Эпос, высеченный в камне

1489
Беседовала Любовь Доброта

Постижение жизни, верований, культуры и мировоззрения древнейших жителей степей через призму наскального искусства – задача, которой посвятила себя кандидат исторических наук, специалист по петроглифам Центральной Азии Олеся Байтанаева. В беседе с нашим корреспондентом она рассказала об археологическом комплексе Арпаузень, расположенном в Южном Казахстане.

фото из архива Олеси Байтанаевой

– Олеся Анатольевна, почему именно Арпаузень стал предметом Ваших глубоких научных исследований?

– У подножия Келеншектау, одного из хребтов Каратауской горной системы, скрыт от посторонних глаз один из самых загадочных и в то же время недооцененных археологических памятников страны – Арпаузень. Это не просто собрание древних артефактов. Это живое полотно, на котором более четырех тысяч лет кропотливо писалась история, отголоски которой сохранились в камне, земле и тишине степи. Здесь, среди обдуваемых ветром утесов и долин, будто в каменной летописи, запечатлены следы цивилизаций, веками пересекавших Евразию.

Арпаузень объединяет свыше ста памятников на сравнительно компактной территории: поселения, некрополи, жертвенники, петроглифические поля. Диапазон этих памятников охватывает огромный хронологический пласт – от эпохи палеометалла до начала XX века. Это место аккумулировало следы как оседлых земледельцев, так и кочевых народов, объединяя в едином пространстве образы древних степняков и жителей советских колхозов. Все это складывается в уникальную ткань времени, которую ученые лишь начинают распутывать.

– Что бы Вы выделили как главные особенности комплекса?

– В первую очередь – его феноменальную насыщенность. На небольшом участке сконцентрировано почти пять тысяч наскальных изображений, распределенных более чем по тридцати участкам. Здесь же находят керамику с изысканным орнаментом, костные останки, фрагменты древней архитектуры. Некоторые из поселений, такие как Карабайбулак, дают археологические слои, охватывающие бронзовый век, эпоху раннего железа и даже средневековье. Все это – свидетельство преемственности культурных традиций на протяжении тысячелетий.

Некрополи – неотъемлемая часть Арпаузеня. Здесь встречаются каменные ограды бронзового века, курганы с «усами» эпохи раннего железа и захоронения казахского населения XIX–XX столетий. Особо хочется отметить уникальный курган с «усами» на левом берегу Арпаузеня – сложное сооружение с земляной насыпью и дугообразными каменными выкладками. Это выдающийся образец сакральной архитектуры кочевников, подобия которому можно встретить на просторах от Мангистау до предгорий Монголии.

Арпаузень сохраняет поразительную ландшафтную целостность. Памятники органично вписаны в природную среду, а гора Келеншектау, возвышающаяся над округой, воспринимается как священная доминанта. Здесь проводились обряды, погребения, здесь вырезались на камне символы и сцены жизни. И поныне местные жители ощущают духовную силу этой земли, передающуюся сквозь века.

Это место служило важным связующим звеном между древними культурными ареалами Средней Азии, Южного Казахстана и Восточного Туркестана. Все говорит о его значимости как центра, через который проходили пути многих народов.

– Петроглифы Арпаузеня – жемчужина комплекса. Какие чувства Вы испытали, впервые увидев их?

– С этим памятником я была знакома задолго до своей первой экспедиции – по публикациям, схемам, рисункам. Но никакие описания не способны передать масштаб и энергетику того, что открывается взгляду на месте. Первая личная встреча с Арпаузенем произошла в сентябре прошлого года – и это был момент откровения. Я знала, чего ожидать, но сдержать эмоции было невозможно. Это не просто изображения, это визуальные хроники духовной и художественной культуры, созданные в течение столетий.

На скалах сохранились изображения, выполненные в техниках гравировки, пикетажа и протирки. Самые ранние рисунки изображают бактрианов, куланов, оленей, боевые сцены с колесницами и воинами, предметы быта, схожие с артефактами Бактрии и сапаллинской культуры. Некоторые композиции поражают проработкой деталей и создают иллюзию объема – словно фигуры вот-вот оживут.

