Курс Президента и логика политической модернизации

2561
Максим Cпоткай, заместитель руководителя Аппарата Сената Парламента РК, Жанар Тулиндинова, советник председателя Сената Парламента РК

Преемственность модернизационной повестки

В этом году мы отмечаем 30-летие Независимости нашей страны. Гравитационное поле этой даты заставляет нас переосмыс­ливать все текущие события в широком историческом контекс­те. Сопоставлять происходящее сегодня с масштабными преобразования­ми, инициированными Первым Президентом Казахстана – Елбасы Нурсултаном Абишевичем ­Назарбаевым в предыдущие годы и сформировавшими политичес­кий, экономический и социальный ландшафт нашей страны.

За три десятилетия – незначительный с точки зрения истории срок – решительные и последовательные реформы Елбасы превратили Казахстан из периферийной союзной республики с неэффективной плановой экономикой, командно-административной политической системой, тоталитарной идеологией и несформированными органами власти в состоявшееся государство со стабильно функ­ционирующими государственными институтами, уважаемого и полноправного участника международных процессов с признанными мировым сообществом государственными границами, рыночной экономикой, современной политической системой.

Инициированные за последние 2 года Касым-Жомартом Кемелевичем политические и социальные реформы соответствуют логике поступательной модернизации, заложенной в основание конструкции нашего государства Нурсултаном ­Абишевичем Назарбаевым. При этом неукоснительно соблюдаются принципы политики Елбасы – «без забегания вперед», следование эволюционному, а не революционному пути развития. Важным остается и приоритет социально-экономических целей.

Вместе с тем закономерности развития казахстанского государства и общества приводят к трансформации приоритетов гос­политики. Движению от постулата «сначала – экономика, потом – политика» к модели, в которой общественно-политическая модернизация является ключевым условием эффективного реформирования экономики и системы госуправления. Эти подходы лежат в основе политики Президента страны.

Однако не следует путать политические свободы и демократию с демагогией и популизмом («хайпом», как сегодня принято говорить), способными нанести ущерб устойчивости государственных институтов и социально-экономическому благополучию граждан.

«Следует помнить, что главные враги демократии – это невежество и популизм. Надеюсь, что наши граждане поддержат реформы и, получив новые политические возможности, не допустят скатывания общества в «хайпократию», – подчеркнул Президент страны в Послании народу Казахстана от 1 сентяб­ря 2020 года.

Символично, что незадолго до второй годовщины своей инаугурации, 24 мая 2021 года, Касым-Жомарт Кемелевич Токаев подписал поправки в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан», которые впервые в истории независимого Казахстана вводят прямую выборность акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел. Эта норма меняет саму парадигму местного государственного управления. С одной стороны, повышается участие местных сообществ в управлении населенным пунк­том, с другой – ответственность акимов перед населением, его избирающим. Уже во второй половине 2021 года состоятся выборы свыше 800 сельских акимов, оставшиеся полторы тысячи будут избраны в течение 2022–2025 гг. Если этот эксперимент будет успешен, как подчеркивает Президент страны, в Казахстане будет поэтапно расширяться выборность акимов.

Кроме того, в законе с 7 до 5% снижен порог для прохождения партий на выборах в Мажилис и маслихаты – эта норма направлена на повышение политической конкуренции. Благодаря ей в Парламенте и местных представительных органах будет более широко представлен спектр политических сил. В бюллетени также будет внесена графа «против всех», что позволит гражданам выражать альтернативную позицию.

Также знаково, что 9 июня, в день годовщины президентских выборов, Президент подписал крайне важный документ в правозащитной сфере – Указ «О дальнейших мерах Респуб­лики Казахстан в области прав человека». В рамках исполнения этого указа будет утвержден План первоочередных мер в области прав человека, предусмат­ривающий совершенствование взаимодействия с органами ООН в области прав человека, обеспечение прав жертв торговли людьми, граждан с инвалиднос­тью, ликвидацию дискриминации в отношении женщин. Документ также направлен на гарантирование прав на свободу объединения, выражения мнения, на жизнь и общественный порядок, на защиту прав человека в области уголовного правосудия и предупреждение пыток и жес­токого обращения.

