Фото Валерия Бугаева
В одном из магазинов областного центра довелось стать свидетелем беседы двух покупательниц. Одна, обращаясь к другой, сказала, что лично она больше доверяет казахстанским продуктам питания, так как свои производители на виду и с них можно учинить спрос. Вдобавок, отечественные продукты дешевле, в них меньше «химии» и красителей, чем в привозных. Теперь вот и таблички – "Сделано в Казахстане" – облегчают в магазинах выбор и поиск необходимого.
К этим словам можно добавить и то, что вольно или нет, но люди сегодня проявляют патриотизм, берут, по данным работников торговли, все чаще казахстанские продукты и товары, тем самым способствуя выполнению антикризисной программы Президента РК. Чтобы она реализовывалась планомерно, в Павлодаре и других городах области созданы штабы по выполнению поручения Главы государства, разрабатывается единый логотип "Сделано в Казахстане", проведены совещания с руководителями торговых предприятий.
Те, к слову, с пониманием отнеслись к привлечению внимания покупателей к местным товарам. По словам заведующего сектором координации потребительского рынка и сельского хозяйства павлодарского городского отдела предпринимательства Армана Асипова, первыми акцию подхватил гипермаркет "Greenwich", затем супермаркет "Метро". Директор по торговле ТОО "Атриум", одного из крупнейших торговых комплексов Павлодара, сообщила участникам рейда о том, что "в четырех торговых точках компании предпочтение отдается отечественной продукции: 70% всех товаров – казахстанского производства, 80% скоропортящихся продуктов – от местных производителей. К примеру, только 5–6 видов колбас завезено из России. Жители больше покупают местную молочную продукцию – натуральную и экологически чистую. После призыва Президента страны заметно возрос интерес к отечественной продукции.
В магазинах города Аксу также появились полки с отечественными товарами и с сопровождающими их табличками "Сделано в Казахстане". Комментируя эту новацию, директор супермаркета "ФудМарт" Сергей Мельник сказал, что они всецело поддерживают акцию, инициированную Президентом РК. Для отечественных товаров в магазине открыты отдельные секции. Реализуемая супермаркетом продукция качественная, всегда свежая и экологически чистая. Поэтому покупатели, придя в "ФудМарт", первым делом направляются в секции с табличками "Сделано в Казахстане".
Это же подтверждает и жительница Аксу Маржан Алимжанова, которая сказала, что цены на казахстанские продукты вполне доступные и качество хорошее. И что сейчас заходишь в крупные магазины города и сразу видишь таблички с надписями "Сделано в Казахстане". Это очень удобно для покупателей.
Рейдовая бригада журналистов посетила и крупные рынки областного центра. В основном здесь торгуют казахстанской и местной мясо-молочной продукцией, копченостями, растительным и сливочным маслом, рыбой, овощами и фруктами, картофелем, хлебо-булочными изделиями. Привозные, наряду с отечественными, – конфеты и консервы. Но все же в общем объеме преобладают казахстанские продукты питания. Эта монополия, скорее всего, и стала причиной того, что здесь отсутствуют таблички "Сделано в Казахстане". Дескать, и так все ясно. Но, похоже, и на рынках придут к стандарту данной акции.
По информации областного управления предпринимательства, торговли и туризма, индекс потребительских цен в январе 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года в регионе составил 100,6%. Наблюдается небольшое подорожание овощей и фруктов. На гречневую крупу, картофель, мясо птицы цены, наоборот, снижены. Подешевел казахстанский рис. Отмечено снижение цен на мясо. Помимо этого ведется мониторинг 33 продуктов первой необходимости, мясной продукции, овощей. В области производят около 85% товаров продуктового ассортимента, включенных в перечень социально значимых. Они поступают и в 31 социальный магазин региона, в том числе и те, что в сельской местности. И тоже под маркой "Сделано в Казахстане".