Красные линии генплана

6242
Айгуль Турысбекова, Алматы

В общественных слушаниях по вопросу разработки Генерального плана развития Алматы до 2040 года приняли участие архитекторы, строители, эксперты-урбанисты, госслужащие и представители городской общественности.

Вопросы развития

Три дня огромный зал НИИ «Алматыгенплан» был заполнен людьми, что свидетельствовало об интересе к этому знаковому для города событию. Ведь развитие самого крупного мегаполиса респуб­лики вызывает в последние годы вполне справедливые вопросы.

Первый день общественных слушаний был посвящен вопросам агломерации и экологии, социально-экономическому блоку, второй – городскому транспорту, вопросам ЖКХ, третий – обсуж­дению собственно генплана с участием акимов и активистов всех восьми районов мегаполиса.

В интервью корреспонденту «КП» заместитель акима Алматы Аскар Амрин отметил, что генплан – фундаментальный документ для власти, бизнеса, застройщиков и жителей, обеспечивающий баланс интересов всех групп населения. Им четко определены границы города, все «красные линии», далее по райо­нам будут утверждены планы детальной планировки.

На вопрос, станет ли он препятствием на пути разрастающейся «точечной» и уплотняющей застройки, заместитель акима отметил, что борьба с этим явлением уже идет. Год назад было приостановлено строительство 18 объектов. Недобросовестных предпринимателей штрафуют, у них отзывают лицензии.

Как отметил директор НИИ «Алматыгенплан» Аскар Садуов, работа над документом началась 10 лет назад, в него вносились коррективы и дополнения. За это время город стал центром агломерации, изменилась его экономика.

Предыдущий генплан разрабатывался в 2002 году, за этот период мегаполис вырос в два раза, изменился уровень обеспеченности районов социальной, транспортной, инженерной и прочей инфраструктурой.

Гармонизировать законодательство

Напомним, в мегаполисе воссоз­дан градостроительный совет, призванный в том числе противодействовать проектам «точечной» и уплотняющей застройки. Его председатель Любовь Нысанбаева считает, что Алматы – особый город, и его портить нельзя.

– А чем он уже испорчен? – спрашиваю у главы совета.

– Его архитектура стала безликой. К сожалению, у предпринимателей превалируют сооб­ражения бизнеса – стремление больше заработать, а не построить что-то интересное... В рамках генплана важно утвердить и обязательно заниматься градостроительным дизайн-кодом, повышать роль архитекторов.

По словам Любови Нысанбаевой, Алматы ограничен в своей территории, поэтому застройщики наращивают этажность жилых комплексов, хотя они находятся в зоне сейсмичности.

Всегда существуют общественные и частные интересы, поэтому важен их баланс. Генплан – серьезный документ, в котором содержится множество специализированных технических задач. Перед его утверждением в Правительстве он будет направлен на согласование всем службам, министерствам и госэкспертизе.

Как остановить «точечную» застройку

Рассуждая о причинах хаотич­ной застройки, которой так прославился Алматы, руководитель управления архитектуры и градостроительства городского акимата Алмасхан Ахмеджанов отмечает, что проблема кроется в слабом законодательстве.

– К примеру, Земельный кодекс был принят в 2003 году, Закон «Об архитектурно-градостроительной деятельности – несколько раньше, – говорит он. – То есть согласно законодательству, Земельный кодекс в ранге нормативно-правовых актов оказался выше остальных законов. Ибо кодекс всегда главнее просто закона.

В 2021 году, то есть позднее, были приняты правила формирования архитектурного облика Алматы, ужесточены строительные нормы, но местный исполнительный орган не имеет права менять нормативно-техническую документацию республиканского уровня. Назрела необходимость в гармонизации законодательства. Президент недавно озвучил мысль о том, что архитектурно-градостроительная деятельность должна быть сильной, и поручил в этой связи разработать Градостроительный кодекс.

Удалось услышать и мнение еще одного госслужащего – Бакытжана Наурзбекова, возглавляющего управление градостроительного контроля акимата города.

Казалось бы, почему при наличии такой структуры у нас процветает «точечная» и прочая не вполне легальная застройка?

По словам собеседника, соглас­но законодательству, сегодня застройщик, получив разрешительные документы, уведомляет госорган о начале строительно-монтажных работ посредством электронного портала Е-licence. На проверку предпроектной документации госоргану уже не дается 10 дней, как прежде. В рамках рейтинга Doing Business были исключены многие нормы законодательства. По закону, зайти с инспекцией на строительный объект можно только на основании письменного заявления или предписания прокуратуры.

По словам главы городского управления градостроительного контроля, любой проект проходит соответствующие согласования. И в последнюю очередь – госэкспертизу, после чего считается законным.