Этим решением, устанавливающим правозащитную тематику в качестве приоритета государственной политики, Глава государства еще раз подтвердил последовательный и решительный курс на политическую модернизацию и построе­ние справедливого правового государства.

Следует подчеркнуть, что инициированные Президентом Касым-Жомартом Токаевым политические реформы – это не просто ситуативные косметические поправки. Это парадигмальные изменения политической системы и социальной структуры, направленные на более широкое и активное вовлечение граждан в управление государством, на высвобождение потенциала гражданского общества, на создание условий для политической конкуренции и формирование более гибкого, устойчивого, прозрачного, «слышащего» запросы общества государственного аппарата.

Речь не идет «о демократизации ради демократизации». Если наше государство и общество ставят целью построение единой нации сильных, ответственных людей – а это единственная возможность вписаться в новую мировую реальность, формируемую под интегральным воздействием пандемии COVID-19 и технологической революции, – то это невозможно без осознания гражданами сопричастности к происходящему в стране, их способности влиять на формирование и реализацию государственной политики. Только в этом случае граждане и общество готовы принять на себя часть ответственности за состояние государства, социума, окружающей среды.

Как не раз подчеркивал
К. Токаев, эта вовлеченность реа­лизуется через политическое участие граждан. Поэтому поэтапная демократизация – совершенствование выборного законодательства, введение прямых выборов акимов городов районного значения, сел и поселков, развитие местного самоуправления и повышение самостоятельности местных сообществ в принятии решений – это не дань политической моде, а путь преобразований, альтернативы которому прак­тически нет.

Три пакета политических реформ Президента Токаева

Трансформация политической системы и повышение эффективности государственного управления являются ядром модернизационной повестки Касым-Жомарта Кемелевича. Зап­рос на реформы в этих сферах со стороны общества в последние годы был высок – об этом сигнализировали и градус обсуждения резонансных тем в социальных сетях, и возросшая активность гражданского сектора.

За 2 года президентства Касым-Жомарта Токаева были предприняты важные и выверенные шаги, направленные на поэтапную демократизацию государства и общества. Был создан Нацио­нальный совет общественного доверия, ставший генератором и проводником социально-экономических и общественно-политических преобразований. На его площадке были артикулированы ожидания общества, выявлены болевые точки во взаимодейст­вии между государством и граж­данами.

Исходя из этого, были сформулированы три пакета политических реформ, большая часть которых уже реализована.

Первый пакет был озвучен на втором заседании НСОД в декабре 2019 года. Он включал меры по активизации партийной и политической конкуренции. Вдвое – с 40 тыс. до 20 тыс. членов – предлагалось снизить регистрационный порог для партий. Предложение о введении 30-процентной квоты для женщин и молодежи в партийных списках было направлено на создание более инклюзивных политических институтов, более активную реализацию потенциа­ла женщин и молодежи.

Все необходимые поправки в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» и Закон «О политических партиях» были своевременно и качест­венно подготовлены и оперативно рассмотрены и приняты депутатами – это позволило провести выборы в Мажилис Парламента и маслихаты страны в январе 2021 года на новом качественном уровне. Прошедшие выборы запомнились массовым вовлечением в политические процессы молодежи, женщин, широкого спектра гражданских активистов.

Президент страны также поручил законодательно закрепить институт парламентской оппозиции. После внесения поправок в Конституционный закон «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» системная оппозиция получила гарантии реализации своих политических прав в Парламенте, что, безусловно, способствует политической конкуренции и плюрализму мнений в законодательном органе страны.

Кроме того, в рамках первого пакета политических реформ Касым-Жомарта Токаева была декриминализирована статья 130 о клевете и гуманизирована 174-я статья Уголовного кодекса. Был принят абсолютно новый закон, регулирующий проведение митингов и мирных собраний, установивший уведомительный порядок их организации.

«Пришло время для того, чтобы прививать общественному сознанию культуру митингов. И обществу, и государству пора адекватно относиться к публичному выражению позиции. Это неизбежность, и лучше к ней прийти самостоятельно, осознанно, а не вынужденно», – подчерк­нул Глава государства, выступая на втором заседании НСОД.

