
Озвученное решение о превращении Шымкента в крупный мегаполис и агломерацию возлагает на вуз особую миссию – сформировать в южном регионе мощный научно-образовательный центр, развивающий интеллектуальный потенциал всей страны.
Масштабные задачи требуют обновления системы управления, внедрения новых механизмов менеджмента, создания современных инновационных структур. Основа трансформации управления в высшем учебном заведении – переход к академической и управленческой автономии. Для региональных вузов данный вопрос принципиально важен в силу того, что специфика развития регионов, изменения локальных рынков труда создают определенные риски и требуют принятия своевременных и адекватных решений.
В автономном вузе необходимо создание корпоративной культуры, ориентированной на изменения. Особое значение приобретает стратегическое планирование с четким финансовым менеджментом. При этом переход к автономии в высшем образовании должен основываться на понимании внутренних потребностей вузов и ни в коем случае не может быть унифицированным.
До настоящего времени в вузах действовала коллегиально-преподавательская модель управления. Для наших высших учебных заведений более подходит попечительско-представительская модель, в которой ключевая роль принадлежит наблюдательным (попечительским) советам, в состав которых избираются представители всех заинтересованных сторон. А деятельность таких советов должна охватить все процессы, в том числе генерирование инноваций и передачу их в производственную среду.
Изменения в финансировании науки позволяют сформулировать и обосновать возможность реализации научной идеи, провести анализ концепции нового продукта и провести экспериментальную проверку осуществимости идеи. Но на создание опытного образца, выпуск опытной партии продукции средств у вузов недостаточно, и на этом этапе многие перспективные разработки просто прекращают продвижение на рынок. Решение данного вопроса вузы во многом связывали с участием в работе региональных технопарков, взаимодействие с которыми на деле оказалось для вузов не выгодным.
Действующее в настоящее время монопольное положение НАТР МИНТ РК по созданию технопарков, отсутствие их базового финансирования, налоговых льгот и собственной опытно-экспериментальной базы сводят на нет все усилия университетов по коммерциализации своих научных разработок. Значительные проблемы возникают и при попытке университетов капитализировать свою интеллектуальную собственность в силу того, что уровень ее оценки реальным сектором экономики воспринимается с большим недоверием. От решения этих вопросов в большой степени зависит выполнение вузами задач по практическому внедрению результатов вузовской науки.
В ЮКГУ им. М. Ауэзова мы пошли на создание крупного опытно-производственного комплекса, включающего региональную испытательную лабораторию, научные институты, центры, лаборатории и производственные участки. В результате у ученых появилась реальная возможность апробировать результаты исследований, проводить промышленные испытания и создавать прототипы инновационной продукции. Мы ставим задачу – выйти на уровень формирования инновационно-интеллектуального кластера, усилив опытно-производственный комплекс технологическим и научным парками.
Достижение грандиозных целей, определенных Лидером нации, базируется на прочном фундаменте – национальной идее «Мәңгілік Ел», ставшей идеологическим стержнем Стратегии «Казахстан-2050». Призыв Главы государства к нашей молодежи стать частью единой и сплоченной команды, вдохновиться прекрасной мечтой о великом и процветающем Казахстане стал для молодых граждан нашей страны одним из важнейших моментов Послания.
Жумахан МЫРХАЛЫКОВ,
ректор Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова, член-корреспондент НАН РК