Де-факто: курс на «антибюро»

4863
Юлия Полонская

Чем реже гражданину приходится встречаться с госслужащими лицом к лицу, тем меньше коррупционных рисков. Поэтому Консультативно-экспертная группа по вопросам формирования сервисного госаппарата и дебюрократизации его деятельности старается сделать процесс предоставления госуслуг как можно проще.

коллаж из архива «КП», фото Игоря Бургандинова

Работа, в которой роль диа­логовой площадки берет на себя Агентство по делам государственной службы, началась в 2022-м. Курс на построение «слышащего государства», а также переход от бюрократической государственной системы к сервисной был заложен многими программными документами. О необходимости продолжать и дальше эту работу Глава государства Касым-Жомарт Токаев напомнил в Послании «Экономический курс Справедливого Казахстана».

Первое в этом году заседание специальной комиссии было посвящено ходу исполнения рекомендаций, выработанных в рамках анализа по дебюрократизации деятельности госаппарата и совершенствованию процессов оказания госуслуг.

Как отметил председатель Агентства по делам государственной службы Дархан Жазыкбай, в вопросах формирования сервисного государственного аппарата крайне важным является активное взаимодействие государства и общества.

В целом в рамках аналитичес­кой и мониторинговой работы по дебюрократизации деятельности государственного аппарата выработаны 373 предложения.

С начала текущего года с государственными органами проработаны 250 предложений по совершенствованию процессов оказания госуслуг. В результате внесено 33 поправки в НПА по устранению коллизий, обеспечена доступность 17 госуслуг на портале электронного правительства, доработано 11 функ­ционалов информационных сис­тем, проведено 11 интеграций информационных систем, включены четыре скрытые гос­услуги в реестр.

Безотказное государство

Главная цель этой комплекс­ной ревизии нормативно-правовых актов и постоянного мониторинга, который проводит АДГС, – исключение излишних барьеров, административных процедур, необоснованных требований, неоправданных сроков. Сейчас подводятся итоги первого цикла данной работы.

Заместитель председателя Агентства Республики Казах­стан по делам государственной службы Салауат Муксимов отметил, что АДГС ориентирует Правительство на переход к так называемой безотказной процедуре.

– Мы имеем в виду отказ в государственной услуге по формальной причине. К примеру, форма и содержание заявления не соответствуют установленным требованиям или не приложены необходимые документы. В таком случае услугодатель должен указать на эти недостатки граж­данину, но в услуге не отказывать, а проводить работу по мере предоставления необходимых докумен­тов, – отметил он.

Кроме того, анализ ситуации свидетельствует, что около ста государственных услуг сегодня оказываются через различные комиссии.

– И мы задаемся вопросом: насколько эти бесконечные заседания оправданны? Ведь вынесение вопроса на повестку коллективного согласования, естественно, увеличивает срок оказания государственной услуги, требует сбора немалых пакетов докумен­тов, – считает Салауат Муксимов. – В середине этого года первые шаги были сделаны, мы отказались от земельных комиссий. Теперь в сфере земельных отношений по ряду услуг получатель может рассчитывать на прямой результат.

Результаты мониторинга также говорят о том, что почти 190 гос­услуг сегодня проходят через разного рода согласования, больше половины из них госорганы согласовывают друг с другом, а 70 услуг – с экспертным сообществом. Это опять же соз­дает неоправданную волокиту.

В реестре сегодня числится 289 разрешительных согласований в виде лицензий и сертификатов. Из них по 51 услуге осуществляется выдача лицензий только через процедуру предварительной проверки. Опять же вопрос: насколько эти проверки оправданны и действительно ли так необходимы?

Срочными являются 384 государственные услуги. Это значит, что результат их оказания имеет определенный срок. К примеру, удостоверение личности действует 10 лет, цифровой ключ – один год.

– И каждый раз гражданин обязан вновь обращаться в государственный орган. Мы задаем два вопроса: насколько оправдан именно заявленный срок действия и возможно ли установить бессрочный режим в тех или иных случаях? – прокомментировал Салауат Муксимов. – Почти 500 услуг оказываются на безальтернативной цифровой основе. Это значит, что если информационная система по каким-либо причинам, в том чис­ле технического характера, не работает или допущены недос­татки в функционале, заявитель эту услугу получить не сможет. Например, у нас была жалоба от одного из региональных предприятий, которому нужно было продлить лицензию в области недропользования, но в связи со сбоями в информационной системе руководство не смогло сделать это в срок. А любое отклонение от графика выдачи разрешительных документов влечет правовую ответственность, а именно – штраф.

Кроме того, до сих пор существует такое понятие, как «цифровое неравенство». Жители удаленных от центра населенных пунктов или представители отдельных социальных групп могут не иметь доступа к услугам в электронном формате. И тут членам Комиссии по дебюрократизации государственного аппарата важно понять, по предоставлению каких услуг нужно сохранить альтернативный формат.

