Казахстан укрепил свой статус международного транзитного хаба

3928
Марина Демченко
специальный корреспондент

В стране создается полноценный транспортно-логистический коридор

фото из архива "КП", инфографика Натальи Ляликовой

Глава государства Касым-Жомарт Токаев держит на личном контроле реализацию крупных инфраструктурных проектов для развития транспортно-логистического потенциала страны. В Послании народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» Президент отметил: «Стратегическим приоритетом является развитие транспортно-логистического сектора. Расположение Казахстана в самом центре Евразии является нашим огромным конкурентным преимуществом. Поэтому инвестиции, которые мы вкладываем в транспортную инфраструктуру, конечно же, окупятся».

Сегодня по всей стране реализуются крупные инфраструктурные проекты. В том числе четыре крупных железнодорожных общей протяженностью более 1,3 тыс. км: вторые пути Достык – Мойынты, обводная линия Алма­ты, новые линии Дарбаза – Мактаарал и Бахты – Аягоз.

Строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты идет активными темпами, уже открыто движение поездов по второму пути на участках Мойынты – Балхаш и Достык – Бесколь. В текущем году строительные работы планируется завершить. Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность участка впятеро (с 12 до 60 пар поездов) и повысить скорость поездов до 1 500 км⁄сутки.

До конца текущего года планируется построить обводную железнодорожную линию Алма­ты. Это позволит разгрузить Алматинский узел на 40% и сократить сроки доставки грузов на 24 часа.

Ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий Дарбаза – Мактаарал и Бахты – Аягоз увеличит пропускную способность в направлении Центральной Азии дополнительно на 20 млн тонн и в направлении Китая еще на 20 млн тонн. Завершить эти проекты строители планируют к 2027 году.

По итогам январского расширенного заседания Правительства Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил ускорить развитие Трансказах­станского железнодорожного коридора, который является ключевым звеном Транскаспийского маршрута. Поэтому в текущем году стартуют сразу несколько проектов: строи­тельство линии Кызылжар – Мойынты (366 км); модернизация участков Алтынколь – Жетыген и Бейнеу – Мангыстау и внедрение современных систем регулирования (автоблокировки) на участках Кызылжар – Саксаульская, Кандыагаш – Тобол, Аксу 1 – Дегелен – Жана-Семей, Шалкар – Бейнеу, Алимбет – Никельтау.

Как сообщил на последнем заседании Правительства министр транспорта Нурлан Сауранбаев, для повышения эффективности и устойчивости перевозок до 2030 года планируется строительство новых и модернизация 5 тыс. км путей. Кроме того, проводятся ремонтные работы на 11 тыс. км путей.

Важное направление в этой работе – синхронное развитие межгосударственных стыковых пунктов. По данным Минтранса РК, за последние годы полностью решены вопросы по увеличению пропускной способности на направлениях в Россию и Узбекистан. К примеру, на стыке Сарыағаш пропускная способность увеличена с 24 до 35 поездов.

С июля в направлении Китая на линии Достык – Мойынты начато движение дополнительных поездов.

Казахстанские железные дороги обязаны полностью удовлетворять экспорт­но-импортные потребности бизнеса Казахстана, отмечают в отраслевом министерстве. В будущем планируется увеличить их пропускную способность до 296 млн тонн, то есть с ростом на 40%.

Казахстан на сегодняшний день четко закрепил свой статус международного транзитного хаба. Через нашу страну пролегают пять международных железнодорожных коридоров. За пос­леднее десятилетие объем транзита увеличился вдвое и в 2024 году достиг 27,4 млн тонн.

Как отметил Нурлан Сауранбаев, с учетом проводимой работы в железнодорожной отрасли объем транзита в этом году достигнет 33 млн тонн, а в следующем – более 54 млн тонн.

Объем транзитных перевозок до конца 2029 года планируется довести до 67 млн тонн.

На сегодня функционируют семь терминалов: Ляньюньган, Сиань, Достык, Хоргос, Курык, Актау и Алматы, и строятся новые. Таким образом, формируется сеть казахстанских терминалов по направлению Восток – Запад.

– Фактически мы предлагаем всему миру транзитный продукт, состоящий из трех основных компонентов: сроки доставки, тариф и сервис. На направлении ТМТМ срок доставки сократился с 53 до 17 дней. В течение последних трех лет тарифы остаются стабильными и с 2023 года не менялись, – отметил глава отраслевого министерства, выступая на днях в Правительстве.

