Не имей 100 друзей

754
Ян Юрьев

Не претендуя на роль истины в последней инстанции, заметим, что драка парковщика и водителя стала идеальной иллюстрацией сразу всех процессов, проходящих в нашем обществе. Словно конфета со всеми вкусами из «Гарри Поттера» – одна лишь картинка, а сколько ярких деталей.

Отношения между людьми, отношение к автомобилям, к спорту, ожидания качественного сервиса и, конечно же, электронные деньги и технологии и заявление господина Бекшина как явление. Все – в одной картинке, которая, увы, наглядно демонстрирует, что между ожиданиями и реальностью у нас зачастую огромная пропасть.

Отдельная история – «переобувание блогеров на лету». Смена отношения к ситуациям и оценка героев менялись со скоростью звука. От тотальной поддержки до полной неприязни. И если была война Алой и Белой роз, противостояние болельщиков «Кайрата» и «Астаны», то теперь по разные стороны баррикад развела людей «Алтын Орда».

Нет другого такого рынка, о котором знала бы вся страна. И только неповоротливость и лень может объяснить, почему до сих пор единственный мерч, который появился в реальности, это табличка, написанная от руки на въезде на рынок: «Kaspi не принимаем». Такое заявление – само по себе вызов современному обществу. Но кассу могли бы собрать и худи с надписью «Парковщик прав» или значки «Водитель не виноват». Любой пост с таким выводом собирал
в социальных сетях тысячи комментариев.

Ни одна тема не может сравниться с этим бытовым, по сути, конфликтом, в мгновение ока разлетевшимся по социальным сетям.

Вкратце хронология конфликта такова.

Водитель джипа приехал на рынок «Алтын Орда» и не нашел общего языка с парковщиком, который запросил 100 тенге за стоянку. Предложенный вариант дать сдачи с 20 тыс. тенге или перевод на Kaspi не нашел одобрения. В итоге словесная перепалка переросла в драку, а драка – в эпичную погоню за уезжающим внедорожником. Острословы финальную битву сравнили с охотой на мамонта.

Однако вне веселых картинок сюжет полон драматических поворотов и смены симпатий. Вначале публикуется первая часть видео, из которой следует, что виноват парковщик, у которого вроде бы как и нож, и хамоватые претензии, и сдачи нет. Со слов водителя и вовсе беспредел: семья ехала за продуктами, а в итоге автомобиль разбили, на водителя напали и порезали. А нападавших было 40 человек – не меньше.

В сетях полыхнуло. Ведь и уровень сервиса ужасный, и требования странные, и клиентоориентированность – на нуле. Да и вообще, нужно ли было разжигать сыр-бор из-за 100 тенге?

Но в полной версии видео воп­росов становится больше. И все уже не так однозначно, получается, что водитель ведет себя не­адекватно, откровенно нарываясь на конфликт. И грубит, да и требовать с бедного парковщика сдачу с 20 000 – это издевательство.

Мы осознанно не будем обсуждать проблему языкового барьера, потому что блогеры и комментаторы умудрились разглядеть даже то, чего в этом конфликте не было. Стороны прекрасно друг друга поняли, и именно эта ситуация самая неприятная: когда все все понимают, но изменить ничего не могут.

Факт потасовки был выявлен в социальных сетях и привлек внимание полиции. Сами участники, что характерно, никаких заявлений друг на друга не подавали. Если, конечно, не считать заявления в социальных сетях, сделанные со стороны находившихся внутри внедорожника.

Для тех, кто не в курсе, сообщим, не растягивая повествование, что оба участники драки претензий друг к другу не имеют и уже помирились. Ну как помирились… После того как на обоих дело завели по хулиганке. Пресс-служба департамента полиции Алматинской области сообщила, что участники конфликта признали свои ошибки и принесли извинения друг другу. Повторимся, «мирись-мирись, больше не дерись» случилось только пос­ле того, как на обоих завели два уголовных дела по статье 293 УК РК «Хулиганство».