Отметим, что Сенат внес в Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» поправки, согласно которым количество мест, отведенных для митингов и массовых акций, должно составлять не менее трех в каждом районе города. Причем располагаться они должны в центральной части городов.

Наконец, Казахстан присоединился ко Второму Факультативному протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах, в результате этого в стране была отменена смертная казнь.

Второй пакет политических реформ был озвучен в Послании Президента народу Казахстана 1 сентября 2020 года. В его рамках был инициирован переход к прямым выборам сельских акимов. Как уже упоминалось выше, 24 мая нынешнего года соответствующий Конституционный закон был подписан Президентом страны. Глава государства также поручил разработать Концепцию развития местного самоуправления и Закон «Об общественном контроле», а также легитимизировать институт онлайн-петиций и создать единую платформу для гражданских инициатив.

Особое внимание во втором пакете реформ Касым-Жомарт Кемелевич отвел правам человека. Глава государства указал на необходимость совершенствования законодательства по борьбе с пытками, торговле людьми, защите граждан, в первую очередь детей, от кибербуллинга.

«Как и весь мир, Казахстан тоже столкнулся с незащищенностью граждан от травли в Интернете. В первую очередь от этого страдают дети. Они особенно остро воспринимают интернет-травлю, которая, к сожалению, приводит к печальным последствиям. Пришло время принять законодательные меры по защите граждан, особенно детей, от кибербуллинга», – подчеркнул Президент в своем Послании.

Отметим, что в ходе текущей сессии депутатами Парламента были инициированы поправки в законодательство по вопросам защиты прав детей, в котором такое негативное явление, как кибербуллинг, получит законодательное определение и будет введена ответственность за травлю в Интернете.

Кроме того, в Послании Глава государства поставил задачу присоединиться к Факультативному протоколу Конвенции о правах ребенка, касающемуся процедуры сообщений.

Третий пакет реформ, озвученный Касым-Жомартом Токаевым на открытии первой сессии Парламента VII созыва, включал принципиальные изменения выборного законодательства, а также новые шаги по совершенствованию правозащитной системы. Президент страны указал на необходимость принятия отдельного закона об омбудсмене и поручил укрепить аппарат Уполномоченного по правам человека вплоть до создания его региональных представительств.

Следует подчеркнуть, что в течение нынешней парламентской сессии депутаты Сената инициировали законопроект «Об Уполномоченном по правам человека в РК». Также в настоящий момент в законодательном органе ведется концептуальная проработка сопутствующих этому документу законопроектов – это поправки в Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый кодекс и другие законодательные акты. Таким образом, поручение Президента находится на стадии исполнения.

Актуальные задачи постпандемийного развития

Пандемия COVID-19 оказала двоякое влияние на динамику общественно-политической модернизации. С одной стороны, силы госаппарата были отвлечены на борьбу с пандемией и социально-экономическими последствиями карантинных ограничений. С другой – пандемия подчеркнула значимость качественных общественно-политических преобразований. Некоторые проблемы в управлении и социальной инфраструктуре, проявившиеся в разгар пандемии, продемонстрировали насущную необходимость усиления контроля гражданского общества над всеми сферами жизни. Подчеркнули, насколько важно участие граждан в управлении государством.

В то же время пандемия раскрыла мобилизационный потенциал нашего общества, выявила лучшие качества наших сограж­дан. Волонтерское движение в период карантина продемонстрировало способность казахстанцев самоорганизовываться для поддержки пожилых людей и других групп населения, оказавшихся в наиболее уязвимом положении в это непростое время. Можно говорить о том, что казахстанское общество прошло проверку на зрелость.

Пандемия поставила в центр всего человека. Стало очевидно, что сферы, отвечающие за качест­во человеческого капитала, – здравоохранение, образование – это не социальный «довесок» к экономике, а ее база, ключевое условие конкурентоспособности нашего государства и экономики.

Несколько направлений представляются особенно актуальными в свете реализации модернизационной повестки Главы государства в общественно-политической сфере в постпандемийный период.

Первое. Совершенствование выборной системы и развитие электоральной культуры казахстанцев.

Со стартом выборов сельских акимов наша страна вступает в электоральный марафон, результатом которого должно стать формирование принципиально новой парадигмы местного государственного управления.

