​Неизвестный Даурен-сал Кудабайулы

2964
Балнур Кыдырбек, композитор, лауреат Государственной премии РК

...Консерватория, 4-й курс. Лекцию по казахской музыке читает единственный доктор искусство­ведения в Казахстане, член-корреспондент АН КазССР Борис Ерзакович: «В казахской музыке есть два направления: инструментальная получила свое развитие в Западном Казахстане, а Центральному региону свойственна песенная культура». После лекции я поинтересовалась, чем знаменита музыка Жетісу (Семиречья). Хотя профессор открыто и не сказал, что в Жетісу нет музыки, его уклончивый ответ, что там хорошо развита традиция акынов, именно это и подразумевал. Я была в недоумении: на земле, прозванной казахами земным раем, – и нет музыки!.. Это разговор 40-летней давности, но для казахского музыкознания музыка Жетісу до сих пор продолжает оставаться неизвестным, незнакомым явлением...

Общественно-политическая ситуация ХVI–XVIII веков в Казахстане не позволяла заниматься художественным творчеством. Война с джунгарами превратила страну в сплошной фронт, где все население, от мала до велика, сидело в боевом седле. Использование музыки было мизерным: как сопровождение к поэтическим воззваниям акынов. Начиная с Шалкииза в ХVI веке, Жиембета-жырау, Кожабергена Толыбайулы­ в ХVIІ, Актамберды и Бухар-жырау в ХVIІІ все акыны имели свои личные напевы (сарын). Эта традиция нашла продолжение у Суюнбая, Майкота, Жамбыла. С тех грозных лет до нас дошли образцы нескольких песен, самая известная из которых – «Елим-ай». Именно ее можно назвать началом того большого пласта казахской музыки, которую мы зовем «Семиреченской школой», в ней заложены тетрахордические напевы, гексатонический лад и другие музыкальные элементы, свойственные песням Жетісу.

Первая половина ХІХ века стала наилучшим временем в истории края. Купцы Центральной Азии развернули мощную торговлю: из Жетісу перегоняли овец в Китай, Иран, а оттуда везли шелк, чай, фрукты. Хорошую продукцию начало давать земледелие. Благоприятные условия способствовали возвращению песни и становлению композиторской школы Жетісу, основоположником которой стал Даурен-сал Кудабайулы.

Он родился в предгорьях Алатау, в междуречье Большой и Малой Алматинки. Внук знаменитого бека Казыбека Тауасарулы, единственный сын своего отца Кудабая. Все дети Кудабая умирали в младенчестве. Были достаток и богатство, но не было наследников. Совсем разочарованный, когда ему было далеко за сорок, Кудабай познакомился с караван-баши из Ирана. С истинно казахским радушием принял его. Погостив с месяц, в знак благодарности перс отдал в жены своих дочерей-близнецов: одну – Кудабаю, а вторую – младшему брату Кудабая Турфану. Естественно, не бесплатно, в качестве калыма получил тысячи овец. В апреле 1817 года у Турфана родился сын Тайбагар, а осенью у Кудабая – сын Даурен.

Народная молва гласит, что Дау­рен был высоким, статным красавцем. Большие глаза, орлиный нос и переливающийся через край талант. Как и его друг, сверстник Суюнбай Аронулы, он был уже в 25 лет знаменит и удостоился звания «сал». Даурен как истинный сал-серэ не обращал внимания на повседневный быт, хозяйство. В 30 лет творчество его было известно на всей территории Жетісу, а легенда о длине его шелкового кушака – по всему Казахстану. Легенда гласила: «Өзі Іленің арғы жағына өткенде белбеуінің бір ұшы өзеннің бергі жағында жатады-мыс» (Когда он переходил на другой берег Или, конец его кушака продолжал оставаться на этом берегу).

