Как Казахстан готовится к революции в производстве авиатоплива

2529
Бейбит Саханов

Казахстанская авиация стоит на пороге масштабных изменений: от устаревших стандартов керосина до внед­рения международных стандартов Jet A-1 и революцион­ного SAF. Страна не просто наблюдает за мировыми трендами, а активно создает собственную «зеленую» авиационную экосистему.

Что «пьют» самолеты?

От кратких путешествий между городами до межконтинентальных рейсов – воздушный путь открыт лишь благодаря авиакеросину. Его выбирают из-за уникального химического состава. Он остается жидким на морозе, труднее воспламе­няется, содержит больше энергии и охлаж­дает двигатель.

Производство отечественного авиакеросина – не просто технологический прогресс, а стратегический шаг к укреплению энергетической независимости страны. Топливо занимает значительную долю в расходах авиакомпаний – порой до 36% от стоимости билета. Такая зависимость напрямую влияет на конечную цену для пассажиров и делает отрасль уязвимой к колебаниям на внешних рынках.

Сегодня в Казахстане заправку воздушных судов осуществляют авиакомпании, аэропорты, а также авиатопливные операторы. Эта фрагментарная модель создает­ сложности в логистике, координации и часто ведет к росту операционных затрат. В международной практике авиакомпании сосредоточены на перевозках и сервисе, аэропорты – на предос­тавлении инфраструктуры, а специализированные компании зани­маются обеспечением авиатопливом.

Несмотря на усилия по наращиванию внут­реннего производства, Казахстан по-прежнему частично зависит от импорта. Между тем спрос растет – как на внутренние, так и на международные рейсы. В 2024 году в стране было произведено порядка 744 тыс. тонн авиатоплива, но уже к 2032-му власти планируют удвоить этот объем – до 1,5 млн тонн за счет модернизации нефтеперерабатывающих заводов КМГ.

Отстаем – догоняем

Сегодня в авиационной отрасли Казах­стана используют авиатопливо двух марок – ТС-1 и РТ. Однако мировое сообщество использует авиатопливо марки Jet A-1. Что же отличает эти марки топлива? Технологии производства и качество.

Jet A-1 проходит глубокую гидроочистку и содержит специально подобранные присадки, что гарантирует его стабильную работу в различных климатических условиях. ТС-1 же основан на менее обработанном прямогонном керосине, что снижает стоимость производства, но ограничивает универсальность топлива.

Казахстан стремится не наблюдать, а внед­рять изменения. Для успешной реализации требуется скоординированная работа профильных министерств и постепенное обновление инфраструктуры. Такая работа ведется.

Выбор в пользу международного стандарта позволит Казахстану стать транзитным авиационным хабом, готовым принимать и обслуживать любые меж­дународные рейсы, участвовать в международных климатических инициа­тивах, таких как CORSIA, и повысить инвестиционную привлекательность отрасли.

Что уже готово

Три казахстанских НПЗ «КазМунай­Газа» готовы к производству авиацион­ного топ­лива Jet A-1. Но для запуска необходимо официальное решение Правительства, которое оценит общую готовность авиационной отрасли и выберет оптимальный момент для перехода.

Переход на Jet A-1 будет поэтапным. Дело в том, что топливная инфраструктура казахстанских аэропортов ориентирована исключительно на топливо марок РТ и ТС-1. Требуется обновление резервуарных парков, фильтрационно-насос­ных установок и топливозаправщиков.

Отвечая на вызовы отрасли, аэропорты Алматы, Астаны и Караганды начали работу по переходу на авиатопливо марки Jet A-1, а дочерняя компания «Каз­МунайГаза» – «КМГ-Аэро» – иниции­ровала комплексные инвестиционные проекты, чтобы обновить сеть топливозаправочных комплексов и подготовить ее к работе с передовыми видами топлива – Jet A-1 и SAF.

Первой площадкой стал Актобе. Далее эстафету подхватят Астана, Туркестан, Актау и другие крупные города. Общий объем инвестиций составит 15 млрд тенге, будет создано 140 новых рабочих мест.

