(Продолжение, начало в № 13 (27889)
По образу жизни, языку и культуре жители Могулистана мало чем отличались от жителей ханства Абулхаира. В труде Мухаммед Хайдара Дулати «Тарих-и Рашиди», основном источнике событий тех времен, сообщается: «...это было время полного господства хана Абулхаира в Дешт-и-Кипчакской степи. Избегая нападок со стороны султанов потомков Джучи, Керей и Жанибек ушли в Могулистан. Приняв их с большими почестями, хан Есенбуга отдал им территорию западного Жетысу в районе Шу и Козыбасы, которая составляет западную окраину Могулистана (в настоящее время это место называется Хантау, т. е. Ханская гора (возвышенность). В то время как они благоденствовали там, за ними утвердилось название узбек-казахи. Начало правления казахских султанов с восемьсот семидесятого года, а Аллах лучше знает». (870 год соответствует мусульманскому летоисчислению (хиджра), по современному календарю это 1456 год.)
В то же время на основе различных сведений Мухаммед Хайдар Дулати подчеркивает, что «августейшее прибытие царевичей «встретили» с почетом и изъявлением», то есть как представителей двора, а не изгнанников. В тот момент для владетелей Могулистана союз со сторонниками или, скажем, казахами Жанибека и Керея был действительно крайне необходим, так как страна испытывала сильнейшее давление как со стороны хана Абулхаира, так и со стороны ойрато-джунгарских владетелей. Опираясь на казахских султанов, Есен-Буга сумел решить ряд своих внешнеполитических задач – он направил энергию своих новых союзников на непосредственных противников – на джунгар. Махмуд ибн Вали сообщает, что воины Жанибека и Керея несколько лет сражались с ойратами и киргизами на окраинах Могулистана и вытеснили последних оттуда. Данные события были глубоко исследованы учеными М. Абусеитовой и К. Пищулиной.
Но уход Керея и Жанибека от Абулхаира стал лишь первым шагом в образовании казахской государственности. В момент откочевки, как указывается во втором томе пятитомной «Истории Казахстана» (1998), Жанибеку было около сорока лет, Керей же был старше его на несколько лет. Следовательно, это был обдуманный и выверенный шаг опытных, мудрых политиков. С другой стороны, этот шаг ими был предпринят благодаря массовому настрою и давлению кочевых племен, решивших разорвать все отношения с Абулхаиром. В пользу такой версии говорит и тот факт, что число сторонников Жанибека и Керея росло быстрыми темпами. Но смерть Есен-Буги в 1462 году, начавшиеся междоусобицы в Могулистане повлекли за собой смену политического курса Жанибека и Керея. Амбициозные и решительные казахские султаны вскоре не только отказались от правления могулистанских владетелей, но, подчинив территорию Жетысу, заняли царственный престол. С этого времени меняется статус султанов – их уже уверенно стали называть ханами.
К 1465 году государство казахов становится известным окружающему миру, о чем сообщают средневековые авторы. Некоторые авторы Керея часто называют «Гиреем». Но согласно казахской транскрипции, да и в казахоязычной литературе его называют «Кереем». Мы полагаем, что более подходит имя Керей, так как оно так звучит на казахском языке.
Другой вопрос, что будучи султанами и младшими по возрасту, Жанибек и Керей могли кочевать далеко от ставки Абулхаира и на запад – за Урал и Волгу (Едиль), и на восток – Алтай и Улытау, и на север – Атбасар, Кокшетау. Названия этих мест часто встречаются в источниках тех времен.
Последняя откочевка султанов, не желавших никакого союза с Абулхаиром, в силу тех причин, о которых мы писали, случилась все же на юго-восток, в сторону реки Шу и озера Балхаш. Кстати, в период с 40-х по 60-е годы XV века за Волгой, в Астрахани, в Крыму, в Казани шли беспрестанные войны и битвы за престол, о чем знали прекрасно и участники событий. В начале XV века в тех краях нашли погибель и Токтамыс и Едиге, и предки султанов – Урус (Ұрыс)-хан и Барак-хан. И уходить в тот край Жанибеку и Керею совершенно не хотелось, более того, поддерживавшие их племена находились в необъятных и богатых травами степях Дешт-и-Кипчака.