Как подчеркнул Президент страны в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года, «к этому важному шагу следует подойти взвешенно и последовательно. Нужно четко представлять, как эта система будет работать на деле».

Институт выборности акимов, безусловно, способствует развитию партийной системы и усилению межпартийной конкуренции. Партии, которые получат возможность выдвигать своих представителей на выборах глав городов районного значения, сел, поселков и сельских округов, смогут укрепить свои организационные структуры в регионах, активизировать работу с избирателями.

Важно провести массовую информационную кампанию, чтобы донести до казахстанцев, что выборность акимов предоставляет им новые возможности для выражения гражданской позиции и участия в управлении своим населенным пунктом. Также необходимо прививать нашим согражданам электоральную культуру, подразумевающую решение любых острых социальных и политических вопросов путем диалога и на основе законов страны.

Второе. Развитие институтов гражданского общества и вовлечение граждан в управление государством.

Поставленные Президентом страны задачи в сфере развития гражданского сектора еще более актуализировались в постпандемийный период. По сути, пандемия коронавируса ускорила эти процессы.

«Если мы реально хотим улучшить жизнь наших граждан, то следует вовлекать их самих в процесс реформ. Наши последующие политические реформы должны быть направлены на более широкое вовлечение людей в управление страной», – подчеркнул Глава государства в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года.

Дальнейшим изменениям в этой сфере должны способствовать инициированный Главой государства Закон «Об общественном контроле», создание единой платформы онлайн-петиций и другие шаги по развитию и углублению концепции «слышащего государства».

Развитие местного самоуправления является еще одним важным условием реализации права граждан на участие в управлении государством. В Послании 2020 года Президент страны поручил разработать новую Концепцию развития местного самоуправления.

Принципиальным новшеством этого документа является разграничение полномочий между уровнями государственного управления и местного само­управления, а также совершенствование органов местного самоуправления. Согласно обсуждаемому сегодня проекту концепции, основным органом местного самоуправления станет сход местного сообщества, который будет решать наиболее важные вопросы местного значения и определять приоритеты развития села. Обсуждается также целесообразность создания выборного органа с функциями представительного органа – Кенеса, которому будет предоставлено право утверждения бюджетов, контроля над его исполнением.

Безусловно, развитие местного самоуправления должно быть обеспечено финансовыми возможностями. Для этого на четвертый уровень бюджета передается ряд дополнительных налогов и платежей.

На базе Концепции развития местного самоуправления Парламенту предстоит принять пакет всех необходимых законов.

Третье. Реформа системы государственного управления.

Реформа госуправления – важный элемент модернизационной повестки Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. Ведь эффективный и профессиональный госаппарат является ключевым фактором успешности социально-экономических реформ.

Перед нашей страной стоит задача перехода на новую модель государственного управления путем оптимизации госаппарата и повышения качества кадрового состава госслужбы, перехода к сервисной модели оказания государственных услуг и повышения эффективности государст­венного планирования.

К настоящему моменту принята новая Концепция государственного управления, в которой заложен принцип сервисной, «человекоцентричной» модели госуправления. Этот принцип укладывается в формулу «люди прежде всего» и предполагает человекоориентированность госаппарата, проактивное оказание услуг на основе запросов и ожиданий граждан.

Важным условием укрепления конкурентоспособности и прес­тижа государственной службы является повышение заработных плат наиболее инициативным и талантливым госслужащим, а также создание условий для привлечения на работу в госаппарат профессионалов и специалистов с уникальными компетенциями. Как отмечает в связи с этим Президент страны, «низкооплачиваемая государственная служба обходится обществу слишком дорого».

Устранить существующие диспропорции в оплате труда между центром и регионами и между иерархией в системе государственного управления призвано внедрение факторно-балльной шкалы. Пилотный проект по переходу на ФБШ уже реализовывается и дает первые плоды в виде повышения привлекательности госслужбы и стабильности кадрового состава.

Еще одно новшество – институт контрактных госслужащих – позволит привлекать профессионалов со специальными знаниями для реализации конкретных государственных инициатив и отраслевых проектов.

