Как Казахстан готовится к революции в производстве авиатоплива

2892
Бейбит Саханов

Казахстанская авиация стоит на пороге масштабных изменений: от устаревших стандартов керосина до внед­рения международных стандартов Jet A-1 и революцион­ного SAF. Страна не просто наблюдает за мировыми трендами, а активно создает собственную «зеленую» авиационную экосистему.

Что «пьют» самолеты?

От кратких путешествий между городами до межконтинентальных рейсов – воздушный путь открыт лишь благодаря авиакеросину. Его выбирают из-за уникального химического состава. Он остается жидким на морозе, труднее воспламе­няется, содержит больше энергии и охлаж­дает двигатель.

Производство отечественного авиакеросина – не просто технологический прогресс, а стратегический шаг к укреплению энергетической независимости страны. Топливо занимает значительную долю в расходах авиакомпаний – порой до 36% от стоимости билета. Такая зависимость напрямую влияет на конечную цену для пассажиров и делает отрасль уязвимой к колебаниям на внешних рынках.

Сегодня в Казахстане заправку воздушных судов осуществляют авиакомпании, аэропорты, а также авиатопливные операторы. Эта фрагментарная модель создает­ сложности в логистике, координации и часто ведет к росту операционных затрат. В международной практике авиакомпании сосредоточены на перевозках и сервисе, аэропорты – на предос­тавлении инфраструктуры, а специализированные компании зани­маются обеспечением авиатопливом.

Несмотря на усилия по наращиванию внут­реннего производства, Казахстан по-прежнему частично зависит от импорта. Между тем спрос растет – как на внутренние, так и на международные рейсы. В 2024 году в стране было произведено порядка 744 тыс. тонн авиатоплива, но уже к 2032-му власти планируют удвоить этот объем – до 1,5 млн тонн за счет модернизации нефтеперерабатывающих заводов КМГ.

Отстаем – догоняем

Сегодня в авиационной отрасли Казах­стана используют авиатопливо двух марок – ТС-1 и РТ. Однако мировое сообщество использует авиатопливо марки Jet A-1. Что же отличает эти марки топлива? Технологии производства и качество.

Jet A-1 проходит глубокую гидроочистку и содержит специально подобранные присадки, что гарантирует его стабильную работу в различных климатических условиях. ТС-1 же основан на менее обработанном прямогонном керосине, что снижает стоимость производства, но ограничивает универсальность топлива.

Казахстан стремится не наблюдать, а внед­рять изменения. Для успешной реализации требуется скоординированная работа профильных министерств и постепенное обновление инфраструктуры. Такая работа ведется.

Выбор в пользу международного стандарта позволит Казахстану стать транзитным авиационным хабом, готовым принимать и обслуживать любые меж­дународные рейсы, участвовать в международных климатических инициа­тивах, таких как CORSIA, и повысить инвестиционную привлекательность отрасли.

Что уже готово

Три казахстанских НПЗ «КазМунай­Газа» готовы к производству авиацион­ного топ­лива Jet A-1. Но для запуска необходимо официальное решение Правительства, которое оценит общую готовность авиационной отрасли и выберет оптимальный момент для перехода.

Переход на Jet A-1 будет поэтапным. Дело в том, что топливная инфраструктура казахстанских аэропортов ориентирована исключительно на топливо марок РТ и ТС-1. Требуется обновление резервуарных парков, фильтрационно-насос­ных установок и топливозаправщиков.

Отвечая на вызовы отрасли, аэропорты Алматы, Астаны и Караганды начали работу по переходу на авиатопливо марки Jet A-1, а дочерняя компания «Каз­МунайГаза» – «КМГ-Аэро» – иниции­ровала комплексные инвестиционные проекты, чтобы обновить сеть топливозаправочных комплексов и подготовить ее к работе с передовыми видами топлива – Jet A-1 и SAF.

Первой площадкой стал Актобе. Далее эстафету подхватят Астана, Туркестан, Актау и другие крупные города. Общий объем инвестиций составит 15 млрд тенге, будет создано 140 новых рабочих мест.