Сегодня, когда говорят сал-серэ, перед глазами встает образ певца с домброй в руках. Даурен-сал пел свои песни в сопровождении кобыза. К концу ХІХ века вокальное сопровождение переходит к домбре, а кобыз используется для сольного исполнительства. Интонационно-ритмическая специфика песен Даурен-сала нашла свое продолжение в кюях Туктибая, Ауганбая, Досмаила, Калдыбека. Именно поэтому мы называем Даурен-сала Кудабайулы родоначальником Жетысуской композиторской школы.

Более чем из 100 песен композитора на сегодня мы точно знаем 32. Возможно, многие песни, известные как народные либо приписываемые другим авторам, являются его творениями. Но эти 32 ни с кем и ни с чем не перепутаешь: налицо яркий авторский почерк и неповторимость. Исследуя творчество Даурен-сала, ясно видишь его жизненный путь, ощущаешь состояние души. Песни композитора можно условно поделить на несколько групп. Начавшись с песен, полных юношеского задора, радости и счастья, со временем смысл сочинений обретает совершенно иную окраску: переходит в глубокую философию.

Писаный красавец, на которого заглядывались девушки и женщины, провел жизнь холостяком. Жениться на любимых было не суждено, а просто так он не стал. Остались только песни. Эту группу сочинений можно назвать любовной лирикой.

Один из первых образцов, дошедших до нас, – игривая, веселая «Екі-ай, бек», песня-обращение к сестрам Катипа и Жамал. Такого же плана и «Күләйша-ау, ләйлім». Даурен и девушка Куляйша полюбили друг друга. Отец девушки, богач из рода Ботбай-Бидас, узнав о ее встречах с красавцем, абсолютно никчемным в хозяйстве, пришел в ярость и быстро выдал дочь за сына другого богача. Лет через 30 Даурен случайно встретил свою первую любовь и был обескуражен: вместо стройной нежной девушки перед ним стоя­ла пожилая полная женщина, и только в тихой улыбке еще было что-то от Куляйши. В сочинении «Замандас», посвященном этой встрече, нет и намека на искрящееся веселье. Песня выдержана в спокойных тонах, нетороплива и отдает дань скоротечности времени.

Подавляющее большинство любовных песен Даурен-сала посвящено любви всей его жизни – Нурлыгайше из рода Жалаир-Кушик. Они встретились, когда Даурену было под сорок. Это была любовь навечно, даже в глубокой старос­ти акын с трепетом вспоминает в песнях светлый облик Нурлыгайши. Увы, девушку сосватали за другого, и вскоре должна была состояться свадьба. Влюбленные решаются на побег. Март. Беглецы не смогли перейти разлившуюся реку Или. Мутная, смешанная со льдом холодная вода унесла быст­рым течением и девушку, и двух лошадей. Ее сородичи схватили вышедшего на берег Даурена и бросили в тюрьму с намерением казнить.

Там Даурен-сал создал песню «Сары бидай», которая стала поворотным моментом в его творчест­ве. Композитор размышляет о роли и месте сал-серэ в общественной жизни, о своем предназначении, дает себе оценку («личность, как я, родится в сто лет один раз»). Даурена выкупил его двоюродный брат Тайбагар Турфанулы, заплатив роду погибшей девушки 300 лошадей-трехлеток.

Однако вершиной творчества Даурен-сала является не любовная, а природная лирика. Слушая песни композитора, ясно ощущаешь прохладу высокогорного джайляу, бесконечную широту степи, ковыль, который напоминает волны моря. В сочинении «Алматы, туған жерім» воспевается красота горных вершин Заилийского Алатау: Алматы, Талғар, Найзағара…

Ряд сочинений Даурен-сала можно назвать молодецкими песнями. Здесь нет конкретного адресата, нет имен, но есть отражение мировоззрения автора, его отношение к жизненным ценностям. Это шутка, сказанная друзьям (Сыпыра бойдақ), радость общения (Ахау­жар), богатырский, боевой клич (Ахау қарақ), назидание младшим братьям (Абзал-ай). «Керімсал-ай» посвящена акыну, мастеру айтыса Ажар. Даурен обращается к ней не как к красивой девушке, а с большим почтением, как к другу и талантливому коллеге. Анализируя эти песни, понимаешь, что их героем является один человек, верный своему слову, надежный друг, обаятельный, веселый и в то же время отважный джигит – это сам Даурен-сал.

