Де-факто: курс на «антибюро»

5826
Юлия Полонская

Чем реже гражданину приходится встречаться с госслужащими лицом к лицу, тем меньше коррупционных рисков. Поэтому Консультативно-экспертная группа по вопросам формирования сервисного госаппарата и дебюрократизации его деятельности старается сделать процесс предоставления госуслуг как можно проще.

коллаж из архива «КП», фото Игоря Бургандинова

Работа, в которой роль диа­логовой площадки берет на себя Агентство по делам государственной службы, началась в 2022-м. Курс на построение «слышащего государства», а также переход от бюрократической государственной системы к сервисной был заложен многими программными документами. О необходимости продолжать и дальше эту работу Глава государства Касым-Жомарт Токаев напомнил в Послании «Экономический курс Справедливого Казахстана».

Первое в этом году заседание специальной комиссии было посвящено ходу исполнения рекомендаций, выработанных в рамках анализа по дебюрократизации деятельности госаппарата и совершенствованию процессов оказания госуслуг.

Как отметил председатель Агентства по делам государственной службы Дархан Жазыкбай, в вопросах формирования сервисного государственного аппарата крайне важным является активное взаимодействие государства и общества.

В целом в рамках аналитичес­кой и мониторинговой работы по дебюрократизации деятельности государственного аппарата выработаны 373 предложения.

С начала текущего года с государственными органами проработаны 250 предложений по совершенствованию процессов оказания госуслуг. В результате внесено 33 поправки в НПА по устранению коллизий, обеспечена доступность 17 госуслуг на портале электронного правительства, доработано 11 функ­ционалов информационных сис­тем, проведено 11 интеграций информационных систем, включены четыре скрытые гос­услуги в реестр.

Безотказное государство

Главная цель этой комплекс­ной ревизии нормативно-правовых актов и постоянного мониторинга, который проводит АДГС, – исключение излишних барьеров, административных процедур, необоснованных требований, неоправданных сроков. Сейчас подводятся итоги первого цикла данной работы.

Заместитель председателя Агентства Республики Казах­стан по делам государственной службы Салауат Муксимов отметил, что АДГС ориентирует Правительство на переход к так называемой безотказной процедуре.

– Мы имеем в виду отказ в государственной услуге по формальной причине. К примеру, форма и содержание заявления не соответствуют установленным требованиям или не приложены необходимые документы. В таком случае услугодатель должен указать на эти недостатки граж­данину, но в услуге не отказывать, а проводить работу по мере предоставления необходимых докумен­тов, – отметил он.

Кроме того, анализ ситуации свидетельствует, что около ста государственных услуг сегодня оказываются через различные комиссии.

– И мы задаемся вопросом: насколько эти бесконечные заседания оправданны? Ведь вынесение вопроса на повестку коллективного согласования, естественно, увеличивает срок оказания государственной услуги, требует сбора немалых пакетов докумен­тов, – считает Салауат Муксимов. – В середине этого года первые шаги были сделаны, мы отказались от земельных комиссий. Теперь в сфере земельных отношений по ряду услуг получатель может рассчитывать на прямой результат.

Результаты мониторинга также говорят о том, что почти 190 гос­услуг сегодня проходят через разного рода согласования, больше половины из них госорганы согласовывают друг с другом, а 70 услуг – с экспертным сообществом. Это опять же соз­дает неоправданную волокиту.

В реестре сегодня числится 289 разрешительных согласований в виде лицензий и сертификатов. Из них по 51 услуге осуществляется выдача лицензий только через процедуру предварительной проверки. Опять же вопрос: насколько эти проверки оправданны и действительно ли так необходимы?

Срочными являются 384 государственные услуги. Это значит, что результат их оказания имеет определенный срок. К примеру, удостоверение личности действует 10 лет, цифровой ключ – один год.

– И каждый раз гражданин обязан вновь обращаться в государственный орган. Мы задаем два вопроса: насколько оправдан именно заявленный срок действия и возможно ли установить бессрочный режим в тех или иных случаях? – прокомментировал Салауат Муксимов. – Почти 500 услуг оказываются на безальтернативной цифровой основе. Это значит, что если информационная система по каким-либо причинам, в том чис­ле технического характера, не работает или допущены недос­татки в функционале, заявитель эту услугу получить не сможет. Например, у нас была жалоба от одного из региональных предприятий, которому нужно было продлить лицензию в области недропользования, но в связи со сбоями в информационной системе руководство не смогло сделать это в срок. А любое отклонение от графика выдачи разрешительных документов влечет правовую ответственность, а именно – штраф.

Кроме того, до сих пор существует такое понятие, как «цифровое неравенство». Жители удаленных от центра населенных пунктов или представители отдельных социальных групп могут не иметь доступа к услугам в электронном формате. И тут членам Комиссии по дебюрократизации государственного аппарата важно понять, по предоставлению каких услуг нужно сохранить альтернативный формат.

