В Казахстане проходит Неделя памяти жертв Холокоста. Это цикл мемориальных и образовательных мероприятий, организованных Русским домом.
27 января в мире отмечают Международный день памяти жертв Холокоста. В этот день в 1945 году Красная армия освободила Освенцим. Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия, Украина, США, а их соавторами – еще более 90 государств.
День памяти установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года, хотя по факту все началось значительно раньше. Трагедия геноцида целых народов не появилась в одно мгновение. И даже несмотря на огромное количество художественных и научных работ, сегодня не существует единого мнения о причинах случившегося, его подлинных масштабах и о том, как следует чтить память и обустраивать музейные экспозиции.
Самый болезненный вопрос – ответственность сопричастных. Ученые высказывают разные мнения о причинах произошедшего. Почему такое масштабное и беспрецедентное уничтожение людей вообще стало возможным?
Сколько бы времени ни прошло с момента Второй мировой войны, Холокост продолжает оставаться одной из самых страшных ее трагедий.
Рассказывали, что генерал Федор Красавин, освобождавший Аушвиц, поседел в день, когда увидел лагерь. И это кадровый военный, который 4 года день за днем видел рядом с собой все ужасы войны. Аушвиц до сих пор поражает и исследователей, и всех, кто приходит туда как посетитель музея. Такого количества людей – более миллиона человек – в одном месте не было уничтожено больше нигде. Методично, жестоко. От младенца до старика. Поражает и циничность. Детская обувь, одежда, мешки с женскими волосами – все складировалось и тщательно сортировалось – блондинки, брюнетки...
Как это все показать сегодня? Как говорить об этом с подростками, детьми? Ни вещи, ни помещения в отрыве от реальных людей и их реальных историй не способны передать масштаб катастрофы. Когда мы перестаем слышать голос живого человека, видеть его трагедию, любой экспонат превращается в вырванный из контекста материальный артефакт.
Российский центр науки и культуры в Нур-Султане в память о трагедии организовал несколько онлайн- и офлайн-мероприятий. Так, Международная конференция «Холокост: память и предупреждение» с участием представителей Казахстана, России, Беларуси и Германии затронула несколько ключевых тем. Конечно же, главные из них: как человечество могло допустить подобные злодеяния, и как сделать, чтобы подобное не повторялось?
Может показаться, что Холокост напрямую нас не касается, и было это давно, и уроки усвоены. В Казахстане, ставшем местом ссылок и лагерей, есть, условно говоря, свои горькие темы и свидетели трагедии роковых 30–40-х годов, о которых говорят постоянно. Но время лечит иногда совсем не так, как нужно, и обращение к истории необходимо для будущего. Холокост – неотъемлемая часть памяти о Второй мировой войне. Забывая и отстраняясь от одной ее части, мы рискуем в целом забыть главные уроки. А невыученные уроки, как известно, история всегда заставляет повторять заново.
Переосмысление – важная опция, но со множеством побочных эффектов. Опрос, который провели казахстанские школьники, показал, что в каждом классе примерно треть учеников знает о Холокосте. Остальные либо затрудняются, либо вообще не могут объяснить, о чем речь. Охват опроса небольшой, но только представьте, что в каждом классе нашелся человек, который считает, что политика Гитлера в данном вопросе была правильной. Понятно, что здесь речь идет о незнании вопроса, а не о принципиальной позиции. Но есть повод задуматься и присмотреться к тому, что происходит в мире.
«Сначала они пришли за социалистами, и я молчал – потому что я не был социалистом. Затем они пришли за членами профсоюза, и я молчал – потому что я не был членом профсоюза. Затем они пришли за евреями, и я молчал – потому что я не был евреем. Затем они пришли за мной – и не осталось никого, чтобы говорить за меня», – это известная цитата из выступлений немецкого пастора Мартина Нимеллера, в которых он пытался объяснить бездействие и непротивление нацистам.
В ряде стран публичное отрицание Холокоста является противозаконным. В этом есть смысл, ведь сначала мы просто сжигаем книги, а потом…
– Мы заметили, что эта трагедия подвержена манипуляциям. Ретушируется произошедшее в те годы. Мы сейчас пытаемся пересмотреть историю, пытаемся находить слова оправдания участвовавшим. И это великий грех, – сказал на конференции киевский издатель Дмитрий Бурадо. – Так возникает страшная языческая иллюзия о том, что есть люди, объединенные национальным признаком, которые выше других людей. Эта трагедия унесла половину всего еврейского народа меньше чем за 10 лет. И это может произойти с представителями любой другой нации. Мы на грани. Если не преодолеем эту тенденцию, будем вынуждены погрузиться в мир злого язычества.
Именно поэтому сегодня нужно продолжать говорить о событии, которое невозможно вспоминать без содрогания. Это сложно, но необходимо. Чем дальше события Второй мировой войны уходят в прошлое, чем меньше живых свидетелей, тем важнее коллективная память.
«Расстреляли… Это значит, что людей согнали к ямам. На каждого наводили дуло винтовки, из которой вылетали маленькие пули, врезались в сердце, и люди падали мертвыми. Нет, не каждому попадали сразу в сердце или в голову, многих только ранили, и они погибали в страшных муках.
Оборвали тысячи жизней, не стало стольких молодых веселых парней, а названо все это одним словом: «расстрел». Раньше я никогда не представляла себе смысла этого слова. Да и «фашизм», «война», «оккупация» казались только словами в учебнике истории.
И теперь, наверно, люди других городов и стран, где нет войны и фашизма, тоже не понимают, не представляют себе настоящего смысла этих слов. Поэтому надо записывать в дневник все, что здесь творится. Если останусь жива – сама расскажу, если нет – другие прочтут. Но пусть знают! Обязательно!».
Это цитата из книги «Я должна рассказать», которую выпустила в 1965 году Маша Рольникайте. Эту книгу часто сравнивают с «Дневником» Анны Франк. Обе книги сначала были обычными дневниками, написанными девочками-подростками о своих мыслях и переживаниях, а в конце стали свидетелями страшных событий.
С 27 января 2022 года в столичном бизнес-центре «Москва» в рамках международной Недели памяти жертв Холокоста будет развернута выставка «Сон разума». Организаторы проекта обещают представить уникальную экспозицию.
Куратор проекта, руководитель культурных программ Русского дома Ольга Скальчук отмечает: «Мы стремимся показать и объяснить причины возникновения немецкого фашизма и нацизма как крайнего проявления человеконенавистничества. Мы хотим порассуждать вместе со зрителями, как и почему в просвещенной Германии, давшей миру Гете, Шиллера и Бетховена, появилась чудовищная людоедская идеология.
Этим продиктовано наше обращение к событиям, произошедшим в мае 1933 года в самом центре Берлина. Там, прямо рядом со всемирно известным Гумбольдтским университетом, по ночам запылали костры из книг. Творения Эриха-Марии Ремарка, Максима Горького, Эрнеста Хемингуэя в огонь подбрасывали студенты, профессора, домохозяйки, уже погрузившиеся в «сон разума».
Они не понимали, что уничтожают не просто книги. Они убивали гуманизм – основной генетический код человечества. Пройдет всего несколько лет, и это варварское невежество породит гетто и концлагеря, ввергнет мир в самую страшную и кровопролитную войну в истории…».
На выставке представлены работы и инсталляции современных художников, отражающие их взгляды на драматические события нашей общей истории и предупреждающие об опасности их повторения.