Хлеб, соль, вода, Винни-Пух, иди сюда!

1184
Наталья Курпякова
Желание узнавать «детали» предстоящей жизни – на год, на месяц, на неделю вперед – не покидает нас не одно десятилетие. Философы или литературоведы объясняют, что связано это с определенным мировоззренческим кризисом, который проявляется особенно ярко на стыке веков. Так было в конце XIX – начале ХХ веков и на рубеже нового тысячелетия. В нашу жизнь прочно вошли гороскопы, сонники, предсказания астрологов, экстрасенсов, ясновидящих, гадания всех мастей… И все-таки святочные традиции занимают особое место. К ним мы относимся вроде бы и не всерьез, но тепло и душевно.

«Сеем, веем, посеваем...»

В Святках, как в доме Облонских, все смешалось. По старому стилю Святки длятся с 25 декабря по 6 января, по новому – с 6 по 19 января, начинаются с Рождества и заканчиваются Крещением. Здесь соединились три календаря: народный (языческий) – это праздник Коляды, христианский – Рождество Христово и Крещение, светский – наступление Нового года.

Доподлинно все обрядовые таинства знают только специалис­ты-фольклористы, но, с другой стороны, широкие массы об этом цикле календарных праздников осведомлены достаточно. Кто-то, возможно, не слышал о Сочельнике (канун Рождества), когда строгий церковный устав предписывал полное воздержание от пищи «до первой звезды», символизирующей рождественскую звезду, возвестившую волхвам рождение Христа. Зато наверняка вспомнит, как в 1990-е ри­туальная запрещающая фраза «до первой звезды» вошла в один из популярных рекламных роликов Тимура Бекмамбетова.

Сравнительно недавно (до появления подъездных кодовых замков) ребятишки стучались в квартиры со словами «Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!», сыпали на пороге пшено или перловку. Они уже не ощущали себя колядовщиками и вряд ли знали продолжение самой известной колядки, сулящей достаток в дом:

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Родись, пшеница, выше божницы,

Родись, овес, выше берез,

Расти большой, не бывай пустой.

Однако, как и столетия назад, ждали от хозяев вознаграждения за поздравления – конфет или денежек.

А в селах на севере Казахстана вплоть до 1950-х годов на Святки по домам ходили ряженые, не только дети, но и взрослые.

Святки – праздничный период, запрет налагался на любую работу, особенно в вечернее время. С наступлением сумерек молодые парни, изображая козу, выворачивали полушубок мехом наружу, рядились медведями, чертями, ведьмой, цыганами, даже снеговиками, нередко прихватывали с собой гармониста. Колядовщиков одаривали деньгами, булками, конфетами, подносили вино, приглашали за стол. Все вместе пели веселые песни, играли в снежки, катались на санках с горы.

Кроме колядок звучали рацейки и славления, связанные уже с Рождеством. А Святки называли еще и «Святыми вечерами». Так, во многих районах Акмолинской области было принято делать рож­дественскую звезду из цветной бумаги или из дерева, ее украшали цветами, а внутрь вставляли фонарь. Зайдя в дом, пели рождественский тропарь «Рождество твое, Христе Боже наш!..»

Традиции уходят, но продолжают быть интересными. Сохранению «преданий старины глубокой» и воспоминаний о недавно утраченных традициях активно помогают студенты-филологи, которые после первого курса отправляются на фольклорную практику. Студенты Целиноградского педагогического института впервые отправились в «поход за фольклором» без малого 40 лет назад – в 1978 году. За прошедшие десятилетия на филологических факультетах Евразийского национального университета им. Л. Гумилева и Казахстанского филиала МГУ им. М. Ломоносова собран огромный уникальный архив, о студенческих экспедициях сняты фильмы, изданы сборники. На основе архивных материа­лов написаны научные статьи, монографии и диссертации. Сегодня такие архивы – бесценное хранилище текстов песен, преданий, легенд, обрядов, заговоров, записанных часто от носителей традиций – бабушек (реже дедушек), которые сами участвовали в обрядах или помнят рассказы своих старших родственников.