Как известно, в целях обновления государственного аппарата Касым-Жомарт Кемелевич инициировал масштабный призыв на госслужбу талантливой, мыс­лящей по-новому, креативной молодежи. В Президентский молодежный кадровый резерв вошли активные, патриотично настроенные молодые профессионалы из разных сфер. Многие резервисты уже назначены на ответственные позиции в государственных органах и хорошо показали себя в работе. В текущем году состоится второй отбор в Президентский кадровый резерв.

Планируется принять принципиально новую Систему государственного планирования, в рамках которой будет выстрое­на более гибкая архитектура программных документов, повышена взаимосвязанность стратегического и бюджетного планирования, четко закреп­лена прямая ответственность руководителей госорганов и организаций за выполнение поставленных задач.

Наконец, Правительству предстоит обеспечить трансформацию госпрограмм в национальные проекты. Все эти поручения были даны Президентом Касым-Жомартом Токаевым в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года.

Выступая на открытии первой сессии Парламента VII созыва, Глава государства подчерк­нул, что с учетом масштабнос­ти и важности принимаемых докумен­тов потребуется разработка обширной законодательной базы для их реализации.

Четвертое. Верховенство закона и защита интересов граждан как основа доверия между государством и населением.

Возможность реализации граж­данином своих прав и свобод, верховенство закона во всех сферах жизни, взаимная ответственность личности и государства являются ключевым условием для построения эффективной экономики и благополучного общества. Ведь функционирование государства и социума на принципах права, законности, справедливости снижает риски для ведения бизнеса, улучшает качество жизни людей.

Перед нашим государством и обществом стоят задачи по повышению доверия к судебной системе и качеству правосудия, переходу к сервисной модели работы правоохранительных органов, защите интересов граждан и бизнеса, совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

Это направление является одним из ключевых для законодательного органа страны. В ходе текущей сессии депутаты Пар­ламента подготовили изменения и дополнения в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», Кодекс об админист­ративных правонарушениях и иные законодательные акты по вопросам модернизации судебной системы. Соответствующие законы уже приняты Парламентом и подписаны Главой государства. Инициированные поправки позволят гарантировать права граждан в судопроизводстве с участием государственных органов и обеспечить полноценное функционирование системы административной юстиции.

До конца текущей сессии будет принят еще ряд законопроектов. В частности, инициированные депутатами и направленные на защиту прав граждан и бизнеса поправки по вопросам защиты бизнеса, которые предусмат­ривают усиление гарантии предпринимательства от незаконного вмешательства в их деятельность (рейдерство), пересмотр порогов привлечения предпринимателей к уголовной ответственности за налоговые правонарушения. Соответствующее поручение было также дано Главой государства.

На совершенствование правовой системы направлены также инициированные депутатами поправки в законодательство по вопросам развития институтов внесудебного и досудебного урегулирования споров и другие проекты законов, которые находятся на рассмотрении Парламента.

Пятое. Комплексный подход к правам человека.

Следует отметить, что в модернизационной повестке Главы государства политические, граж­данские и социальные права рассматриваются комплексно. Их ключевыми элементами являются обеспечение безопаснос­ти и качества жизни граждан страны, удовлетворение их социальных потребностей. Право на качественное здравоохранение и образование, на безопасную экологическую среду, на труд, на доступ к цифровой инфраструктуре – это неотъемлемая часть прав и свобод человека. И пандемия коронавируса очень четко это проявила.

В то же время в период пандемии наблюдались проблемы в ряде жизненно важных социальных систем – здравоохранении, образовании, цифровой инфраструктуре. На новом этапе нам предстоит переосмыслить эффективность политики по этим направлениям с целью полного и качественного обеспечения прав наших граждан.

Формирование доступной и эффективной системы здравоохранения является приоритетным направлением государственной политики. Для повышения доступ­ности и качества медицинских услуг предстоит увеличить объем финансирования системы здравоохранения из всех источников до 5% от ВВП. Это будет достигаться за счет диверсификации источников, совершенствования тарифной политики, а также путем стимулирования привлечения частных инвестиций и государственно-частного партнерства.

Система образования и развитие человеческого капитала в постпандемический период должны стать ключевыми элемен­тами реализации нового курса развития страны. Поскольку именно образовательная сфера обеспечивает госуправление, бизнес и производственный сектор квалифицированными кадрами.

