Благодаря нефти страна встала на ноги и сформировала надежный фундамент для индустриальных стартов и прорывов. Теперь перед государством стоит задача – в буквальном смысле обеспечить будущее своих граждан в условиях быстро меняющейся конъюнктуры мирового рынка.
Вот, собственно, почему в 2010 году Правительством была разработана и принята Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГП ФИИР) как новая индустриальная политика Казахстана. За прошедшее время о ГП ФИИР было написано немало. В ходе ее реализации страна достигла существенных успехов, хотя не обошлось без ошибок. Но цель этой статьи – рассказать о новом этапе программы, рассчитанном на 2015–2019 годы.
На этот раз подход разработчиков был еще более тщательным. Основываясь на предыдущем опыте, они постарались учесть все слабые стороны и свести их к минимуму в дальнейшем. Основной задачей 2-й пятилетки индустриализации является создание привлекательных условий для развития обрабатывающей промышленности, чтобы привлечь частный бизнес к ее инвестированию в рамках государственного и частного партнерства. Второй этап программы оценивается в 7–9 трлн. тенге, при этом предполагается, что доля инвестиций госбюджета должна составлять 16–20%, а остальное отводится прямым иностранным инвестициям, вложениям частных предприятий и банков. Это увеличит валовую добавленную стоимость (ВДС) в обрабатывающей промышленности к 2020 году в 1,5 раза по сравнению с 2012 годом.
Программа по индустриально-инновационному развитию делает упор на приоритетные отрасли. Среди них – черная и цветная металлургия, агрохимия, машиностроение, пищевая промышленность, нефтепереработка. Кроме этого, предусмотрено ускоренное развитие сектора стройматериалов. Это необходимо для покрытия нужд набирающей обороты Государственной программы «Доступное жилье-2020».
В Казахстане цветная металлургия традиционно является достаточно сильной и развитой отраслью, а черная металлургия и вовсе составляет существенную часть экономики, формируя больше 10% занятости в обрабатывающей промышленности. Но производства и экспорта базовых материалов черной металлургии недостаточно для ее успешного развития. Задачей ближайших 5 лет является переход этой отрасли к переработке базовых материалов в промышленные полуфабрикаты или конечную продукцию. Сектор нефтепереработки необходимо модернизировать так, чтобы обеспечить внутренний рынок моторным топливом и создать химическое сырье для связанных отраслей. Таким образом, важнейшие факторы и необходимость развития ускоренными темпами обосновывают выбор прочих приоритетных секторов программы.
При этом порядка 20% ресурсов второго этапа будет направлено на поддержку других отраслей экономики, в частности, на предприятия, которые эффективно работают в фармацевтике, легкой промышленности. Разработчиками программы был вынесен важный урок из ее первого этапа. А он говорит о том, что не стоит закладывать слишком много индикаторов развития. Нельзя объять необъятное. На это элементарно не хватит средств, и усилия реализаторов потеряют эффективность и попросту распылят внимание.
На новом этапе будет использовано только 5 четких критериев. Это валовая добавленная стоимость, производительность труда, объемы несырьевого экспорта, энергоемкость обрабатывающей промышленности и устойчивая занятость. Каждый из этих индикаторов отражает определенное направление развития, а эффективность господдержки ясно определяется по добавленной экономической стоимости. Это действительно новый подход в развитии программы, ее, можно сказать, новая философия.
Являясь логическим преемником первого этапа программы, грядущая пятилетка использует уже созданную систему институтов развития и существующие в ней программы "Дорожная карта бизнеса-2020", "Энергоэффективность-2020", "Экспортер-2020" и прочие.
Новые меры поддержки обязательно будут проходить экспертизу на предмет их соответствия современным нормам и требованиям, прежде всего ЕЭП и ВТО. В случае если они столкнутся с определенными ограничениями, предлагается широко использовать специальные гранты.
Государственная политика предусматривает специализацию регионов в обрабатывающей промышленности и стимулирование создания новых специализаций при наличии базовых факторов и условий в регионе. К 2030 году прирост трудовых ресурсов в обрабатывающий сектор ожидается в количестве 1 млн. человек. Это огромная сила.
Основным финансовым оператором программы определен холдинг АО "НУХ "Байтерек", руководство которого не сомневается в ее успешной реализации. Председатель правления холдинга Куандык Бишимбаев уверенно заявил, что во вторую пятилетку удастся привлечь более 1 трлн тенге инвестиций.
В общем, новый этап программы, похоже, предусматривает все возможные аспекты индустриального развития Казахстана на ближайшие 5 лет, ведь в разработке документа участвовало большое количество экспертов из различных независимых структур и частного сектора.