Курс на «зеленую» авиацию

Помимо Jet A-1, Казахстан планирует­ освоить и массовое производство устойчивого авиационного топлива (SAF). Зачем? С 2025 года в ЕС вступил в силу строгий экологический мандат: заправлять самолеты необходимо смесью, содержащей не менее 2% SAF. Меж­дународная организация граж­данской авиации (ICAO) намерена повысить этот стандарт до 4% к 2030-му и до 65% – к 2050 году. Цель инициативы – сократить выбросы CO₂ минимум на 10% с каждого авиарейса.

Казахстан, будучи участником Парижского соглашения о климате, утвердил Стратегию углеродной нейтральности до 2060 года. В рамках документа сделана ставка на декарбонизацию транспорта. «Каз­МунайГаз» уже изучает мировой опыт и ищет возможности для произ­водства устойчивого авиационного топ­лива (SAF).

Одним из видов сырья для производства SAF рассматривается биоэтанол, который производится в Северо-Казахстанской области. По оценке ICF, к 2030 году потребление SAF в Казахстане может достичь 70 тыс. тонн, а к 2050-му – вырасти до 1,4 млн тонн.

Первые шаги в новом направлении

Весной 2025 года три мощных игрока – «КМГ-Аэро», американская LanzaJet и казахстанский агрохолдинг KazFoodProducts – заключили трехстороннее соглашение с целью разработать технико-экономическое обоснование для производства устойчивого авиацион­ного топлива. Параллельно «КазМунайГаз» и «КМГ-Аэро» изучают технологии других крупных компаний и ведут с ними переговоры о сотрудничест­ве. Среди потенциальных партнеров – Honeywell UOP (США), Axens (Франция) и Maire Group (Италия).

Запустить промышленное произ­водство SAF «КазМунайГаз» планирует в пе­риод с 2027 по 2030 год. Но есть один важный нюанс: SAF не используют в чистом виде, его в определенных пропорциях смеши­вают с традиционным авиакеросином Jet A-1.

Это значит, что построить полноценную SAF-экосистему невозможно без развитой инфраструктуры для авиатоплива Jet A-1 – от производства и хранения до сертифицированной дистрибуции. Таким образом, поэтапный переход на Jet A-1 – стратегически необходимое условие и основа для устойчивого развития авиации в Казахстане, где модернизация через Jet A-1 открывает путь к глубокой транс­формации отрасли с переходом на SAF.

 

Популярное

Все
Переход к однопалатной модели ускорит процесс принятия законов: политолог о парламентской реформе
Депутат озабочен навязыванием в стране «родоплеменной психологии»
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
В Казахстан впервые поставлено авиатопливо мирового стандарта
Гражданам еще пяти государств ограничили въезд в США
Илон Маск стал первым человеком в истории с состоянием $600 млрд
ФИФА назвала лучшего футболиста года
Мажилисмен требует приравнять к госизмене поддержку атаки БПЛА на КТК
Рост ВВП Казахстана за 11 месяцев 2025 года составил 6,4%
Токаев поздравил работников энергетической отрасли с профессиональным праздником
Победителей конкурса «Отанды сүю – жүректен» наградили в Астане
Крупнейший в мире электропаром прошел первые испытания
Минздрав внедряет новую электронную систему управления ресурсами
Бектенов поручил проработать перечень новых промышленных проектов
Премьер поручил акимам использовать меры для сдерживания цен на продукты
Обязать агрегаторов такси страховать пассажиров и водителей требует депутат
Президент вручил госнаграды работникам энергетической отрасли
С появлением АЭС Казахстан перейдет на новый уровень экономического развития - Президент
725 малышей родились в День независимости Казахстана
Депутаты разграничили угрозу и применение насилия к медикам
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
Президент Ирана прибыл в Акорду
В тройке лидеров
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Иранская компания построит молочный завод в Казахстане
Завершен второй этап строительства проспекта
Итоги большого общественного пути
Хосе Антонио Каст победил на выборах президента Чили
Американские чиновники отметили День Независимости Казахстана в Хьюстоне
Первая победа
Хоккеиста осудили на 3 года за смерть вратаря молодежной команды в ВКО
В Астане с начала года ликвидировали два мошеннических колл-центра
Следим за финалом, ожидаем побед
Казахстан построит транспортно-логистический терминал в иранском порту Шахид Раджаи
Волки все ближе к селу
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
Запущен завод по переработке мяса птицы

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]