Де-факто: курс на «антибюро»

5294
Юлия Полонская

Чем реже гражданину приходится встречаться с госслужащими лицом к лицу, тем меньше коррупционных рисков. Поэтому Консультативно-экспертная группа по вопросам формирования сервисного госаппарата и дебюрократизации его деятельности старается сделать процесс предоставления госуслуг как можно проще.

коллаж из архива «КП», фото Игоря Бургандинова

Работа, в которой роль диа­логовой площадки берет на себя Агентство по делам государственной службы, началась в 2022-м. Курс на построение «слышащего государства», а также переход от бюрократической государственной системы к сервисной был заложен многими программными документами. О необходимости продолжать и дальше эту работу Глава государства Касым-Жомарт Токаев напомнил в Послании «Экономический курс Справедливого Казахстана».

Первое в этом году заседание специальной комиссии было посвящено ходу исполнения рекомендаций, выработанных в рамках анализа по дебюрократизации деятельности госаппарата и совершенствованию процессов оказания госуслуг.

Как отметил председатель Агентства по делам государственной службы Дархан Жазыкбай, в вопросах формирования сервисного государственного аппарата крайне важным является активное взаимодействие государства и общества.

В целом в рамках аналитичес­кой и мониторинговой работы по дебюрократизации деятельности государственного аппарата выработаны 373 предложения.

С начала текущего года с государственными органами проработаны 250 предложений по совершенствованию процессов оказания госуслуг. В результате внесено 33 поправки в НПА по устранению коллизий, обеспечена доступность 17 госуслуг на портале электронного правительства, доработано 11 функ­ционалов информационных сис­тем, проведено 11 интеграций информационных систем, включены четыре скрытые гос­услуги в реестр.

Безотказное государство

Главная цель этой комплекс­ной ревизии нормативно-правовых актов и постоянного мониторинга, который проводит АДГС, – исключение излишних барьеров, административных процедур, необоснованных требований, неоправданных сроков. Сейчас подводятся итоги первого цикла данной работы.

Заместитель председателя Агентства Республики Казах­стан по делам государственной службы Салауат Муксимов отметил, что АДГС ориентирует Правительство на переход к так называемой безотказной процедуре.

– Мы имеем в виду отказ в государственной услуге по формальной причине. К примеру, форма и содержание заявления не соответствуют установленным требованиям или не приложены необходимые документы. В таком случае услугодатель должен указать на эти недостатки граж­данину, но в услуге не отказывать, а проводить работу по мере предоставления необходимых докумен­тов, – отметил он.

Кроме того, анализ ситуации свидетельствует, что около ста государственных услуг сегодня оказываются через различные комиссии.

– И мы задаемся вопросом: насколько эти бесконечные заседания оправданны? Ведь вынесение вопроса на повестку коллективного согласования, естественно, увеличивает срок оказания государственной услуги, требует сбора немалых пакетов докумен­тов, – считает Салауат Муксимов. – В середине этого года первые шаги были сделаны, мы отказались от земельных комиссий. Теперь в сфере земельных отношений по ряду услуг получатель может рассчитывать на прямой результат.

Результаты мониторинга также говорят о том, что почти 190 гос­услуг сегодня проходят через разного рода согласования, больше половины из них госорганы согласовывают друг с другом, а 70 услуг – с экспертным сообществом. Это опять же соз­дает неоправданную волокиту.

В реестре сегодня числится 289 разрешительных согласований в виде лицензий и сертификатов. Из них по 51 услуге осуществляется выдача лицензий только через процедуру предварительной проверки. Опять же вопрос: насколько эти проверки оправданны и действительно ли так необходимы?

Срочными являются 384 государственные услуги. Это значит, что результат их оказания имеет определенный срок. К примеру, удостоверение личности действует 10 лет, цифровой ключ – один год.

– И каждый раз гражданин обязан вновь обращаться в государственный орган. Мы задаем два вопроса: насколько оправдан именно заявленный срок действия и возможно ли установить бессрочный режим в тех или иных случаях? – прокомментировал Салауат Муксимов. – Почти 500 услуг оказываются на безальтернативной цифровой основе. Это значит, что если информационная система по каким-либо причинам, в том чис­ле технического характера, не работает или допущены недос­татки в функционале, заявитель эту услугу получить не сможет. Например, у нас была жалоба от одного из региональных предприятий, которому нужно было продлить лицензию в области недропользования, но в связи со сбоями в информационной системе руководство не смогло сделать это в срок. А любое отклонение от графика выдачи разрешительных документов влечет правовую ответственность, а именно – штраф.

