По данным руководителя областного управления по развитию языков Рахии Турмаханбетовой, на сегодня доля взрослого населения области, владеющего языком Абая, составляет 91,9%. При этом документация в госорганах ведется почти целиком на казахском языке.
– Статистика все еще не радует. Нужно работать на результат, эффективно и без формализма, – отметил глава региона Бердибек Сапарбаев в ходе недавнего совещания в акимате области, где обсуждены вопросы развития казахского языка и ономастики.
Так что же сделать, чтобы улучшить показатели? По мнению доцента Университета Дулати, кандидата педагогических наук, историка и филолога Армана Шауханова, в первую очередь необходимо на государственном уровне повышать общую значимость и востребованность казахского языка. На сегодня язык Абая применяется в основном как официальный язык и на бытовом уровне, но, к примеру, в науке он менее заметен. Педагог считает, что статус госязыка можно повысить благодаря нашим работникам науки. Если открытия будут совершать казахскоязычные ученые, то автоматически вырастет и привлекательность их родного языка. Причем не только в стране, но и за рубежом.
– Нельзя говорить, что никакой работы не ведется. Подвижки, безусловно, есть. Новое поколение посещает детсады и школы с казахским языком обучения, постепенно приобщается, и многие молодые люди сегодня уже неплохо владеют им. Но, к сожалению, те, кто раньше не знали языка, так и не знают его сейчас, – сказал Арман Шауханов.
По его мнению, чтобы процесс запустился среди широких масс, очень важна мотивация. Нужны механизмы, которые бы способствовали изучению языка людьми самостоятельно.
Процесс освоения начнется сам собой, когда есть необходимость изучения. Чем чаще человек попадает в ситуацию, где необходимы определенные знания, тем выше вероятность, что он сам начнет искать нужную информацию, чтобы восполнить пробел. И лучше всего это делается на практике, в повседневной жизни, в конкретных случаях. В то же время это не должно происходить в принудительном порядке, поскольку у людей автоматически возникают неприязнь и отторжение, чего допустить никак нельзя. Это касается любого вопроса.
– Нельзя действовать насильственным образом и нагнетать, поскольку это однозначно вызовет агрессию, а затем равнодушие. Если человека не заставлять и не упрекать, но заинтересовать и мотивировать, то со временем он сам начнет прислушиваться к советам, осознавать необходимость изучения, постепенно что-то запоминать и учить. Все должно идти естественным путем, – солидарна жамбылская журналистка Ольга Макарова.
– На мой взгляд, можно использовать такой же принцип, как и в педагогике. Изучение должно идти поэтапно. И делать это необходимо без каких-либо резких скачков и принуждения, – отметил Арман Шауханов. – Это должен быть системный процесс, который необходимо начинать с самого
элементарного, а затем постепенно двигаться к более сложным понятиям. Вектор развития должен строиться от бытового языка к литературному, а затем при необходимости к научному.
К сожалению, по мнению филолога, существующая методика все еще оставляет желать лучшего. Он предлагает рассматривать язык как иностранный и заимствовать наработанный опыт у преподавателей английского языка.
– Нам нужна методика на уровне мировых стандартов, – уверен Арман Шауханов. – К примеру, есть учебник по изучению английского языка, изданный в Оксфорде. Он мог бы стать превосходным образцом нового учебника по казахскому языку.
Гораздо ближе и понятнее будет читать материалы о том, как говорить в транспорте, больнице или на улице, считает филолог. Такая информация запомнится гораздо быстрее, потому что с этим изучающие сталкиваются каждый день. Это должны быть простые разговорные слова и устойчивые фразы. Именно по такому принципу строится изучение базового английского языка.
По мнению Армана Шауханова, новая методика должна иметь более четкое разграничение по уровням, нежели сейчас. К примеру, на первом этапе начинающие должны знать строго установленный словарный запас. Причем слова должны быть часто используемые и самые легкие. Минимум грамматики. Но чтобы изучающие могли научиться составлять простые предложения и затем общаться между собой. Важно сделать акцент на разговорную речь. В них необходимо большое количество упражнений, и хорошо бы, чтобы они сопровождались иллюстрациями и фотографиями, чтобы было понятнее.
– Такой принцип можно ввести как в школах, так и на языковых курсах для населения, которые можно организовать повсеместно на бесплатной основе при учебных заведениях, – размышляет Арман Шауханов. – Педагогами выступили бы учителя казахского языка, которым из бюджета шла бы доплата. Подобные курсы по английскому языку ранее были при нашем вузе.
В дальнейшем пригодится помощь образовательного портала, который обслуживали бы хорошие специалисты в онлайн-формате. Уроки должны быть бесплатными.
Также важны художественные и документальные фильмы на казахском языке, которые были бы интересны подрастающему поколению. Необходимо сопроводить их русскими субтитрами. Другой вариант: переводить как можно больше готовых зарубежных видеопродуктов на госязык и аналогично запускать их с субтитрами. Что касается малышей, то неплохо было бы создать госстудию по производству мультфильмов со схожей схемой подачи материала.
– Плюс к тому в Интернете и по телевидению нужны развлекательные, познавательные, информационные и интеллектуальные программы. Возможны, к примеру, викторины, конкурсы, олимпиады и другие форматы. Необходимо приглашать к участию школьников и студентов. И конечно, важно их поощрять ценными подарками. Они будут служить стимулом для молодежи. Естественно, это требует немалых вложений. Но без них мы так и будем топтаться на месте, и все вновь останется на уровне разговоров, – считает жамбылский педагог.
Герой Труда Казахстана Мукаш Искандиров заметил, бывая в частых командировках, что если используешь язык страны пребывания, больше шансов добиться успеха. Но при этом важно, чтобы носители языка поддерживали желание других людей освоить разговорную речь.
– К примеру, в Америке никогда не будут смеяться над ошибками, которые допускает в разговоре иностранец. Нужно мотивировать изучение языков, а не
высмеивать.
Вместе с тем очень важна благополучная межнациональная обстановка.
В Кордайском районе с прошлого года клуб «Sóile» организует курсы по изучению государственного языка. Занятия проходят под открытым небом. Руководство региона считает, что летние каникулы дети должны проводить с пользой. В связи с этим планируется, что в ближайшей перспективе аналогичные курсы откроют в областном центре и районах.
Между тем, как проинформировала Рахия Турмаханбетова, сотрудники центра обучения языкам в прошлом году обучили казахскому языку 2 385 граждан, из них 94% – представители разных этносов. В этом году планируется охватить 4 000 слушателей.