– Более 500 государственных услуг оказываются на платной основе. И нужно понимать, что это еще один барьер на пути к их получению, – подчеркнул Салауат Муксимов. – При этом мы видим, что универсальных подходов в установлении возмездности или ее размеров нет. Например, прак­тически все услуги органов внут­ренних дел являются платными, а Министерства обороны – прак­тически все бесплатны. Можно сделать вывод о ведомственном подходе в этом вопросе, а такого быть не должно.

И это данные, которые касаются лишь области сервисных услуг для граждан, но дебюрократизация необходима и в таких сферах, как государственные закупки, бюджетные отношения, административные процедуры. Для того чтобы сделать их проще для граждан и бизнеса, сегодня выстраиваются «дорожные карты», ведется планомерная работа.

Нужно меньше контактировать

А пока она не окончена, бюрократизация, по мнению исполнительного директора общественного объединения «Әділдік жолы» Дидара Смагулова, будет продолжать порождать коррупцию. Все предложения, вынесенные представителями общественного объединения на специальную комиссию, связаны с исключением каких-либо дополнительных требований и административных барьеров, непонятных трактовок нормативно-правовых актов. Ведь порой складывается мнение, что иногда государственным органам выгодно ставить перед услугополучателями невыполнимые условия, чтобы потом была возможность решать воп­росы кулуарно.

– Первое наше предложение – максимальная интеграция баз данных, – поделился Дидар Смагулов. – Когда человек идет получать государственную услугу, у него требуют пакет документов, которые он запрашивает в других госорганах. Но если эта информация есть у государства, почему ее запрашивают у граж­данина? Поэтому мы выходим с предложением интегрировать базы данных. В результате должно быть так: при зачислении в школу, к примеру, достаточно предоставить свидетельство о рождении ребенка, а все сведения, которые есть у организаций систем здравоохранения, труда и социальной защиты, акимата и других органов, школа должна получать автоматически.

Во-вторых, «Әділдік жолы» предлагает исключить лишние требования, которые только соз­дают сложности бизнесу и граж­данам, а по сути никак не сказываются на их работе. В-третьих, нужно перевести все услуги в электронный формат.

– В одной из услуг Министерства здравоохранения по выдаче заключения по безопасности и качеству лекарственных средств и медицинских изделий преду­смотрены электронная и бумажная формы подачи заявления, а форма получения результата – только бумажная. Получается, все равно предпринимателю нужно прийти лично в государственный орган и контактировать с его сотрудниками, а это дополнительный риск для коррупционного проявления, – отметил Дидар Смагулов. – Кроме того, мы работаем над исключением лишней отчетности. Например, Министерство финансов требует аж 39 видов разного рода отчетов, в том числе и с нулевой цифры. Это значит, что даже если предприниматель по каким-либо причинам поставил производство на паузу, ему нужно все равно сдавать так называемые «нулевки» за каждый отчетный период. Спрашивается, зачем? Сейчас уже, по итогам обсуждения в рабочих группах, мы приближаемся к общему мнению, что количество форм отчетности можно сократить до 20, то есть почти в два раза.

Популярное

Все
Будем здесь учиться на хорошо и отлично
Завершился 22-й раунд переговоров по Сирии
Ни закупочных цен, ни субсидий
Легенда купеческой эпохи оживает в Петропавловске
Увеличить объем подачи питьевой воды в Актау обещают до конца ноября
Будущее детей родители связывают с новой школой
Дорогу и возможности – молодым
В Алматы прошел творческий вечер поэтессы и певицы Аксункар Акынбаба
Инновации и инклюзивность
Пришел в кино, а там...
«Казаханимация» запустила серию международных мастер-классов
В Петропавловске состоялась международная выставка голубей
Доля шутки
Сделать ход конем
Музыкальная машина времени
Урок мужества провели в Нацгвардии
Молодое пополнение принимает присягу
Точки духовного притяжения
Ироническая сказка для взрослых
Музейный уголок
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Больничный теперь не подделаешь
До золота рукой подать
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Нацбанк сообщил о переходе на международный стандарт ISO 20022
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Кто и как охотится за нашими детьми?
Димаш Кудайберген выступил в Елисейском дворце
Движение ограничили на трассе в Карагандинской области
Осмысливая «Средний коридор»
Казахстанский борец возглавил мировой рейтинг UWW
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Строительство завода будет возобновлено
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
Макпал Жунусова пожаловалась на FlyArystan
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Реконструкция близится к завершению
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Засоряют Большой Алматинский канал
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань
Редкие породы собак представили на международной выставке «Созвездии псовых» в Алматы
Шатры и юрты Великой степи
В Алматы будут выпускать лекарство от рака молочной железы

Читайте также

«Самрук» гордится даже этим, но это же нонсенс» – омбудсмен…
Дорогу и возможности – молодым
Обучающий тренинг по гендерной экспертизе законодательства …
Сколько безработных в Казахстане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]