Что же в этой истории на самом деле привлекательного и поучительного?

Конечно же, начать надо с самой «Алтын Орды». Место парадоксальное и правдивое относительно качества жизни многих простых людей. Откройте любой сервис, где можно оставлять комментарии, и все поймете.

«Мне не нравится рынок сам по себе. Это ужасная атмосфера, где-то рыбой воняет, где-то одеждой грязной, которая целый день на улице стоит и поглощает всю пыль», – пишет Арман.

«Мясо и другие продукты сомнительного качества. Сертификат не хотят показывать или его и вовсе нет?! Очень грязно. Антисанитария! Самый грязный базар в Алматы показался», – пишет Серик.

«Вечная пробка, заезд платный, всегда мест для парковки недостаточно, продавцы обманывают на весах, а если говоришь, что со своими весами, то они говорят – другая цена», – пишет Гани.

Добавьте к этому комплексные проблемы. Развязка возле рынка – известный и проблемный объект. Паркинг, качество инфраструктуры и в целом происходящее здесь очень неприятно удивит тех, кто привык закупаться в супермаркетах. Но почему тогда даже люди на дорогих машинах продолжают приезжать в «Орду»?

«Все ,что нужно, найдете в «Алтын Орде». Дешевле барахолки», – пишет Алия, и отвечает сразу на все вопросы.

Не от хорошей жизни все так или иначе оказываются здесь. И именно такие рынки сильнее всего пострадали от карантинных мер. Ведь это не просто бизнес, но и образ жизни. Здесь не только покупают и продают. Здесь живут и выживают. Закрытие рынка даже на выходные – это не приостановление торговли, а приостановление жизни.

Поэтому совсем не странно видеть, что во время очередной вспышки люди на рынке без масок, в такой близости друг от друга. Разумеется, здесь никто и никогда не задумывается о чужих ожиданиях. Все, что кажется обыч­ным и привычным в верхней части города, здесь – избыточное качество. Просто лишнее.

В итоге кто выиграл в конф­ликте? Производитель автомобилей, возможно. Такая крепкая Toyota, что сорок человек ее били-били, да не разбили.

Не секрет, что автомобиль – заметный нынче фактор определения человека в социальной иерархии. Нет машины, это выглядит странно. Дешевая машина – обидно. Большая, очень большая машина – солидно-богато. Количество джипов на душу населения в больших городах не подается разумению. В Алматы нормальная практика – иметь машину выходного дня высокой проходимости для поездок на природу. В столице огромная машина, в которой каждый день по дорогам катают «воздух», – показатель статуса либо его вынужденная демонстрация.

Отсюда и заведомый соцреа­лизм: водитель джипа с парковщиком разговаривает не как с равным. Другое дело, что и парковщик, не лишенный чувства собственного достоинства, не дает себя в обиду. Ему это сложно объяснить, но для очень большого количества людей на таких рынках, живущих от кредита до кредита, такая машина – вещь недоступная. Настолько недоступная, что все их владельцы вызывают неприкрытое раздражение. Как можно честно заработать 100 000 долларов на машину, когда зарплата – 100?

Мы затронули в начале тему спорта. И не зря. Блогеры, обозревая случившееся, отметили, что физическая форма повлияла на эскалацию конфликта. Во джипе можешь ты не быть, но крепким парнем быть обязан. Шахматисты, пожалуй, сейчас взгрустнут, но сложно себе представить, как в данной ситуации мог бы подействовать такой навык, как вежливость?! Впрочем, шахматисты на то и мастера, что могут просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед.

Нет, дело здесь не в том, чтобы на всякий случай везде брать с собой 100 тенге. Это все равно что некурящему носить с собой сигареты, на случай что пристанут хулиганы. Предвидеть – значит просто не приезжать туда, где тебе не будет комфортно.