Для повышения качества сервиса, по его словам, внедряются цифровые технологии. Время оформления сократилось с 8 часов до 30 минут, а движение поездов отслеживается в режиме онлайн, обеспечивая «беспрепятственный» транзит.

Продолжается модернизация 125 вок­залов. В них не только обновляются фасады, инженерные сети и платформы. В залах ожидания увеличится количество посадочных мест. Здания оборудуют лифтами и эскалаторами, что обеспечит доступность для маломобильных пассажиров. Внедряются современные системы видео­наблюдения, контроля доступа, а также модернизируются системы оповещения.

Пассажирский парк в этом году пополнится 175 вагонами, включая 51 компании Stadler.

Развивается воздушная инфраструктура. В прошлом году Еврокомиссия сняла все ограничения на полеты по «черному списку» для казахстанских авиакомпаний в страны Евросоюза. Практически во всех аэропортах страны существует пятая степень свободы воздуха. Открылись новые пассажирские терминалы в Алматы, Кызылорде и Шымкенте. Идет реконструкция аэропорта города Аркалыка, строятся новые воздушные гавани в Катон-Карагае, Зайсане и Кендерли.

Для развития авиахабов и увеличения грузопотока определены шесть аэропортов: Астана, Алматы, Шымкент, Актобе, Караганда, Актау.

По данным Министерства транспорта, в нынешнем году открыто 36 новых международных маршрутов, на рынок пришли восемь иностранных авиакомпаний. Внутри страны действует 61 маршрут с 850 рейсами в неделю.

Развивается автодорожная сеть страны. Особого внимания заслуживает масштабный проект «Центр – Запад» – новая дорога обеспечит прямой выход из центральных регионов Казахстана на Транскаспийский международный транс­портный маршрут, предоставляя удобный доступ к портам Каспийского моря.

Начато строительство участков Актобе – Улгайсын, Караганда – Жезказган, обходов Сарыагаша, Рудного и Шымкента.

В этом году ремонтом и строительством охвачены более 13 тыс. км автомобильных дорог, из них 7 тыс. км – масштабным средним ремонтом. Среди них Жезказган – Петропавловск, Мукыр – Кульсары, Уральск – Атырау. Завершается строительство дороги Калбатау – Майкапшагай.

Для контроля за перегрузами до конца 2025 года на автодорогах установят 220 автоматизированных станций измерения.

В свете современной инновационной повестки большое внимание уделяется цифровизации транспортной инфраструктуры: внедряются электронные билеты, цифровая диспетчеризация, предиктивное техобслуживание, интеллектуальные транспортные системы. Для развития транспортных хабов и увеличения объе­мов обработки грузов упрощаются таможенные процедуры и переводятся в цифровой формат.

Таким образом, казахстанский транс­порт становится более технологичным, конкурентоспособным и клиентоориен­тированным.

Популярное

Все
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
Сохранить для потомков
Теперь в планах Азиада и Олимпиада
В Almaty Gallery открылась фотовыставка «50⁄50. Прошлое и настоящее»
От истоков к современности
Посвящение отцу – журналисту, бойцу и стоику
Язык – путь к осознанию нации
Вся жизнь – пример служения Отечеству
Тема бытового насилия перестала быть табу
Мастер слова
Искусство на защите девочек и женщин
При полном достатке топлива
Весь ствол в затейливых узорах
В Минздраве озвучены ключевые показатели за 9 месяцев текущего года
Сила местных трав
Дело не только в инфраструктуре
Красиво жить не запретишь
Женское лицо войны
Сакральный ландшафт
Началось строительство сталелитейного завода
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Из казармы в кампус
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Политика здравого смысла
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Уверенный рост экономики Приаралья
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Нашумевший фильм «Ауру» обсуждают в Казнете
Пройдемся по индустриальной Караганде
Объявлена победительница «Мисс Вселенная 2025»
Гвардейцам вручили ещё 400 сертификатов в ВУЗы
Опасное погружение и обманутые судьбы: есть ли дорога назад?
Казахстанцев предупредили об изменениях в ПДД
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
И Полтава, и Коломак, и Червоний шлях
Новая услуга стала доступна в приложении «ЦОН»
В Шымкенте открыт молодежный хаб
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
Запущен завод по переработке мяса птицы
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка

Читайте также

Новые точки промышленного развития
Наращивая транзитный потенциал страны
Ставка на искусственный интеллект
Эксперты обсудили инициативу о переходе к однопалатному Пар…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]