О хане Абулхаире подробно пишут узбекские ученые. В учебнике для учащихся VIII класса (Ташкент, «Шарк», 2001) авторы Н. Норкулов и У. Джураев отмечают: «Начиная с 20-х годов улус Шейбана усиливается: потомок Шейбана Абулхаир-хан (1412–1468), завоевав восточную часть Дешт-и-Кипчак, основал свое государство.
В 1447 г. Абулхаир-хан присоединил к своим владениям города среднего течения Сырдарьи – Сыганак, Аккурган, Аркук, Узген и Сузак, столицу своего государства из Туры (совр. г. Тюмень Российской Федерации) он перенес в Сыганак. В 1447 г., узнав о смерти Шахруха и воспользовавшись отсутствием Улугбека в Мавераннахре, Абулхаир-хан совершил набег на окрестности Самарканда.
После гибели Улугбека в 1449 г. усиливается борьба тимуридских царевичей за самаркандский трон. Используя ситуацию, Абулхаир-хан в 1451 г. организовал поход на Самарканд и помог своему стороннику – тимуриду султану Абусаиду занять престол. Абулхаир вернулся к себе на родину с богатыми трофеями. В благодарность за оказанную помощь султан Абусаид отдал в жены Робию Султанбегим – дочь Улугбека». Узбекские ученые, отмечая факт возвращения хана Абулхаира на родину, не указывают, где родина Абулхаира. Для нас очень важно выяснить, где была родина или столица Абулхаирова улуса?
Как указывает один из самых авторитетных исследователей истории Золотой Орды М. Г. Сафаргалиев (см. «Распад Золотой Орды»), ссылаясь на более ранних авторов (В. Бартольд, С. Ибрагимов), столицей Абулхаирова улуса несколько лет был Орда-Базар. Этот город столицей своего государства Абулхаир объявил в 1430 году. В свое время М. Г. Сафаргалиев не мог точно указать местонахождение города. Поиски ученых указывают определенно на то, что Орда-Базар находился в горах Улытау, расположенных в Центральном Казахстане. Действительно, ставка верховного хана должна была находиться в центральной части Дешт-и-Кипчака, так как позволяла эффективно управлять беспокойным кочевым государством и обширными территориями.
В середине 40-х годов сторонники Абулхаира из Орда-Базара «для лучшей зимовки решили отправиться на завоевание города Сыганака». Увидев многочисленность войск Абулхаира, хаким (правитель) города, выйдя к ним с повиновением, вручил ключи от города. Сыганак находится на территории Южного Казахстана. Отсюда, как указывают узбекские историки, Абулхаир не раз вмешивался в дела Мавераннахра, где правили тимуриды.
Известное убийство Шах-Будаха, в котором оказались замешаны великие султаны, в том числе и Керей, произошло, видимо, в Сыганаке. И этот факт, как показали дальнейшие события, сыграл исключительную роль. Не менее важную роль в кризисе сыграло поражение войск Абулхаира в 1457 году от калмыков Уз-Темира.
В то же время раскол, и уже окончательный, между казахами и узбеками происходит не в период правления хана Абулхаира, а при его потомках – внуках и правнуках. Поразительно, что первые казахские ханы и их потомки (дети, внуки) приходились близкими родственниками шейбанидам: дядьями и племянниками. Но при этом они отчаянно воевали за власть и влияние, города и богатства. Например, дочь Бурындык-хана была выдана замуж за Мухаммед Бахадур-хана Шейбани. Те же источники сообщают, что властители степей были образованы, обучались в местных медресе или же проходили подготовку в Бухаре.
Переписка между султанами производилась на тюрки (чагатайском языке), персидском языке, арабской графикой. Ислам играл в Центральной Азии господствующую роль. Не только язык, вера и культура кочевых узбеков, ногайцев и казахов были идентичны. Как видно из источников, одни и те же крупные роды – кипчаки, найманы, уйсуны, аргыны, кереи и кереиты, алшыны, дулаты – встречаются у тех и других. Но кочевые узбеки перенесли на древнюю территорию Центральной Азии этноним «узбек» и смешались с местным населением, переняв у последних иную культуру и оседлость.
Продолжение следует