Национальный рейтинг лучших вузов Казахстана-2020

11725
Шолпан Каланова, президент Независимого агентства по обеспечению качества в образовании – Рейтинг, профессор, д. п. н.

С помощью рейтингов осущест­вляется сравнение уровня вузов и образовательных программ по параметрам, отражающим все аспекты предоставляемого образования и их деятельности, а также с точки зрения экспертов, работодателей, студентов и выпускников вузов.

Начиная с 2008 года двенадцатый год подряд Независимое агентство по обеспечению качества в образовании – Рейтинг (IQAA-Ranking) публикует результаты рейтинга лучших высших учебных заведений Казахстана, который основан на международных стандартах ранжирования высших учебных заведений.

Президент страны Касым-Жомарт Токаев, выступая на третьем заседании Национального совета общественного доверия 27 мая 2020 года, подчеркнул необходимость развития конкуренции между вузами. Одним из инструмен­тов развития конкуренции является проведение рейтингов вузов и их образовательных программ, которые завоевали свою популярность как у нас в Казахстане, так и за рубежом.

Целями проведенного сотрудниками IQAA-Ranking рейтингового исследования являются ответы на следующие вопросы:

– предоставление общественности информации для принятия решений (абитуриентам и их родителям, политикам, фондам, работодателям, международным организациям);

– содействие в развитии конкуренции между высшими учебными заведениями;

– стимулирование вузов по улучшению их деятельности, это касается результативности обучения, исследовательской работы, международных обменов, качества работы профессорско-преподавательского состава;

– оценка деятельности вузов работодателями, экспертами, студентами и выпускниками.

Разработанная агентством методология исследования многомерного Национального рейтинга вузов научно обоснована и одобрена международными экспертами в области высшего образования на конференциях Международной обсерватории по академическим рейтингам и превосходству (IREG) в Шанхае и Братиславе. Она была опубликована в научных журналах Higher Education in Europe (Лондон) и Journal of Higher Education (Шанхай), рассмотрена в книге известного эксперта по высшему образованию профессора Э. Хейзелькорн «Рейтинги и трансформирование высшего образования» (Ирландия).

В нынешнем году, в отличие от предыдущих исследований, где многомерный рейтинг включал в себя десять различных подрейтингов и состоял из 6 индикаторов (индикатор 1 – разнообразие контингента студентов; индикатор 2 – результаты обучения студентов; индикатор 3 – академические кадры; индикатор 4 – НИР и инновационная работа; индикатор 5 – международное сотрудничество; индикатор 6 – информационное обеспечение), в ранжирование включен дополнительный индикатор 7 – результаты трудоустройства выпускников.

Кроме того, помимо репутационных оценок со стороны экспертов и работодателей, в текущем году в исследование включены такие дополнительные индикаторы, как оценки студентов, которые учатся в данный момент в вузе, и оценки выпускников учебных заведений. Таким образом, в данное исследование добавлено три новых параметра.

Методология включает оценку деятельности вуза как по данным, предоставленным вузами, так и полученным из независимых источников по статистическим сведениям и показателям (более подробная информация представлена на сайте www.iqaa-ranking.kz).

Академические показатели вузов составляют 80% от общей суммы в 100%, включая трудоустройство выпускников. 20% от общей суммы приходится на репутационную оценку вузов казахстанскими и зарубежными экспертами в сфере высшего образования, репутационную оценку работодателей, оценку вуза его выпускниками и студентами. На каждую оценку приходится по 5% от общей суммы. Более подробно с методологией и распределением весовых процентов по индикаторам и критериям можно ознакомиться на сайте агентства www.iqaa-ranking.kz. Результаты Национального рейтинга 2020 будут дополнительно опубликованы в электронном виде на сайте www.egov.kz.

Опрос экспертов, работодателей, студентов и выпускников вузов проводился анкетированием по электронной почте, ответы были получены более чем от 500 работодателей, 3 000 студентов и 2 000 выпускников вузов.

Уровень подготовленности выпускников казахстанских вузов проведен путем опроса представителей работодателей (национальные компании, крупный, средний и малый бизнес, ассоциации), а также центральных государственных и местных исполнительных органов.

В адрес компаний, организаций и ассоциаций работодателей по электронной почте было разослано более 2 500 анкет, получено свыше 20% заполненных анкет. Также был проведен опрос министерств и акиматов посредством курьерской почты и онлайн-анкетированием на сайте агентства.