Как оказалось, в первую очередь застройщик получает земельный участок, у которого имеется свое целевое назначение, затем приступает к сбору разрешительных документов. Именно с этого момента и начинают воплощаться самые дикие фантазии застройщиков.

И передача с 2021 года функций государственного контроля над использованием и охраной земель из компетенции местных органов в Комитет по управлению земельными ресурсами Минсельхоза РК имела серьезные основания.. В этом смысле показательна судьба Центрального парка отдыха Алматы, площадь которого сократилась более чем наполовину – с 90 га до 40 га...

Быть ли в Алматы ветерку?

Как отметил экс-главный архитектор Алматы Сайран Фазылов, застраивание города высотными зданиями значительно меняет его экологию и климат. Архитектор и специалист научного отдела НИИ «Алматыгенплан» Лейла Рахимжанова работает над проектом моделирования городских воздушных потоков. Не опоздали ли мы с этим моделированием, когда высотки вдоль улицы аль-Фараби практически перекрыли ветерок с предгорий?

– Никогда не поздно очищать воздушный бассейн мегаполиса. В городе можно создать вертикальный ветер, горизонтальный и горно-долинную циркуляцию воздуха, которую можно усилить. За два года я изучила множество патентов. Как оказалось, наши ученые давно предлагали научно обоснованные идеи по решению этой проблемы. Сейчас работаем над проектом и не имеем права разглашать его основные параметры, связанные с авторским правом, – отметила специалист.

Система компьютерного моделирования воздушных потоков будет у каждого районного архитектора. На ее основании специалисты будут решать, как возводить здание и выбирать самый оптимальный вариант его расположения, чтобы оно не препятствовало воздушным потокам.

Взгляд со стороны

Один из создателей генерального плана образца 2002 года Сагындык Адганбай представляет одну из архитектурных фирм Алматы. Отвечая на вопрос о причинах «хаотизации» городской застройки, он отметил, что это «закономерный» процесс, порож­денный переходным этапом от плановой к рыночной экономике.

Идет переосмысление в каж­дой отрасли, по каким нормам, законодательным актам должен идти этот процесс.

По его словам, год назад его фирма разрабатывала проект детальной планировки Наурызбайского района. Так вот, в процессе согласования приходилось десятки раз противостоять попыткам застройщиков внести в него изменения. Они старались уменьшить территорию под социальные объекты, отдавая предпочтение жилым комплексам, чтобы получить больше прибыли, сказал Сагындык Адганбай.

Архитектор высказал свое мнение о новом генплане, который должен быть очень тщательно обсужден экспертами из разных сфер. Стоит отметить, что уже вызвала резонанс идея о сносе пятиэтажных панельных домов в городских микрорайонах, построенных в 70-х годах прошлого столетия и возведении на их месте нового жилья. По его мнению, в любом случае необходимы конструктивные исследования на предмет безопасности их экс­плуатации.

По его мнению, в генплане не отражен комплексный подход поэтапного освоения горных и предгорных рекреационных зон и пути доставки к ним отдыхающих различными видами транспорта.

Эксперт также считает, что не совсем проработана взаимосвязь с Алматы будущего города G4 с населением более двух миллионов человек в северном направлении. Отражено ли в генплане, как северная планировочная ось с таким населением будет влиять на мегаполис? Достаточно ли окажется мест приложения труда?

В любом случае пригород – это часть жизненного пространства мегаполиса, и он должен подчиняться его планировке, дополнять и развивать его. Наконец, оправдано ли столь поспешное принятие и утверждение генплана? Может, следует семь раз отмерить и лишь один – отрезать?

Популярное

Все
Токаев направил телеграмму поздравления королю Иордании
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
Дожди с грозами накроют большую часть Казахстана
Фан-встреча с Димашем состоится в Лондоне
Создана Специальная экономическая зона «Актобе»
Тайны городского парка
Жамбылский областной драмтеатр испытывает ряд трудностей
В Атырауской области почти вдвое увеличены посевные площади
Правительству США предоставят в аренду землю в Алматы – подписан закон
В СКО аграрии вышли в поля и задают темп посевной кампании
Истоки тюркской письменности
Похолодание прогнозируют в Казахстане
Глава государства посетит Венгрию
Казахстанцы могут проверить статус верификации своих телефонов по IMEI
Новые правила регистрации мобильных телефонов
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Будущее – за цифровыми активами
Семья – духовный код нации
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Жару сменят дожди в Казахстане
Распоряжения Главы государства о назначении

Читайте также

Эффективный социальный лифт
В Талдыкоргане состоялся областной Гражданский форум
Дикий пляж – территория опасности
Особое внимание ВИЭ-проектам

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]