Фото ©Адильбека Тауекелова/Kazpravda.kz
На правительственном часе по вопросам совершенствования госаудита и финконтроля в Мажилисе РК депутат Гульжан Карагусова заявила о том, что проверяющие органы не исполняют закон "О государственном аудите и финансовом контроле", принятый два года назад, сообщает корреспондент
Kazpravda.kz.
По ее словам, в Казахстане с 2015 года действует новая система государственного аудита, правила и подходы при проведении контрольных мероприятий, ориентир которых должен был быть направлен на выявление причин, позволяющих предотвращать, пресекать финансовые нарушения и создавать условия для их недопущения в будущем. Этим законом были внедрены международные профессиональные стандарты аудита.
![](/uploads/redactors/images/5a00181e540f21509955614.JPG)
"Несмотря на то, что данный закон действует уже почти 2 года, методы работы органов госаудита пока не изменились. По-прежнему органы госаудита осуществляют комплексную ревизию по итогам исполнения бюджета, то есть когда средства уже использованы, и выявляются уже совершенные нарушения", – сообщила мажилисвумен.
Карагусова уточнила, что до сих пор аудиторы представляют только факты – сколько выделено средств, сколько потрачено, в лучшем случае указывают, на что потрачены средства, при этом не предоставляя информацию о конечных результатах.
"В Бюджетном кодексе четко регламентировано, что "конечный результат" – это изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики и других отраслей госуправления", – акцентировала народная избранница.
Кроме этого, депутат отметила неэффективность единой базы данных по госаудиту, которая позволяет получать информацию по всем проверкам объектов госаудита и рекомендациям по ним.
"В заключении к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2016 год мы не увидели, какая работа была проведена Счетным комитетом в целях предупреждения нарушений. Несмотря на наличие базы, имеет место проведение неоднократных проверок на одних и тех же объектах. Причина – отсутствие четких критериев отбора объектов для проведения проверок органами госаудита", – продолжила Гульжан Карагусова.
Также председатель Комитета по финансам и бюджету Мажилиса указала на то, что в утвержденные годовые перечни объектов органов внешнего госаудита многократно вносятся изменения. Так, по ее информации, только в текущем году изменения вносились 177 раз.
"Это говорит об отсутствии системного подхода при отборе объектов госаудита. В этом году Счетный комитет впервые провел предварительную оценку проекта республиканского бюджета на 2018-2020 годы. Но и здесь мы не увидели превентивных мер, направленных на исправление, улучшение качества планирования. То есть нет конкретных рекомендаций, как можно усовершенствовать трехлетний бюджет", – резюмировала Карагусова.
Отметим, что депутатами Мажилиса в закон инициированы поправки с учетом недочетов, выявленных в ходе его реализации.
Согласно закону, Счетный комитет администрирует единую базу данных по госаудиту, которая позволяет получать информацию по всем проверкам объектов госаудита и рекомендациям по ним. Единая база создавалась в целях проведения аналитической работы, чтобы была возможность предупреждать нарушения, принимать превентивные меры.
Ранее об основных недостатках, имеющихся в системе государственного аудита и финансового контроля,
рассказал министр финансов РК.