​Нацбанк: «Финансовая устойчивость банков выросла»

1649
Михаил Егорин

Реализованная Национальным банком Республики Казахстан Программа повышения финансовой устойчивости банковского сектора позволила оздоровить банковскую систему и создать предпосылки для активизации кредитной активности в экономике.

Об этом в интервью «Казахстанской правде» рассказал директор Департамента надзора за банками Национального банка Казахстана Олжас Кизатов.

– Олжас Толегенович, в прошлом году Национальный банк разработал и реализовал Прог­рамму повышения финансовой устойчивости банковского сектора. Можно ли сегодня говорить о предварительных результатах этой масштабной работы? Нас­колько эффективными стали принятые меры, в том числе в части повышения кредитной активности банков?

– Совершенно верно, в прошлом году Национальный банк успешно реализовал названную Вами прог­рамму. Ее главной целью было оздоровление банковского сектора с активным вовлечением средств акционеров банков для снижения уровня неработающих кредитов и создания условий для дальнейшего роста кредитования экономики. Уже сегодня можно конста­тировать, что своевременная поддерж­ка крупнейших банков страны показала свою эффективность. Банки списали основную долю плохих кредитов и начали кредитовать экономику.

В результате реализации Прог­раммы оздоровления банковского сектора существенно изменилась капитализация банков. За 2017 год и 4 месяца 2018 года регуляторный капитал вырос на 518 миллиардов тенге (16%), составив 3,7 триллио­на тенге. Вместе с увеличением капитала банки снизили размер рисковых активов, что в совокупности привело к росту достаточности капитала (к2) с 16,3% на начало 2017 года до 21,5% на 1 мая 2018 года.

Об улучшении финансового положения банков свидетельствует также то, что на 1 апреля 2018 года банками сформировано провизий на сумму 517 миллиардов тенге, а размер списанных займов составил 690 миллиардов тенге. Кроме того, банками приняты меры по улучшению качества активов банков на общую сумму 674 миллиарда тенге.

Кроме того, наблюдалась выдача займов банками – участниками программы с учетом реструктуризации заемщиков на сумму порядка 865 миллиардов тенге, в том числе субъектам малого и среднего бизнеса – 315 миллиардов тенге, корпоративному бизнесу – 329 миллиардов тенге, физическим лицам – 222 миллиарда тенге. При этом проблемная задолженность (NPL) в этих банках находится на таргетируемом уровне, то есть не превышает 10% от ссудного портфеля.

– Верно ли утверждение, что в рамках программы государство впервые разделило свои риски с акционерами банков? Ведь раньше все расходы по поддерж­ке банков ложились на плечи государства.

– Да, действительно, как я уже отмечал, особенностью этой прог­раммы от ранее реализованных государственных программ поддержки банков является солидарное участие акционеров. Акционеры БВУ на солидарной основе в течение 5 лет должны принять меры по докапитализации банков на сумму 421 миллиард тенге. Кроме того, меры по улучшению качества активов, такие как реабилитация заемщиков, принятие дополнительных залогов, взыс­кание задолженности, должны составить сумму более 1,2 триллиона тенге.

Следует отметить, что, участвуя в программе, акционеры банков взяли на себя достаточно весомые обязательства не только финансового характера. Они должны обеспечить эффективное функционирование финансового института в соответствии с бизнес-моделью, которую они защищали в Национальном банке на этапе вхождения в программу, и расширение кредитования приоритетных отраслей экономики.

В случае дальнейшего ухудшения финансового положения банка программой предусмотрена возможность конвертации субординированного долга в капитал банка с размыванием доли дейст­вующих акционеров.

– Можно ли сказать, что прог­рамма в первую очередь помог­ла простым вкладчикам участ­вовавших в ней финансовых институтов?

– Однозначно, в условиях оздоровления банковского сектора важную роль сыграло наличие существенного объема обязательств банков перед населением, государственными и частными компаниями. В случае ухудшения их финансового положения потери могли бы понести как частные и государственные компании, так и население, а также малый бизнес. Между тем примененный нами подход позволил повысить устойчивость банков при том, что господдержка финансовым институтам предоставлена на возвратной основе. В целом реализация программы имеет важное значение для сохранения стабильности финансовой системы и состояния экономики.

– Важной частью программы является усиление регуляторного мандата Национального банка, введение риск-ориентированного надзора. В какой стадии находится внесение в законодательство соответствующих изменений?

– Действующий надзорный инст­рументарий Национального банка является ограниченным и формализованным. Сегодня Национальный банк, выявляя операции банков по выводу активов, не имеет возможности приостановить их, если формально не нарушаются требования законодательства.

В этих целях с 1 января 2019 года будет внедрен риск-ориентированный надзор, в рамках которого Национальным банком будет использован институт мотивированного суждения, предусматривающего принятие превентивных мер в случае возникновения рисков. Другими словами, регулятор получит возможность предотвращать возникновение кризисных ситуаций в банках, не дожидаясь ухудшения их финансового положения.