Кроме того, до сих пор существует такое понятие, как «цифровое неравенство». Жители удаленных от центра населенных пунктов или представители отдельных социальных групп могут не иметь доступа к услугам в электронном формате. И тут членам Комиссии по дебюрократизации государственного аппарата важно понять, по предоставлению каких услуг нужно сохранить альтернативный формат.

– Более 500 государственных услуг оказываются на платной основе. И нужно понимать, что это еще один барьер на пути к их получению, – подчеркнул Салауат Муксимов. – При этом мы видим, что универсальных подходов в установлении возмездности или ее размеров нет. Например, прак­тически все услуги органов внут­ренних дел являются платными, а Министерства обороны – прак­тически все бесплатны. Можно сделать вывод о ведомственном подходе в этом вопросе, а такого быть не должно.

И это данные, которые касаются лишь области сервисных услуг для граждан, но дебюрократизация необходима и в таких сферах, как государственные закупки, бюджетные отношения, административные процедуры. Для того чтобы сделать их проще для граждан и бизнеса, сегодня выстраиваются «дорожные карты», ведется планомерная работа.

Нужно меньше контактировать

А пока она не окончена, бюрократизация, по мнению исполнительного директора общественного объединения «Әділдік жолы» Дидара Смагулова, будет продолжать порождать коррупцию. Все предложения, вынесенные представителями общественного объединения на специальную комиссию, связаны с исключением каких-либо дополнительных требований и административных барьеров, непонятных трактовок нормативно-правовых актов. Ведь порой складывается мнение, что иногда государственным органам выгодно ставить перед услугополучателями невыполнимые условия, чтобы потом была возможность решать воп­росы кулуарно.

– Первое наше предложение – максимальная интеграция баз данных, – поделился Дидар Смагулов. – Когда человек идет получать государственную услугу, у него требуют пакет документов, которые он запрашивает в других госорганах. Но если эта информация есть у государства, почему ее запрашивают у граж­данина? Поэтому мы выходим с предложением интегрировать базы данных. В результате должно быть так: при зачислении в школу, к примеру, достаточно предоставить свидетельство о рождении ребенка, а все сведения, которые есть у организаций систем здравоохранения, труда и социальной защиты, акимата и других органов, школа должна получать автоматически.

Во-вторых, «Әділдік жолы» предлагает исключить лишние требования, которые только соз­дают сложности бизнесу и граж­данам, а по сути никак не сказываются на их работе. В-третьих, нужно перевести все услуги в электронный формат.

– В одной из услуг Министерства здравоохранения по выдаче заключения по безопасности и качеству лекарственных средств и медицинских изделий преду­смотрены электронная и бумажная формы подачи заявления, а форма получения результата – только бумажная. Получается, все равно предпринимателю нужно прийти лично в государственный орган и контактировать с его сотрудниками, а это дополнительный риск для коррупционного проявления, – отметил Дидар Смагулов. – Кроме того, мы работаем над исключением лишней отчетности. Например, Министерство финансов требует аж 39 видов разного рода отчетов, в том числе и с нулевой цифры. Это значит, что даже если предприниматель по каким-либо причинам поставил производство на паузу, ему нужно все равно сдавать так называемые «нулевки» за каждый отчетный период. Спрашивается, зачем? Сейчас уже, по итогам обсуждения в рабочих группах, мы приближаемся к общему мнению, что количество форм отчетности можно сократить до 20, то есть почти в два раза.

Популярное

Все
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Сносить нельзя оставить
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Моя профессия – мое будущее
Как укрощается сталь
А за весною спешит лето...
Когда отходы превращаются в доходы
От сердца к сердцу
Браконьеры наносят огромный ущерб
Основа стабильного будущего
Танцующие тени степей
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Без коррупционных рисков
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Усилить потенциал страны
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Односменка стала реальностью
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

От сердца к сердцу
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Вредная? Ну и пусть
Только от жизни собачьей…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]