– Более 500 государственных услуг оказываются на платной основе. И нужно понимать, что это еще один барьер на пути к их получению, – подчеркнул Салауат Муксимов. – При этом мы видим, что универсальных подходов в установлении возмездности или ее размеров нет. Например, прак­тически все услуги органов внут­ренних дел являются платными, а Министерства обороны – прак­тически все бесплатны. Можно сделать вывод о ведомственном подходе в этом вопросе, а такого быть не должно.

И это данные, которые касаются лишь области сервисных услуг для граждан, но дебюрократизация необходима и в таких сферах, как государственные закупки, бюджетные отношения, административные процедуры. Для того чтобы сделать их проще для граждан и бизнеса, сегодня выстраиваются «дорожные карты», ведется планомерная работа.

Нужно меньше контактировать

А пока она не окончена, бюрократизация, по мнению исполнительного директора общественного объединения «Әділдік жолы» Дидара Смагулова, будет продолжать порождать коррупцию. Все предложения, вынесенные представителями общественного объединения на специальную комиссию, связаны с исключением каких-либо дополнительных требований и административных барьеров, непонятных трактовок нормативно-правовых актов. Ведь порой складывается мнение, что иногда государственным органам выгодно ставить перед услугополучателями невыполнимые условия, чтобы потом была возможность решать воп­росы кулуарно.

– Первое наше предложение – максимальная интеграция баз данных, – поделился Дидар Смагулов. – Когда человек идет получать государственную услугу, у него требуют пакет документов, которые он запрашивает в других госорганах. Но если эта информация есть у государства, почему ее запрашивают у граж­данина? Поэтому мы выходим с предложением интегрировать базы данных. В результате должно быть так: при зачислении в школу, к примеру, достаточно предоставить свидетельство о рождении ребенка, а все сведения, которые есть у организаций систем здравоохранения, труда и социальной защиты, акимата и других органов, школа должна получать автоматически.

Во-вторых, «Әділдік жолы» предлагает исключить лишние требования, которые только соз­дают сложности бизнесу и граж­данам, а по сути никак не сказываются на их работе. В-третьих, нужно перевести все услуги в электронный формат.

– В одной из услуг Министерства здравоохранения по выдаче заключения по безопасности и качеству лекарственных средств и медицинских изделий преду­смотрены электронная и бумажная формы подачи заявления, а форма получения результата – только бумажная. Получается, все равно предпринимателю нужно прийти лично в государственный орган и контактировать с его сотрудниками, а это дополнительный риск для коррупционного проявления, – отметил Дидар Смагулов. – Кроме того, мы работаем над исключением лишней отчетности. Например, Министерство финансов требует аж 39 видов разного рода отчетов, в том числе и с нулевой цифры. Это значит, что даже если предприниматель по каким-либо причинам поставил производство на паузу, ему нужно все равно сдавать так называемые «нулевки» за каждый отчетный период. Спрашивается, зачем? Сейчас уже, по итогам обсуждения в рабочих группах, мы приближаемся к общему мнению, что количество форм отчетности можно сократить до 20, то есть почти в два раза.

Популярное

Все
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
Казахстан и Монголия нацелены на укрепление взаимодействия
«Тұмар» называет победителей
Вода придет на поля
Елена Брусиловская: Мы работаем для людей
Родители – главная ролевая модель для ребенка
Награда за профессионализм
Пример служения Отечеству
Бейбит Жукаев впервые сыграет в основной сетке турнира серии "Большого шлема"
В спектакле «Чтобы помнили» участвовали молодые артисты из разных стран
Обеспечить контрольную функцию на территории
Правовое равенство и справедливость
Информационное крыло Ассамблеи народа Казахстана
Незаконно ловили судака
Они – источник вдохновения!
Вызовы современности: милитаризация и ядерная безопасность
Газета как традиция
Законодательная поддержка реформ
Задача – наращивать показатели
Высадить легко, да вырастить непросто
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Дожди с градом обрушатся на Казахстан
Совбез ООН собрался на экстренное заседание
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Ураган не щадил никого
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Двум казахстанцам вернули зрение путем трансплантации роговицы
Трамп: Ключевые ядерные объекты Ирана полностью уничтожены
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
Бублик одержал победу на турнире ATP 500 в Германии
Polpharma Group расширяет инвестиции в Казахстан
Госслужащие пробежали антикоррупционный марафон в Семее
Когда региональная сила становится мировым аргументом
Видеть в повседневном вечное
МИД Казахстана сделал заявление по ситуации на Ближнем Востоке
«Пасынки степи»: атырауский писатель рассказал о своей книге столичным читателям
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства

Читайте также

Из Рабочего поселка – в Париж
Они – источник вдохновения!
Родители – главная ролевая модель для ребенка
В Астане дроны будут разыскивать убегающих нарушителей

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]