Так, Национальный банк намерен использовать мотивированное суждение в четырех областях: согласование менеджмента и акционеров; оценка адекватности созданных провизий (резервов); определение лиц, связанных с банком особыми отношениями; оценка систем управления рисками и внутреннего контроля.

Важно отметить, что введение надзорного суждения не расширяет текущие надзорные полномочия Национального банка. Основные изменения произойдут внутри действующего периметра регулирования банков. Фактичес­ки произойдет упорядочивание надзорных инструментов Национального банка и оснований для их применения. Соответствующий закон уже подписан Главой государства 2 июля т. г.

– Расскажите на простом гипотетическом примере, как будет действовать Нацбанк в вопросах урегулирования проблем в банке, если получит расширенные регуляторные полномочия?

– Текущий надзорный процесс отличается формализованностью, что снижает его эффективность. Например, в банке «А» могут наблюдаться признаки вывода активов через кредитование связанных лиц и под нетвердые виды обеспечения. При этом Национальный банк не имеет возможности вмешаться и приостановить операции по выводу активов, если со стороны банков не нарушаются пруденциальные нормативы и иные требования законодательства Республики Казахстан. По сути, пока регулятор не найдет формальный повод, вмешаться в деятельность банков и ограничить проведение сомнительных операций становится сложным.

Теперь, после перехода на риск-ориентированный надзор, регулятор не будет ждать формального нарушения пруденциальных требований и сразу ограничит проведение сомнительных операций, что, несомненно, будет способствовать устойчивости финансового института за счет превентивного вмешательства и ограничения рис­ковых операций.

Более того, будет усилена уголовная ответственность менеджмента и акционеров банков за проведение таких рисковых операций и доведение банков до неплатежеспособности.

– Некоторые участники финансового рынка опасаются, что «регуляторное суждение», которым планирует оперировать Нацбанк в вопросах оценки кредитной деятельности банков, качества их активов, может быть субъективным. Каким будет механизм урегулирования возможных споров?

– Имеющаяся критика со стороны банков в отношении введения мотивированного суждения касается вопросов наличия возможного субъективизма у сотрудников Национального банка, которые будут использовать мотивированное суждение. Это является основной причиной опасения со стороны банков и других финансовых организаций. Тем не менее редакция вносимой в законодательство поп­равки предполагает достаточно понятный и открытый механизм его использования и возможность его обжалования как в досудебном, так и судебном порядке. При использовании суждения будут соблюдены принципы законности, обоснованности, объективности и единообразного подхода.

При этом важно подчеркнуть, что суждение регулятора может быть использовано как для ужес­точения надзорного процесса, так и для его послабления, например, при незначительном несоответствии формальным требованиям.

Мотивированное суждение это не просто мнение одного сотрудника Национального банка, а обоснованное профессиональное мнение коллегиального органа Нацбанка, руководить которым будет один из заместителей председателя Национального банка с участием руководителей соответствующих подразделений. Мотивированное суждение будет являться основанием для применения надзорной меры.

Учитывая, что надзорное суж­дение является мнением Национального банка, для минимизации рисков ошибочных суждений законопроект детально регламентирует процедуру применения надзорного суждения и досудебного обжалования. На начальном этапе при подготовке надзорного суждения его проект подлежит ознакомлению банком в течение не более 5 рабочих дней. Затем надзорное суждение рассматривается коллегиальным органом Национального банка, и по результатам рассмотрения Национальный банк вправе применить меру надзорного реагирования (письменное предписание), которая вступает в силу в течение 10 рабочих дней. При несогласии банка с мерой надзорного реагирования финансовый институт вправе предоставить письменные возражения, которые будут рассмотрены правлением Национального банка в течение 10 рабочих дней. Мера надзорного реагирования вступает в силу после рассмотрения возражений. Таким образом, общий срок реали­зации надзорного суждения составляет 25 рабочих дней. При этом банки как и прежде могут в судебном порядке обжаловать мотивированное суждение и иные решения Национального банка.

Мы считаем, что указанные процедуры принятия надзорных решений по мотивированному суждению максимально прозрачные. У финансовых организаций будет достаточно времени для обжалования проекта решения уполномоченного органа. Еще раз хотелось бы отметить, что финансовое сообщество полностью поддержало предложенный механизм использования нового надзорного инструментария в виде мотивированного надзорного суждения.

– Каков Ваш прогноз развития банковского сектора на средне­срочную перспективу? Стоит ли ожидать консолидации рынка, объединения его участников?

– На сегодня ситуацию в банковском секторе страны можно с уверенностью охарактеризовать как стабильную. При этом важную роль в стабилизации банковского сектора сыграла принятая прог­рамма поддержки устойчивости банковского сектора. В средне­срочной перспективе наиболее актуальным вопросом развития банковского сектора остается восстановление кредитования экономики.