Курс на «зеленую» авиацию

Помимо Jet A-1, Казахстан планирует­ освоить и массовое производство устойчивого авиационного топлива (SAF). Зачем? С 2025 года в ЕС вступил в силу строгий экологический мандат: заправлять самолеты необходимо смесью, содержащей не менее 2% SAF. Меж­дународная организация граж­данской авиации (ICAO) намерена повысить этот стандарт до 4% к 2030-му и до 65% – к 2050 году. Цель инициативы – сократить выбросы CO₂ минимум на 10% с каждого авиарейса.

Казахстан, будучи участником Парижского соглашения о климате, утвердил Стратегию углеродной нейтральности до 2060 года. В рамках документа сделана ставка на декарбонизацию транспорта. «Каз­МунайГаз» уже изучает мировой опыт и ищет возможности для произ­водства устойчивого авиационного топ­лива (SAF).

Одним из видов сырья для производства SAF рассматривается биоэтанол, который производится в Северо-Казахстанской области. По оценке ICF, к 2030 году потребление SAF в Казахстане может достичь 70 тыс. тонн, а к 2050-му – вырасти до 1,4 млн тонн.

Первые шаги в новом направлении

Весной 2025 года три мощных игрока – «КМГ-Аэро», американская LanzaJet и казахстанский агрохолдинг KazFoodProducts – заключили трехстороннее соглашение с целью разработать технико-экономическое обоснование для производства устойчивого авиацион­ного топлива. Параллельно «КазМунайГаз» и «КМГ-Аэро» изучают технологии других крупных компаний и ведут с ними переговоры о сотрудничест­ве. Среди потенциальных партнеров – Honeywell UOP (США), Axens (Франция) и Maire Group (Италия).

Запустить промышленное произ­водство SAF «КазМунайГаз» планирует в пе­риод с 2027 по 2030 год. Но есть один важный нюанс: SAF не используют в чистом виде, его в определенных пропорциях смеши­вают с традиционным авиакеросином Jet A-1.

Это значит, что построить полноценную SAF-экосистему невозможно без развитой инфраструктуры для авиатоплива Jet A-1 – от производства и хранения до сертифицированной дистрибуции. Таким образом, поэтапный переход на Jet A-1 – стратегически необходимое условие и основа для устойчивого развития авиации в Казахстане, где модернизация через Jet A-1 открывает путь к глубокой транс­формации отрасли с переходом на SAF.

 

Популярное

Все
В Национальном музее стартовала международная выставка
Благодаря передовым технологиям и господдержке
В Алматы открылся теннисный центр «Алатау»
Фотовыставка о работе полицейских прошла в Доме дружбы
Три золота в копилке
«Бекзат»: путь человека и чемпиона
В Жамбылской области совершенствуется работа системы здравоохранения
Чтоб жили внуки в городе зеленом
Поднялись в рейтинге UCI World Tour
Фариза – сильнейшая
Чистоту наводим вместе
Казахстан и ФАО расширяют партнерство
Распоряжение Главы государства о назначении
Зафиксирован рекордный урожай
Премьер-министр: прирост ВВП Казахстана по итогам третьего квартала вырос на 6,3%
История начинается с учителя
Гуманитарное измерение инноваций
Создание однопалатного Парламента – судьбоносный вопрос для страны
Создается академический кластер суперкомпьютеров
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Лювак для бодрости
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
За пловом и природой – в Таджикистан
«Жассарбаз»: прикоснуться к небу
Камера зафиксировала авто со скрытым номером на трассе Астана - Щучинск
В Семее открылась художественная выставка «12–54»
Стекольный завод запущен в Алматы
О погоде в Казахстане до пятницы сообщили синоптики
Ученые разработали новый инструмент для борьбы с фейками
Казахстанские бабушки покорили европейский подиум
Обещания в бензобак не зальешь
Перспективы развития атомной энергетики обсудили в области Абай
К вопросу о заторах на границе
В Таразе начнут собирать трактора
Стартовала подписная кампания на 2026 год
Павлодар завалило снегом
Пенсионерам вход бесплатный
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Треть урожая ушла под снег
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Чем может гордиться Темиртау?
Президент поблагодарил Головкина за возвращение бокса в олимпийскую «семью»
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Правила проверки водителей на опьянение изменили в Казахстане
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на октябрь
Пустующую площадку под мостом превратили в место досуга в Астане

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]