Наиболее активно в опросе участвовали Министерство национальной экономики, Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство торговли и инте­грации, Министерство индустрии и инфраструктурного развития и другие. Среди местных исполнительных органов наиболее большой вклад в оценку деятельности вузов сделали акиматы Акмолинской и Жамбылской областей, АО «Қазақстан темір жолы» и другие.

В связи с этим выражаем искреннюю благодарность вышеуказанным центральным государственным и местным исполнительным органам за активное участие в анкетировании.

Результаты институционального Национального рейтинга лучших вузов Казахстана были утверждены Советом по рейтингам, возглавляемым председателем Попечительского совета IQAA, профессором Кулекеевым Ж. А.

Помимо институционального рейтинга, агентство начиная с 2013 года проводит рейтинг образовательных программ вузов. Его методология и развернутые результаты представлены на сайте www.iqaa-ranking.kz.

В текущем году вузами представлены данные по более чем 800 образовательным программам по бакалавриату и магистратуре. Лидерами по количеству принявших участие в ранжировании образовательных программ являются:

1. Казахский национальный университет имени аль-Фараби – 156 программ.

2. Карагандинский государственный университет имени академика Е. А. Букетова – 147 программ.

3. Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова – 101 программа.

4. Алматинский технологичес­кий университет – 38 программ.

5. Карагандинский экономичес­кий университет Казпотребсоюза – 33 программы.

Наиболее популярными образовательными программами уровня бакалавриата для вузов оказались экономические программы, в которых участвовало от 11 до 14 вузов, информационные системы, вычис­лительная техника и программное обеспечение (от 9 до 11 вузов), иностранный язык: два иностранных языка, юриспруденция, туризм, государственное и местное управление (от 9 до 12 вузов).

Составляя Национальный рейтинг лучших вузов, агентство совместно с вузами и стейкхолдерами провело сбор и анализ огромного массива информации, чтобы помочь абитуриентам в выборе «своего университета». Работодатели, государственные органы и все заинтересованные стороны смогут найти для себя актуальную информацию по представленным подрейтингам на сайте www.iqaa-ranking.kz.

Для казахстанских абитуриентов важно не только получить хорошее образование, выбрать правильно вуз, чтобы реализовать свои мечты, но и в течение времени обучения сформироваться как личности, получить возможность общения с интересными людьми, встретиться с профессионалами, с которыми и в дальнейшем можно сотрудничать по жизни!

Популярное

Все
Дроны вывели к табуну
В Усть-Каменогорске открылась резиденция Аяз Ата
Премию Namys вручили в столице
Будущее спорта рождается в селе
Технологии будущего создавать молодым
Это не просто стены!
Наступил сезон гололеда
Голова варит, и руки заняты делом
За соблюдение чистоты – трактор в подарок
Шампиньоны – в чемпионы
Новоселье под Новый год
Более 4 млн сельчан получат доступ к высокотехнологичной медпомощи
Верность заветам Бауыржана Момышулы и солдат Великой Победы
Слова благодарности – ветерану
Почти 800 домов возводят для очередников в Талдыкоргане
Тревожные мысли – первый признак опасности
Вырастить, сохранить, переработать
Вторая жизнь пластика
Почему подростки уходят из дома?
Наследие Смагула
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
Преемственность поколений – опора Satbayev University
Сверхвысотная башня Джидды уже достигла отметки в 80 этажей
Получи и путешествуй
Центр академического превосходства
Поддержка педагогов – инвестиция в будущее страны
Глава государства предложил создать совместную исследовательскую платформу в сфере устойчивого сельского хозяйства
Год за решеткой: нетрезвого водителя без прав осудили в Жезказгане
Стоит ли лишать свободы за все экономические преступления?
Касым-Жомарт Токаев прибыл в Санкт-Петербург
«Я казах от земли...»
Названы лауреаты премии «Еңлікгүл-2025»
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
Важный выбор студентов
Институциональным инвесторам дадут приоритет в недропользовании
Знание и осведомленность – самая надежная защита
В чем сила Павлодарского Прииртышья
Более 200 млн тенге похитили при ремонте Дома культуры в Жетісу
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Началось строительство сталелитейного завода
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Политика здравого смысла
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Президент Ирана прибыл в Акорду
Новый центр мировой металлургии
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]