В целом в случае объединения финансовых организаций это будет иметь положительную синергию, так как образовавшийся банк может использовать широкий спектр преимуществ, которые возникают вследствие объединения ресурсов банков. В частности, аргументами в пользу консолидации банков можно назвать экономию на масштабах, снижение административных, маркетинговых и прочих расходов за счет централизации функций, расширение перечня финансовых услуг, увеличение доли рынка, географической диверсификации своего бизнеса, повышение эффективности управления и так далее.

Таким образом, экономия от масштабов будет выражаться в том, что размеры банка, диверсификация продуктов и услуг, узнаваемость бренда банка позволят получить дополнительные выгоды от перекрестных продаж большего числа банковских продуктов большему числу их потребителей. В результате можно рассчитывать на укрепление финансового положения банка, его капитализации, эффективности работы на рынке.

– В рамках реализации инициа­тив Главы государства какую работу проводит Национальный банк по обеспечению долгосрочного кредитования экономики? Какие меры будут реализованы регулятором по расширению фондирования БВУ?

– Расширение доступа банков к долгосрочному фондированию по приемлемым ставкам является одним из важных приоритетов в работе Национального банка. Наличие финансовых ресурсов у банков – это ключевое условие активизации кредитного процесса, а следовательно – развития экономики страны в целом. Для обеспечения экономики длинным фондированием и расширения кредитования экономики уже реализуется и в ближайшее время будет реализован ряд мероприятий.

Во-первых, во втором полугодии начата реализация программы ипотечного кредитования «7 – 20 – 25», в рамках которой предполагается расширение рынка ипотечного кредитования на сумму 1 триллион тенге в течение пятилетнего периода.

Во-вторых, удлинению сроков фондирования банков будет способствовать покупка Национальным банком облигаций банков со сроком обращения 5 лет. Общий объем привлечения денежных средств в рамках этой программы составит 400 миллиардов тенге в 2018 году. Половина этого объема – 200 миллиардов тенге – будет обеспечена за счет средств ЕНПФ.

Третье – введение сберегательных депозитов, которые также будут способствовать удлинению сроков фондирования банков и расширению долгосрочного кредитования банками экономики.

Указанные денежные средства также могут быть направлены на расширение кредитования реального сектора экономики.

Этот комплекс мер в случае его эффективной реализации позволит существенно расширить возможности банков по кредитованию экономики.

Популярное

Все
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
Чтобы обрести успешное будущее, необходимо помнить уроки прошлого
Производственный парк строится в Туркестане
Мисс Казахстана стала амбассадором театра
Семь километров ради будущего Арала
Какой должна быть взаимосвязь искусственного интеллекта и права?
Мемориал жертвам репрессий предлагают открыть в Атырауской области
Дожди мешают земледельцам, но не отменяют посевную
Строительство АЭС гарантирует устранение дефицита электроэнергии
Нужно учиться хорошему, отвергая все плохое
Паводок увеличил... жилую площадь
Корейский опыт цифровизации применят в Казахстане
О рыбах и Транскаспийском транспортном маршруте
Ставки высоки: как изменятся правила игры для банковского сектора?
Инвесторов из ОАЭ пригласили к сотрудничеству
Около 5 млрд тенге выделено Жезказгану на строительство коммуникаций
Пенсионные накопления: управлять самому или доверить государству?
Имя погибшего полицейского будет носить кадетский класс
От олимпийского «серебра» до полного комплекта наград
Символ труда и честности
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Октай Букейхан – забытый первый казахский геолог-разведчик, коллега Каныша Сатпаева
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Астана и Париж «сверили часы»
Три сирийских силовика заочно приговорены во Франции к пожизненному заключению
Диас Аубакиров пробился в финал самого престижного в мире чемпионата по брейкингу
«Стартапы могут работать с гигантами»: ERG провела первый форум промышленного IT в Казахстане
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
Казахстанцам не стоит опасаться последствий прорыва дамбы в Китае
Как минимум семь казахстанцев выступят в основной сетке Roland Garros
За аферу с ЕНТ осуждены двое жителей Уральска
Для пострадавших от половодья жителей СКО власти приобрели 31 квартиру
Возобновлено движение на автодороге «Екатеринбург – Алматы»
О подходах к проблемам, поднятым Президентом на третьем Национальном курултае, высказался известный криминолог Куат Рахимбердин
Президент Казахстана скорбит в связи с кончиной академика Шарманова
Qarmet купил завод по утилизации автохлама
Умер легендарный академик Торегельды Шарманов
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Штурмовики идут в бой с пехотой
Ветеранам – везде почет
Успех летчика куется на земле
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Детей растить и Родину защищать
Советника посла Казахстана в ОАЭ срочно отозвали
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского
Международный день музеев отмечается в Казахстане

Читайте также

«Жасыл Ел» собирает молодежь
Около 5 млрд тенге выделено Жезказгану на строительство ком…
В СКО засеяно больше половины запланированных площадей
Два государства для двух народов

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]