Из таких студенческих записей становится известным, например, что Старый Новый год в некоторых селах, где проживало много украинцев, называли Меланкой. В Украине особо отмечались 13 и 14 января – дни Меланьи и Василья. Колядовщики наряжались в короля Василька и королеву Меланку, «меланковали», исполняли песню «Ой, учора из вечора». Материалы экспедиций ­1980–1990-х годов подтверждают живое, аутентичное бытование обряда: «И сейчас ходим, – вспоминала Л. Аксенова, 1940 г. р., украинка. – Дают водку, конфеты, мы в позапрошлом году ходылы. Баба Дуня Меланкой была, веночек, тюль причепила, а я Васильком с шапочкой и палочкой».

«Раз в крещенский вечерок…»

Но все-таки самым привлекательным элементом Святок являются гадания. Что конкретно нужно делать, еще в начале XIX века подробно расписал Василий Жуковский в балладе «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Героиня произведения решила испытать на себе самое страшное гадание – с зеркалом. Кстати, вторую половину Святок именовали «Страшными вечерами», потому что это время связано с особенной активностью нечистой силы. Гадающие отдавались в ее власть. Ночью шли в баню, снимали нательный крест, девушки распускали волосы и говорили, глядя в зеркало: «Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать». К Светлане явился ее жених, оказавшийся мертвецом, и увез ее венчаться… Впрочем, для этой героини все закончились хорошо. А вот для Людмилы из одноименной баллады того же Жуковского – жутко плохо.

С детьми-подростками эти произведения можно почитать и сегодня. Они, конечно, страшно далеки от современных «страшилок», известных из кинокультуры. Но это хорошее семейное чтение для длинных зимних вечеров. А почему бы нет? Ведь рождественские сочинения – особый литературный жанр, которые создавали Диккенс, Элиот, Достоев­ский, Лесков, Чехов, Андреев, Блок, Пастернак, Бродский…

– Обрядовые гадания были и остаются традиционным способом проникновения в будущее, – говорит известный отечественный ученый-фольклорист, заведующая кафедрой филологии Казахстанского филиала МГУ Галина Власова. – Такие гадания можно классифицировать по нескольким критериям. Действие гадающего – выслушивание, счет, осязание, жеребьевка, высматривание; предмет, при помощи которого производится гадание, – животные, птицы, обувь, нитки, олово, воск, золото, кольцо, зеркало, ключ, замок, вода, сковорода, топор; целевая установка гадающего – узнать судьбу, увидеть суженого, определить его материальное состояние, личностные качества, внешность и профессию. Кроме того, традиционно различаются гадания индивидуальные и коллективные, опасные и неопасные, со словесной формулой и без нее.

Скажете, сложно? На самом деле многое нам давно знакомо. Девушки, ночуя не у себя дома, перед сном, скорее всего, произнесут: «Сплю на новом месте, приснись жених невесте». Постараются запомнить в деталях все приметы суженого и истолковать утром свой сон. А кто не знает, что вещие сны бывают с четверга на пятницу? И не только в эту ночь.

Студенческие фольклорные архивы хранят такую запись: «Со вторника на среду загадывают желание и говорят: «Святой день среда, приснись хлеб или вода». Если приснится хлеб, то желание не сбудется, а если вода, то сбудется». Есть записи, свидетельствующие об ироническом отношении респондентов к гаданиям и к вещим снам: «И снится мне во сне, что человек идет в папахе, на белой лошади, будто бы Чапаев. Утром встала и рассказала девкам, а они мне говорят, что я замуж за Чапаева выйду». Но это, скорее, исключение.

А еще перед Рождеством, Крещением, под Старый Новый год на листочках пишут разные мужские имена, листочки кладут под подушку, девушка ложится спать, а утром вытягивает листочек – в нем имя жениха. Кажется, только и успевай в Святки что спать да запоминать сны!

Сейчас лапти, валенки да сапожки через забор или крышу никто кидать не будет. За поведением домашних животных и птиц, чтобы узнать характер «второй половины», тоже наб­людать проблематично. Как и просить ночью на улице прохожих назвать свое имя и место жительства… Но есть, например, гадание на корыто: под Новый год ставили девушки во дворе корыто и шли к нему спиной. Кто упадет в корыто – та и выйдет замуж. Слишком экстремально? Тогда самое простое.

Взять четыре стакана, в один положить монеты, в другой – соль, в третий – хлеб, в четвертый – кольцо. Потом надо закрыть глаза и передвигать стаканы по столу, пока не перестанешь понимать, в каком что находится. Выбирать наугад один. Если попался хлеб, то это к достатку в доме, соль – к слезам, монеты – к деньгам, а кольцо – к свадьбе.

