание и воинский щит, имеющий несколько выпуклую, полусферическую форму. Его диаметр составляет около 70 см. Такие щиты батыры применяли для отражения вражеских стрел и защиты в ближнем бою. Они были наиболее удобными для всадника и не стесняли его движений.

С лицевой стороны экспонат богато орнаментирован вдавленными узорами в виде растений, ромбов и розеток. По краю нанесены надписи арабским шрифтом. В центральной части изначально были прикреплены четыре выпуклых круглых «шишака» с бирюзовой инкрустацией высотой до трех сантиметров. Они крепились к основанию щита мощными заклепками и служили надежной защитой от ударов рубящих видов оружия. К сожалению, у найденного артефакта один из них утрачен.

Часть бирюзовых зерен выкрашена. На одном краю щита прикреплены две металлические рельефные накладки в виде полумесяца. С внутренней части сохранились три подвесных кольца для крепления ручки-держателя. Сама же она отсутствует. Находка датируется XVIII–XIX веками.

В целом в искусстве литейщиков по-прежнему наблюдались геометрические, зооморфные и растительные мотивы. Такого характера орнаментами они украшали не только оружие, светильники и сосуды, но и зеркала, бляшки, ложки, подвески, медальоны, перстни, серьги…

Надо сказать, что художест­венная чеканка и литье на протяжении нескольких столетий продолжались в формах, прочно утвердившихся еще в
XIV–XV веках. Очевидно, что традиции мастеров бронзовых дел не были утрачены полностью, а, несколько изменившись, сохранились и перекочевали в современное декоративно-прикладное искусство.

Популярное

Все
Бурабайский Айболит
Платье, которое подарил Абай
Как будут устранять дефицит мест в детских садах в Костанайской области
Застрелил красавицу
Прокуратура региона с начала года отменила более двадцати государственных закупок на сумму, превышающую четыре миллиарда тенге
В приоритете – олимпийские виды
Академия наук: миссия выполнима
Беспощадное избиение мальчика в детсаду попало на видео в Алматы
Доверие основывается на справедливости
О точечной застройке и лазейках в законе
Танцы выбрали меня: бразильский артист балета рассказал о жизни в Казахстане
Как попасть к узкому специалисту без направления терапевта, рассказали в Минздраве
По вопросам электоральной системы
Давайте по-доброму
Почему налоги одинаковы для производственников и букмекерских контор?
В ущелье Аюсай вспыхнули сотни огоньков, словно кто-то вспугнул армию огромных светлячков
Масштабное волонтёрское движение началось с шерстяного носка
Сберечь Кольсай для потомков
Закрывать глаза на лудоманию нельзя
Когда мороз не помеха
Владельцу пасеки грозит уголовная ответственность за незаконную охоту на соболей
Токаев отметил позитивную динамику двусторонних отношений Казахстана и России
Знание государственного языка – долг каждого
О Джучи – без мифов
Меняя мир к лучшему
За масштабную утечку метана нефтяную компанию могут оштрафовать на 350 млн тенге
Зеленский позвонил Токаеву
Инвестиционный щит: прокуроры на страже экономики страны
Токаев подписал закон об укреплении инвестиционного сотрудничества Казахстана с Катаром
Ответственность перед предками и потомками
Алихан Смаилов обратился к премьер-министрам стран ЕАЭС
Назначен заместитель управделами президента
Перевод времени в Казахстане: как быть пассажирам, купившим билеты на полночь 1 марта
В трех мегаполисах страны возобновили требования по ношению масок
Информацию о митинге автовладельцев в Уральске опровергла полиция
Мальчик умер после обрезания в Акмолинской области
Казахстан и Франция договорились сотрудничать в борьбе с глобальным потеплением
Как часто будут пополняться спецсчета по программе «Нацфонд - детям»
Правила посадки и высадки пассажиров изменились в автобусах Астаны
День всех влюбленных: какие вопросы следует обсудить паре до брака, рассказали психолог и юрист
Казахстан глазами американца в начале XX века
Выдающийся казахский режиссер Шакен Айманов сегодня отметил бы свое 110-летие
Казахстанцы чаще других иностранцев посещают Россию
Время разъяснений о времени
Детский сад горел в Семее
Олжас Бектенов - членам правительства: Никто не должен сорить деньгами

Читайте также

В приоритете – олимпийские виды
Более тысячи детей отдохнут в этом году в центре «Балдаурен»
«Привить» патриотизм
Время молодых

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]