«Марафон желаний» по новым правилам

4814
Людмила Макаренко

Закон о деятельности онлайн-платформ поможет избавить блогосферу от злоупотреблений и привьет ей традиции качественной журналистики.

коллаж Натальи Ляликовой

Известный журналист, политолог, общественный деятель и блогер Эдуард Полетаев обширный вопрос о регламентации дея­тельности цифровых платформ предлагает разделить минимум на четыре составляющие: экономическую, политическую, правовую и профессиональную.

– Обращаться к феномену блогерства законодательная власть стала не случайно, – объясняет основания для принятия в Казахстане Закона «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» Эдуард Эдуардович. – Его влияние на общественную жизнь в разных ее аспектах становится настолько значительным, что уже не может не беспокоить государство.

Похожие проблемы сегодня решаются и во внешнеполитичес­ком окружении. Не так давно в России разразился скандал с арес­том знаменитой инфоцыганки Елены Блиновской, зарабатывающей миллионы на «марафонах желаний» и скрывающей их от налогообложения. Следом, как по цепочке, потянулись прочие расследования о жизни всевозможных инстадив, тиктокеров, фейсбукеров, чьи финансовые успехи поражают не только свои­ми объемами, но и легкостью их достижения.

– Блогосфера становится сферой занятости и средством заработка для огромного количества людей, – продолжает эксперт. – Многие «уходят» в блоги, имея специальность и постоянную работу, потому что здесь они получают определенную свободу действий, могут реализовать свои интересы, в том числе коммерческие. Понятно, что топовые блогеры, представляющие на своих страницах имиджевый контент, делают это не бесплатно. И чаще всего работают они относительно легально. Во-первых, потому что налоговые органы все-таки обращают внимание на тех, кто особо заметен, а во-вторых, крупные компании, размещая рекламу у инфлюенсеров, требуют, чтобы те имели хотя бы статус ИП.

При этом, отмечает Эдуард Полетаев, существует весомый теневой сектор, где полно людей, которые гоняют так называемую «джинсу» – это термин из журналистики 90-х, когда СМИ старались скрывать рекламу под видом обычных статей. Термин устарел, а вот подход, который он описывал, – нет, и он активно используется в социальных сетях и мессенджерах.

Так что, кроме информационного влияния блогерства на общественную жизнь, наблюдается его воздействие на рынок труда, причем в большей мере на теневую часть.

– При всей разнородности и неуправляемости блогерского сегмента начинает происходить определенная его специализация, – считает Эдуард Полетаев. – Рыночные отношения даже в своей скрытой форме развиваются, и мы видим, что у блогеров появляются фактически редакционные мини-коллективы: они нанимают команды из помощников и сотрудников. YouTube-блогер, например, работает как минимум в паре с оператором. Все это увеличивает количество работников в теневом секторе, и, разумеется, государство это не может устраивать.

В дальнейшем, уверен спикер, требования к блогерам как к самозанятым гражданам будут ужесточаться. И это абсолютно справедливо в рамках норм равенства перед законом и общест­венной морали. Остается разве что открытым вопрос, какими средствами установить конт­роль над экономической частью деятельности блогосреды.

– Здесь найдутся свои решения, – считает Эдуард Полетаев. – Не исключено, что будет вменяться контроль за определенными банковскими операциями. Возможно, блогерам, зарабатывающим в Интернете, придется регистрировать юридическое лицо, чтобы находиться в легальном поле.

Амбассадоры «хайпа»

По оценкам исследовательской компании Global Web Index, среднестатистический интернет-пользователь проводит в Сети около шести часов в день, и это показатель превалирующего способа получения информации. Еще он означает, что у общества появляются новые формы прямого политического участия.

Лидеры мнения, или инфлюенсеры, – это примерно как живые бренды, которые своими предпочтениями влияют на выбор других людей. Но одно дело, когда инфлюенсер рекламирует турпакет или авиакомпанию, местный ресторан или фирменную одежду, и совсем другое, когда он влияет на политические убеждения и поведение своей многочисленной аудитории.

– Государство опять же не может оставить эту тему без внимания в интересах обеспечения безопасности и контроля, – говорит наш собеседник. – Воздействие популярных блогеров на потребительские предпочтения используется широко и едва ли имеет серьезные риски, но если они начнут формировать политический выбор, то ситуа­ция меняется. Известно ведь, насколько активно их сегодня подключают к решению задач совсем даже не коммерческого характера. Вспомним небезызвестные «арабскую весну» и серию «цветных революций» – там социальные сети сыграли не последнюю роль.

Политолог утверждает, что к политической повестке, которая стала просачиваться в соцсети, власти присматриваются не меньше двадцати лет. Вывод, который становится все более очевидным: киберпространство стало особой политичес­кой реальностью и некоторые виртуальные информационные каналы способны стать серьезным инструментом влияния на стабильность государства и его безопасность.