В любом случае относиться очень серьезно к результату гадания не стоит. Святки – время веселья и надежд. А надеяться лучше только на хорошее.

С черною икрой ватрушка

Галина Власова рассказала, как несколько лет назад среди студентов-филологов Евразийского университета был проведен «фольк­лористический» опрос. Задавали вопросы: «Гадаете ли вы?», «Если да, то опишите гадания», «Верите вы в гадания или нет?». Результаты получились занимательные. 80% опрошенных гадали, знали разные способы гаданий и доверяли им. Бытовали следующие гадания: жеребьевка, на сон, на зеркало, на обувь, на пепел, на воск, на сожженнную бумагу. Студенты верили в сны, обращались к сонникам, гадали на картах, на монетах, знали гороскопы. 20% опрошенных не гадали из-за боязни и оттого, что «бабушка говорила, что гадать – это грешить». Опрос показал, что 100% студентов знали свой знак зодиака, а 80% – стихию знака, 98% владели информацией о годе своего рождения по восточному календарю.

Подавляющее большинство читали статьи о гороскопе на неделю, хотя далеко не всегда делали из этого выводы. Все студенты указали на свою информированность о явлениях апокалиптического толка, о пророчествах, читали работы, связанные с интерпретацией религиозно-философских идей. Вряд ли «свежие» данные будут существенно отличаться. Это говорит о том, отмечает Г. Власова, что для нашего времени характерен тип поведения, ориентированный на знание судьбы. И несмотря на кажущуюся архаичность, обрядовые гадания функционально значимы в быту и в повседневном сознании человека.

Между прочим, не прочь иногда погадать и дети. Они предпочитают магические вызывания русалки, гномика, Пиковой Дамы, Винни-Пуха. Если эти персонажи появляются, то сбудется желание. 12-летняя девочка так описывает гадательный «процесс»: «Надо взять хлеб, соль, воду. В 12 часов ночи, сидя перед зеркалом, лить воду, сыпать соль, крошить хлеб и приговаривать: «Хлеб, соль, вода, Винни-Пух, иди сюда!» Он выходит из зеркала, и ты с ним разговариваешь. При этом нельзя смеяться».

Но нельзя не улыбнуться, встретив в книжном отделе издание «Медитации и заговоры. Рисуем славянские мандалы и заговариваем». Здесь непостижимым образом «встретились» популярные раскраски для взрослых, мандалы, отсылающие к буддийским и индуистским религиозным прак­тикам, славянские заговоры, святочные гадания и ворожба на кофе, иглах, яйцах, бобах...

А перед Рождеством по вацапу под названием «Колядка» перемещалось такое пожелание:

Пусть будут у моей подружки,

Золотые побрякушки,

С черною икрой ватрушки,

Трехэтажные избушки,

В кошельке всегда еврушки,

И любимый на подушке...

Что ж, традиции трансформируются порой до неузнаваемости, но желание заглянуть в будущее, верить в чудесное – остается.

Популярное

Все
Мир, который принимает тебя
Путешествие в закулисье
«Кайрат» стал лучшим клубом страны в 21-й раз!
Библиотеки нового поколения
Рейды против загрязнения города
Здесь финансируют стратегические бизнес-идеи
На восстановление лесов потребуется около 10 лет
Прощай, Владимир Иванович!
В объективе камеры – глубинка
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Из Рабочего поселка – в Париж
Когда региональная сила становится мировым аргументом
«Голос Турана-2025» собирает друзей
В Казахстане дети все чаще рождаются с врожденными патологиями
Состоялся телефонный разговор Президента Казахстана с Эмиром Катара
Введена в строй новая подстанция
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
Премии, гранты и благодарности получили журналисты от Президента
В Казахстане стремительно растет интерес к исламским финансовым инструментам
Спасатели учат детей правилам поведения при ЧС
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
Международный фестиваль детских театральных коллективов завершился в Таразе
Фарид Алиев: Реализация концепции «Закон и Порядок» должна носить системный характер
Казахстан ввёл запрет на полёты над шестью странами Ближнего Востока
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов

Читайте также

Юные спасатели Казахстана — в числе лучших на соревнованиях…
МЦРИАП упростил участие отечественных стартапов в госзакупк…
Вызовы современности: милитаризация и ядерная безопасность
Нормы и требования делопроизводства

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]