В этой сфере необходимо реализовать меры по преодолению разрыва в качестве образования между городом и селом, обеспечить 100-процентный охват детей дошкольным обучением и воспитанием, решить проблемы аварийных и трехсменных школ, построив до 2025 года 800 новых школ, обновить программы вузов и колледжей с учетом профессио­нальных стандартов, предпринять ряд других важных шагов.

Широкое использование цифровых решений стало ведущим трендом в период пандемии. Цифровизация является базовым элементом всех проводимых реформ. В современных условиях цифровые платформы являются ключевым элементом инфраструктуры здравоохранения, образования, правоохранительной и судебной системы, госуправления. Цифровизация базовых отраслей экономики необходима для достижения национальной конкурентоспособности.

Безусловно, масштабное преобразование социальной сферы, обновление ее инфраструктуры потребуют качественного и оперативного законодательного обеспечения, а также контроля со стороны Парламента за эффективностью проводимых реформ.

Кроме того, бережное отношение к ресурсам и рациональное потребление будут одними из ключевых трендов постпандемийного развития в мире и в Казахстане.

Важно формировать у казахстанцев культуру потребления, экологическое мышление и бережное отношение к окружающей среде. Предстоит создать условия для «зеленого» роста экономики и глубокой декарбонизации.

Экологическая повестка является приоритетной для Президента страны. По поручению Касым-Жомарта Токаева был разработан и принят Экологический кодекс, устанавливающий новые правила игры в сфере охраны окружающей среды. Прежде всего в кодексе был реализован принцип «загрязнитель платит и исправляет».

Важно отметить, что масштабные инициативы Главы государства в сфере экологии, такие, например, как посадка свыше 2 млрд деревьев в лесном фонде и населенных пунктах, можно реа­лизовать только при активном вовлечении гражданского общества, неравнодушных граж­дан и волонтеров.

***

Пандемия коронавируса, ставшая испытанием для всего мира, выступила катализатором политических, экономических и социальных процессов, ускорив трансформацию мировых систем.

В нашей стране она пришлась на новый этап политической и социальной модернизации, что только подчеркнуло свое­временность реформ. Беспрецедентные вызовы, с которыми в период пандемии столкнулась наша страна, указали на необходимость более широкого и активного вовлечения общества в обеспечение контроля над всеми сферами жизни.

Инициированные Касым-Жомартом Кемелевичем Токаевым реформы, направленные на совершенствование партийного и избирательного законодательства, создание условий для политической конкуренции, высвобождение потенциала гражданского общества, установление верховенства права и защиты интересов граждан, формирование гибкого, профессионального, «слышащего» потребности людей госаппарата, не следует рассматривать изолированно.

Они являются неотъемлемой частью широких модернизационных процессов в экономике и социальной сфере, конечная цель которых – построение справедливого общества ответственных граждан во имя прогресса страны и благополучия каждого казахстанца.

Нашей стране и ранее удавалось извлечь из кризисов позитивную энергию для выхода на новый виток развития. Одним из ключевых условий для этого является консолидация казахстанского общества вокруг программных целей и задач, сформулированных Главой государства.

Нет сомнений, что казахстанцы всецело поддерживают модернизационную повестку Президента Касым-Жомарта Токаева, так как она полностью соответствует интересам граждан и работает на благополучие и процветание нашей страны и всего общества.

Популярное

Все
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
«Мир казахов» пришел к англичанам
Семей: что показать туристам?
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Быть учителем непросто
История Галымжана Габдрешова воодушевляет
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуждают эксперты
Сенаторы требуют демонополизации рынка сотовой связи
Мажилисмены призывают не прощать закладчиков наркотиков
Степь цветет, радует глаз
Вклад АНК в построение Справедливого Казахстана обсудили в Павлодаре
Джигитам из Жамбылской области не было равных на XXIII чемпионате страны по кокпару
Рыбакина с огромным трудом обыграла Путинцеву
Ленка Газгольдер
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

О мужестве молодежи свидетельствуют документы
Желтоксан – это независимость
Общая победа всех казахстанцев
За вклад в процветание Казахстана

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]