– Особенность ситуации сос­тоит в том, что в большинстве стран постсоветского пространства, и в Казахстане в том числе, значительная часть блогосферы имеет ярко выраженную общественно-политическую направленность, – продолжает эксперт. – А популярному блогеру, имеющему высокий социальный имидж, легко конвертировать его в политическое влияние. Что для этого нужно? Уверенность в себе, бесстрашие перед большой аудиторией – пожалуй, все. Поэтому в политической тематике частым явлением становится «хайп». Это заметно по так называемым блоговолнам, когда блогеры подключаются к обсуж­дению резонансных событий и массово распространяется информация ради создания желаемого общест­венного мнения.

Политический «троллинг» в соц­сетях – пример того же порядка. Можно припомнить дос­таточно случаев, когда с помощью блогерского давления дискредитировались знаковые фигуры: политические деятели, депутаты и госслужащие.

– Проблема, возможно, не столько в самом давлении, сколько в возможных последствиях, – развивает мысль Эдуард Полетаев. – Никто не может гарантировать, что очередная блоговолна не выйдет в офлайн-режим в виде каких-то социально-политичес­ких акций. Фактически блогерская активность, раскачивающая аудиторию в определенных целях, сродни подзабытым флешмобам. Но в отличие от митингов офлайн эти акции проходят без предварительных согласований с органами власти, они неподконт­рольны и никто не отвечает за последующий сценарий. Поэтому всегда есть опасность, что спонтанная политическая активность в интернет-пространстве может непредсказуемо развернуться.

Учиться и снова учиться

Развитие социальных сетей повлекло за собой интересный феномен сосуществования двух информационных сред – традиционной профессиональной журналистики и блогерства.

Доступный интернет-ресурс одним позволяет создавать прос­той публичный контент, другим – общественным активистам и политикам – использовать его как инструмент для популяризации своих мнений. И эти свободные возможности часто противопос­тавляются редакционной журналистике.

– Кстати, традиционная журналистика сейчас тоже переживает тяжелые времена трансформации, и в какой-то степени блогерская повестка это компенсирует – люди ищут там то, что не могут найти в традиционных массмедиа, – считает эксперт.

При этом Эдуард Эдуардович напоминает, что журналистика изначально была персональной, можно сказать, своего рода протоблогерством.

– Если вспомнить, как появлялись газеты в прошлом и позапрошлом веках, то окажется, что зачастую они были частным делом: один человек и учредитель, и редактор, и автор. Ситуация изменилась, когда государства подчинили СМИ своим интересам, в капиталистическом мире крупные издания находились в руках медиамагнатов. Теперь снова приходит сетевой персональный журнализм. Но это, на мой взгляд, нисколько не означает гибель традиционных источников информации. Скорее блогерство заставляет их видоизменяться. Возникающие в информационном пространстве новации, рост численности и влияния лидеров мнения в соцсетях ведут к тому, что воздействие их становится довольно серьезным, порой сопоставимым с ресурсом традиционных медиа, – отмечает он.

Эти обстоятельства тем более понуждают блогерство рас­ти, принимать общие правила игры, вступать с обществом и государством в нормативное взаимодействие.

– В настоящее время блогосфера переживает свою институализацию, – считает журналист. – И вполне закономерно, что на этом этапе к процессу подключается государство, принимая регламентирующие законодательные нормы. Делается это для того, чтобы наладить диалог и конструктивные взаимоотношения.

Пока блогерство не является профессией, но запрос на это у него несомненный. Деятельность блогера многофункциональна, и сейчас даже в среде высоких педагогических кадров в Казах­стане она рассматривается в качестве профессии для возможного внесения в официальный реестр.

– Хотя, думаю, потребуется время, чтобы включить этот род занятий в состав профессий интеллектуального труда, – считает Эдуард Полетаев. – Блогерство остается объектом многочис­ленных споров относительно и правового статуса, и описания деятельности, и учета дохода, и многого другого.

Другая опасность для блого­сферы, по мнению спикера, заключается в его же преимуществах.

– Дело в том, что развитие социальных сетей – довольно гибкое явление, – заключает Эдуард Полетаев. – Мы не можем знать, что ждет популярные площадки вроде Facebook, Telegram, Instagram – сколько они еще просуществуют. Известно, что случилось с ЖЖ и «Одноклассниками» – они потерялись в конкуренции. Так и вся действующая система коммуникаций в Интернете может быть побита какой-нибудь новой площадкой, или она трансформируется во что-то еще более продвинутое. Это может быть искусственный интеллект, который рассматривается как серьезная конкуренция не только блогерам, но и традиционным СМИ. Некоторые порталы уже используют его для составления информационных сообщений. Мне представляется, при таких угрозах для будущего блогосферы и массмедиа им, чтобы выжить, следует кооперироваться.

Популярное

Все
Воплощают на деле бизнес-идеи
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Дружба – мотив серьезный
Год большой работы и серьезных наград
Эволюционирует «ныряющая» нить
Майк Тайсон ударил Джейка Пола на финальной дуэли взглядов
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Полный текст выступления президента на первом Форуме работников сельского хозяйства
Спрос на автогаз превышает предложение
Токаев назначил ряд послов
Ерлан Карин встретился с делегацией Вьетнама
Путешествие длиною в жизнь
Миссия – создавать учебники
Врачи приближают заветные мечты тысяч семей
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Аудит проверил стройку
Песочницы за два миллиарда
У коммунальщиков – свой светофор
«Холодное сердце» Мангистау

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]