Эпос, высеченный в камне

1581
Беседовала Любовь Доброта

Постижение жизни, верований, культуры и мировоззрения древнейших жителей степей через призму наскального искусства – задача, которой посвятила себя кандидат исторических наук, специалист по петроглифам Центральной Азии Олеся Байтанаева. В беседе с нашим корреспондентом она рассказала об археологическом комплексе Арпаузень, расположенном в Южном Казахстане.

фото из архива Олеси Байтанаевой

– Олеся Анатольевна, почему именно Арпаузень стал предметом Ваших глубоких научных исследований?

– У подножия Келеншектау, одного из хребтов Каратауской горной системы, скрыт от посторонних глаз один из самых загадочных и в то же время недооцененных археологических памятников страны – Арпаузень. Это не просто собрание древних артефактов. Это живое полотно, на котором более четырех тысяч лет кропотливо писалась история, отголоски которой сохранились в камне, земле и тишине степи. Здесь, среди обдуваемых ветром утесов и долин, будто в каменной летописи, запечатлены следы цивилизаций, веками пересекавших Евразию.

Арпаузень объединяет свыше ста памятников на сравнительно компактной территории: поселения, некрополи, жертвенники, петроглифические поля. Диапазон этих памятников охватывает огромный хронологический пласт – от эпохи палеометалла до начала XX века. Это место аккумулировало следы как оседлых земледельцев, так и кочевых народов, объединяя в едином пространстве образы древних степняков и жителей советских колхозов. Все это складывается в уникальную ткань времени, которую ученые лишь начинают распутывать.

– Что бы Вы выделили как главные особенности комплекса?

– В первую очередь – его феноменальную насыщенность. На небольшом участке сконцентрировано почти пять тысяч наскальных изображений, распределенных более чем по тридцати участкам. Здесь же находят керамику с изысканным орнаментом, костные останки, фрагменты древней архитектуры. Некоторые из поселений, такие как Карабайбулак, дают археологические слои, охватывающие бронзовый век, эпоху раннего железа и даже средневековье. Все это – свидетельство преемственности культурных традиций на протяжении тысячелетий.

Некрополи – неотъемлемая часть Арпаузеня. Здесь встречаются каменные ограды бронзового века, курганы с «усами» эпохи раннего железа и захоронения казахского населения XIX–XX столетий. Особо хочется отметить уникальный курган с «усами» на левом берегу Арпаузеня – сложное сооружение с земляной насыпью и дугообразными каменными выкладками. Это выдающийся образец сакральной архитектуры кочевников, подобия которому можно встретить на просторах от Мангистау до предгорий Монголии.

Арпаузень сохраняет поразительную ландшафтную целостность. Памятники органично вписаны в природную среду, а гора Келеншектау, возвышающаяся над округой, воспринимается как священная доминанта. Здесь проводились обряды, погребения, здесь вырезались на камне символы и сцены жизни. И поныне местные жители ощущают духовную силу этой земли, передающуюся сквозь века.

Это место служило важным связующим звеном между древними культурными ареалами Средней Азии, Южного Казахстана и Восточного Туркестана. Все говорит о его значимости как центра, через который проходили пути многих народов.

– Петроглифы Арпаузеня – жемчужина комплекса. Какие чувства Вы испытали, впервые увидев их?

– С этим памятником я была знакома задолго до своей первой экспедиции – по публикациям, схемам, рисункам. Но никакие описания не способны передать масштаб и энергетику того, что открывается взгляду на месте. Первая личная встреча с Арпаузенем произошла в сентябре прошлого года – и это был момент откровения. Я знала, чего ожидать, но сдержать эмоции было невозможно. Это не просто изображения, это визуальные хроники духовной и художественной культуры, созданные в течение столетий.

На скалах сохранились изображения, выполненные в техниках гравировки, пикетажа и протирки. Самые ранние рисунки изображают бактрианов, куланов, оленей, боевые сцены с колесницами и воинами, предметы быта, схожие с артефактами Бактрии и сапаллинской культуры. Некоторые композиции поражают проработкой деталей и создают иллюзию объема – словно фигуры вот-вот оживут.

Одна из наиболее выразительных композиций – сцена с двумя верблюдами, отражающая поведенческий мотив ухаживания. Самец прикусывает перед­нюю ногу самки – характерный жест, известный в этологии, символизирующий интерес и подчинение. Этот эпизод, вырезанный на камне с поразительной точностью, раскрывает не только наблюдательность древнего художника, но и его стремление передать динамику и эмоциональное содержание животного поведения. Это не просто изображение – в нем ритм жизни, язык природы, понятный без слов.

Следующий пласт – более лаконичные, стилизованные изображения, родственные петроглифам Байконура и Теректы-Аулие. Образы эпохи раннего железа выполнены в ярко выраженном сакском «зверином стиле». В изображениях более позднего периода можно увидеть казахские тамги, сцены с всадниками, оружием, арабографические надписи – все это говорит о том, что традиция наскального искусства не просто сохранялась, а продолжала развиваться вплоть до XX века.

По количеству петроглифов Арпаузень уступает лишь Ешкиольмесу, но по стилистическому разнообразию и культурной глубине он сопоставим с такими выдающимися памятниками, как Тамгалы, Саймалы-Таш и Сармишсай.

– Арпаузень рассматривается как объект, достойный включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. На Ваш взгляд, каково его текущее состояние?

– Несмотря на давность, памятники Арпаузеня сохранились в поразительно хорошем состоянии. Отчасти благодаря труднодоступности местности, отчасти благодаря тому, что окружающая среда остается практически нетронутой. Арпаузень – это не просто археологический памятник, это цельный культурный ландшафт, в котором органично сливаются материальные и нематериальные формы наследия, природная красота и духовная глубина.

Комплекс обладает подлинностью и целостностью, что уже было признано международным сообществом: в 2021 году он вошел в предварительный список объектов ЮНЕСКО. Однако это лишь первый шаг. Впереди предстоит масштабная работа – археологические разведки и раскопки, исследование горных участков Келеншектау, изучение поселений и курганов. Не менее важна и популяризация значения этого места как в научной среде, так и среди широкой общественности.

Арпаузень – это не просто памятник. Это застывшая в камне летопись, голос времени, звучащий сквозь века. Он достоин того, чтобы быть услышанным всем миром.

 

Популярное

Все
Десять лет стратегического партнерства
Предприятия АПК используют цифровые инструменты, а на заводах работают роботы
Началось строительство сталелитейного завода
Политика здравого смысла
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
Гвардейцам вручили ещё 400 сертификатов в ВУЗы
Опасное погружение и обманутые судьбы: есть ли дорога назад?
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
Филиал Челябинского госуниверситета в Костанае будет работать по стандартам Казахстана и России
Метростроевцы ускоряют темп
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Рост ВВП Казахстана превышает среднемировое значение более чем вдвое
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
В Улытау раскрыто 15 фактов кражи скота
Сделать работу сельских акимов эффективной
Различают только по погонам
Лидия Мясцова – победитель «Мисс Ассамблея-2025»
Названы лауреаты Государственной молодежной премии «Дарын»
В основе успеха – кооперация науки и производства
Глава государства принял участие в заседании Совета ОДКБ в узком составе
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
Запущен завод по переработке мяса птицы

Читайте также

Сохранить для потомков
3D-версию виртуального музея Жамбыла Жабаева создали в алма…
Работа над четвертым томом продолжается
В Астане обсудили наследие Джучи

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]