В нашем обществе есть удивительно немного вещей, которые объединяют большинство. И в таких конфликтах хорошо видно, почему хоккей любят больше, чем футбол, а бокс – больше всего на свете. Ведь как в футболе: тебя ударили, а ты сделай вид, что тебе очень больно. Полезешь в драку – удалят обоих. А так, немного покатаешься по траве и еще преимущество для команды получишь. То ли дело хоккей: в любой непонятной ситуации – дерись. Либо вызывай тафгая, парня, который подерется за тебя. Но только не вздумай терпеть.

Заметьте, никто из участников отечественной разборки не обратился в полицию. Хотя, казалось бы, разве это не цивилизованное решение – сделать заявление в правоохранительные органы, мол, не оплатил услуги, нанес побои, нецензурно выражался, номер машины записали, свидетели имеются. Но дело ведь не только в том, что связываться с такой схемой не хотят. Это в целом порицается. Вроде как слабак получаешься и ябеда.

Выиграл в этой ситуации, конечно, и банк. Посмотрите, но всего за несколько лет электронные деньги стали обычным делом. 10 лет назад штрафовали, если отказывался принимать оплату картой, а теперь, наоборот, наличных не допросишься. И сегодня граждане, неготовые принять или сделать такой платеж, выглядят еще страннее, чем соотечественники без автомобиля. Тут либо уж совсем все плохо с финансами, либо какие-то принципы невероятные внутренние. Это, несомненно, признание, когда платежная система становится социальным явлением. Пусть даже в такой неморальной ситуации.

Но если измерять случившее­ся и дальше стандартами современного цифрового мира, то могло бы ничего не быть. Платная парковка не вызывает уже культурного шока: не самое приятное, но привычное явление. И коль скоро это не только метод распределения парковочных мест, но и источник прибыли, логично, что такой сервис должен предусматривать и онлайн-оплату, и безналичные расчеты.

Но не с высоты джипа нужно рассуждать об «Орде». Этот рынок в этом месте и в это время – гармоничное явление. Такое, каким его создали люди. Люди, которых в итоге этот рынок и воспитывает. Зря иронизируют: не имей 100 друзей. Возможно, 100 тенге все бы решили разом и на месте. Но посмотрите, с каким азартом бросались под колеса коллеги парковщика, чтобы остановить автомобиль обидчика. Такое за деньги не купишь…

Популярное

Все
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Не только помощь, но и образ жизни
На пороге Нового Казахстана
Казахстан и Корея расширяют рамки программы добровольного выезда
Гигантский осетр из металла
Правительство отвечает
Не бойтесь проявить себя!
Нацелены на расширение партнерства
Снижая уровень жестокости
Устойчивый рост и большие планы
Кошкарата: очистить дно и берега
Бензин станет качественней
Ушел из жизни основоположник казахстанской школы диалектической логики
Конструктивный обмен мнениями
Вновь обострилась проблема водоснабжения сел
Стратегия опережающих действий
Системный подход дает результат
База для повышения конкурентоспособности
«Исцеление» за три сеанса
Сформировать мультимодальный логистический каркас
Политика здравого смысла
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
Филиал Челябинского госуниверситета в Костанае будет работать по стандартам Казахстана и России
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
В Улытау раскрыто 15 фактов кражи скота
Сделать работу сельских акимов эффективной
Различают только по погонам
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
Каменные идолы острова Пасхи оказались результатом соперничества независимых общин
В основе успеха – кооперация науки и производства
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
Глава государства принял участие в заседании Совета ОДКБ в узком составе
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Атака на КТК наносит ущерб двусторонним отношениям Казахстана и Украины – МИД РК
Урок от чемпионов: знаменитые спортсмены присоединились к антинаркотической акции в Астане
Отважного школьника наградили за поимку автоугонщика
Чтобы тайное стало явным
Началось строительство сталелитейного завода
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]