Одна из наиболее выразительных композиций – сцена с двумя верблюдами, отражающая поведенческий мотив ухаживания. Самец прикусывает перед­нюю ногу самки – характерный жест, известный в этологии, символизирующий интерес и подчинение. Этот эпизод, вырезанный на камне с поразительной точностью, раскрывает не только наблюдательность древнего художника, но и его стремление передать динамику и эмоциональное содержание животного поведения. Это не просто изображение – в нем ритм жизни, язык природы, понятный без слов.

Следующий пласт – более лаконичные, стилизованные изображения, родственные петроглифам Байконура и Теректы-Аулие. Образы эпохи раннего железа выполнены в ярко выраженном сакском «зверином стиле». В изображениях более позднего периода можно увидеть казахские тамги, сцены с всадниками, оружием, арабографические надписи – все это говорит о том, что традиция наскального искусства не просто сохранялась, а продолжала развиваться вплоть до XX века.

По количеству петроглифов Арпаузень уступает лишь Ешкиольмесу, но по стилистическому разнообразию и культурной глубине он сопоставим с такими выдающимися памятниками, как Тамгалы, Саймалы-Таш и Сармишсай.

– Арпаузень рассматривается как объект, достойный включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. На Ваш взгляд, каково его текущее состояние?

– Несмотря на давность, памятники Арпаузеня сохранились в поразительно хорошем состоянии. Отчасти благодаря труднодоступности местности, отчасти благодаря тому, что окружающая среда остается практически нетронутой. Арпаузень – это не просто археологический памятник, это цельный культурный ландшафт, в котором органично сливаются материальные и нематериальные формы наследия, природная красота и духовная глубина.

Комплекс обладает подлинностью и целостностью, что уже было признано международным сообществом: в 2021 году он вошел в предварительный список объектов ЮНЕСКО. Однако это лишь первый шаг. Впереди предстоит масштабная работа – археологические разведки и раскопки, исследование горных участков Келеншектау, изучение поселений и курганов. Не менее важна и популяризация значения этого места как в научной среде, так и среди широкой общественности.

Арпаузень – это не просто памятник. Это застывшая в камне летопись, голос времени, звучащий сквозь века. Он достоин того, чтобы быть услышанным всем миром.

 

Популярное

Все
Треть урожая ушла под снег
Томография для артефактов
Регион делает ставку на туризм
Новые вызовы и новые возможности
Меняя подходы к глобальному диалогу
Маленькая империя для больших начинаний
Объединенные творчеством
Сердце отдаю детям
В учеников надо верить!
Казахстан на пути от e-gov к AI-gov
Сделать правильный выбор
Безопасный транзит и борьба с преступностью
Эстафета чистоты от Алматы до Кызылорды
Почему люди верят фейкам и мошенникам?
Итоги встречи с «Реалом»
Искусственный интеллект в образовании: возможности и вызовы
Ориентиры для модернизации страны
Хранитель народной мудрости
Вклад педагогов в процветание республики бесценен
Будни уникального путепровода
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Минфин внедряет цифровой контроль господдержки
Холода сменят тепло в Казахстане
Судьба журналиста
Жена по «наследству»: как вековые традиции сочетаются с современными реалиями
Пешеходы против самокатов
Шахматная дипломатия в действии
Борьба с наркоманией дает результаты
Основа качества жизни и фундамент стабильности
Творчество известного писателя обсудили в Кызылорде
Суд рассмотрел апелляцию Перизат Кайрат и её матери
А я и здесь не промолчала
Промышленность – это не про прошлое, а про будущее
Аида Балаева встретилась с министром культуры Франции
Экспертные сообщества Казахстана и Китая вносят вклад в развитие межгосударственного взаимодействия
В Шымкенте строят канал Каусар
День труда
В селе Саумалколь Айыртауского района Северо-Казахстанской области проходит выставка «На стыке истории и труда»
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Подсолнечное масло отправили из Казахстана в Китай новым способом перевозки

Читайте также

Томография для артефактов
Затонувший порт времен Клеопатры обнаружили в Египте
Выставка древних орудий труда прошла в СКО
Представитель ЮНЕСКО прибыла для ознакомления со скальными …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]