![](/media/news/2022/default.png)
Первый заместитель акима области Ермек Кошербаев заявил об этом журналистам, подводя итоги первого этапа ГП ФИИР, который подходит к своему завершению. До конца текущего года в ВКО будет запущено еще три инновационных проекта и создано в общей сложности 600 новых рабочих мест.
– Одним из основных на предстоящий период по-прежнему будет оставаться кластерный подход к реализации проектов программы индустриально-инновационного развития в регионах. Всем известно, что имеет место определенная оторванность, дисбаланс в их социально-экономическом развитии. И в этом плане решающим для нас является выполнение поручения Президента страны о межрегиональном сотрудничестве, – отметил Ермек Кошербаев.
Подтверждение его словам – проведение в Усть-Каменогорске Первого республиканского форума межрегиональной интеграции четырех областей: Восточно-Казахстанской, Алматинской, Карагандинской и Павлодарской. Этому событию предшествовала немалая подготовительная работа, и первое, что сделал областной акимат еще в 2009 году – разработал баланс производства и потребления промышленной и сельскохозяйственной продукции. Недавно он был обновлен в соответствии с реалиями текущего момента, при этом основное внимание его разработчики уделили товарам, импортируемым регионами из соседних государств. В настоящее время отрабатываются конкретные позиции тесного взаимодействия между регионами.
Являясь локомотивом развития экономики на востоке страны, горно-металлургическая промышленность в ближайшие два-три года, по всей видимости, уступит пальму первенства машиностроительной отрасли. Во-первых, «Азия Авто» только до конца этого года осуществит выпуск не менее 30 тыс. легковых автомобилей. Во-вторых, в Восточном Казахстане приступили к строительству автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов.
В крупномасштабном и весьма перспективном проекте стоимостью 62,4 млрд. тенге, вошедшем в республиканскую Карту индустриализации, участвует альянс Рено-Ниссан-АВТОВАЗ. Ход реализации строительства нового завода недавно обсужден на правительственном совещании по вопросам развития автомобильной промышленности РК. Будущий устькаменогоский завод-гигант будет выпускать до 120 тыс. авто в год.
Уже освоено более 1 млрд. тенге: ведутся проектные и изыскательские работы, вертикальная планировка и устройство дорог, подведены временные коммуникации, приобретена строительная техника. С запуском автозавода постоянную работу получат 12 тыс. восточноказахстанцев, а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях в общей сложности откроется около 18 тыс. новых рабочих мест.
Восточный Казахстан среди других регионов не является исключением и по части так называемых «проблемных» объектов ФИИР, не достигших проектной мощности в запланированные сроки. Заместитель акима области подробно рассказал представителям СМИ не только о секретах успеха реализованных проектов ФИИР, но и причинах, сдерживающих внедрение модернизационных процессов на отдельных производствах, которых в ВКО в принципе немного. Здесь следует сделать некоторые пояснения: проект считается реализованным тогда, когда инновационное производство выходит на стабильный уровень, то есть задействовано не менее 70% его проектной мощности.
По итогам второго квартала текущего года 15 инновационных проектов достигли 100% мощности в сроки, обозначенные изначально в паспортах объектов. Недавний пример – накануне Курбан айта в Усть-Каменогорске запустили завод по глубокой переработке птичьего мяса, причем сделано это было даже несколько раньше запланированного срока. Новое предприятие, оснащенное современным оборудованием от производителей Германии, Австрии, Польши, России, позволяет перерабатывать до 40 тонн тушек цыплят-бройлеров в сутки. На выходе – колбасные и мясные деликатесы. Всего 150 наименований продукции «халал».
Усть-Каменогорская птицефабрика стала активным участником государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны еще в 2009 году. Поддержка государства оказалась тогда весьма кстати: предприятие первым в республике приступило к выпуску охлажденного мяса птицы. На первом этапе была проведена широкомасштабная модернизация, и в итоге спустя три года, УКПФ вышла на проектную мощность в 20 тыс. тонн готовой продукции.
Производство крупного вагонного литья было запущено в конце прошлого года на Востокмашзаводе, однако выпуск востребованной продукции задерживается из-за сдвинувшихся сроков по проведению ее сертификации. Ермек Кошербаев подробно проинформировал о тех мерах, которые предприняты руководством области относительно тракторосборочного ТОО «СемАЗ» и ТОО «Игеру», реализующего инновационные проекты по выпуску тормозных колодок для железной дороги и переработке изношенных шин в резиновую крошку.
Проблемное звено еще одного проекта ФИИР по выпуску тепловых насосов – отсутствие необходимого сервисного обслуживания. В конкретном случае речь идет о непродуманных действиях его авторов, не просчитавших свои действия на несколько шагов вперед.
Напротив, для коллектива ТОО «Камкор Локомотив» новый проект стоимостью 117 млн. тенге, вошедший в Карту индустриализации, стал своего ряда спасательным кругом после того как здесь началось сокращение объемов работ по тепловозной тяге. Новое производство, так же, как и ВКМЗ, нацелено на удовлетворение потребностей в комплектующих вагоностроительного кластера страны. В текущем году предприятие намерено изготовить не менее 10 тыс. крышек люков для грузовых вагонов.
Более того, на данном предприятии заблаговременно побеспокоились о переобучении своих работников, обратившись за государственной поддержкой к программе занятости. Последние больше не волнуются из-за возможного снижения спроса на свои услуги, поскольку на деле убедились, что всегда можно переквалифицироваться и получить взамен старой новую работу.
По объемам инновационной продукции Восточно-Казахстанская область в 2012 году занимала первое место в республике. В регионе не сомневаются в том, что не менее впечатляющими будут и окончательные итоги года нынешнего. В настоящее время руководство области ставит не менее ответственную задачу – достойный старт второго этапа реализации государственной программы ФИИР.
Светлана АБЕНОВА, Восточно-Казахстанская область