1879 год оказался переломным в судьбе композитора. Летом Даурен поехал на праздник, который проходил на джайляу Көкайрақ, общем для казахов и кыргызов. Ему было 62 года, но он по-прежнему был красив и статен, в зените славы. Сюда же приехала 17-летняя кыргызская поэтесса Кырмызы. Какой же той без айтыса? Все с нетерпением ждали острого слова и колкостей Кырмызы. Но девушка, давно и беззаветно любившая известного акына, вместо айтыса прилюдно объяснилась ему в любви. Композитор, с одной стороны, весьма удивленный, а с другой – полный благодарности, сочинил тогда в ее честь песню «Сұрмерген». Три дня праздника прошли быстро, и девушка собралась уехать вместе с Дауреном. Кыргызы, посчитав себя оскорбленными и обесчещенными, жестоко избили знаменитого казахского акына. Эту историю через 100 лет отразил в своем романе «И дольше века длится день» Чингиз Айтматов как любовь поэтов Раймалы-ага и Бегимай.

Ущемленная гордость, незаживающие раны не позволяли Даурен-салу показываться на людях. Но судьба уготовила ему еще один удар. Внезапно скончался его брат и опора в жизни Тайбагар. Суюн­бай, Даурен и Тайбагар были неразлучными друзьями. Боясь гнева строгого, сурового Суюнбая, близкие попросили именно Даурена сообщить плохую весть. Дау­рен на 5–6 месяцев был младше Тайбагара и то ли в шутку, то ли всерьез называл его Көке. Весть о смерти Тайбагара он сообщил Суюнбаю новой песней «Көкем». Тогда же была написана «Жалғыз қалдым». Эти два сочинения окончательно установили новый стиль в творчестве Даурен-сала.

События на джайляу и смерть Тайбагара в одночасье превратили цветущего благополучного Даурен-сала в безразличного ко всему старика. Прекратились триумфальные поездки по всему Жетісу. Всегда равнодушный к хозяйству, он окончательно перестал интересоваться чем-либо. Некогда законодатель высокой моды в степи, теперь он сидел круглый год, укутавшись в один чапан. И только с кобызом не расставался ни на миг.

Сутью его творчества стала глубокая философия, а основной темой – размышления о жизни и смерти. Сочинения последних лет являются вершиной творчест­ва не только Даурен-сала, но и всей Жетысуской композиторской школы. Каждая из этих десяти песен – подлинный шедевр. Несмотря на пессимистическое содержание, поражают красота мелодических линий, своеобразие распевов, проникновенность лирики. Трудно слушать эту музыку без слез.

О невозможности повернуть время вспять, прожить заново жизнь повествует «Дүние-ай», полна воспоминаний, переживаний песня «Дүние – кер бұландай». «Заман-ай» повествует о скоротечности жизни, о ценностях, которыми не следует разбрасываться. Спустя 50–60 лет, во время репрессий 1930-х годов, а затем в войну ее пели всюду вместо причитаний, пели и плакали, пели и страдали. «Өтеді-ау, дүние» – творение, которому нет равных, которое надо слушать.

Произведение «Угәй-ай» стоит в этом же ряду. На сегодня многие его слышали в вальсовом ритме, в эстрадной аранжировке и знают как сочинение Жамбыла. Это не так. И «Угәй-ай» – не вальс, песня – написана в состоянии глубокой депрессии, под гнетом одинокой старости, это крик отчаявшейся души. Композитор задается вопросом: кто и что останется после его смерти, нет ни жены, ни детей...

Он оставил после себя целую композиторскую школу. Бейсебай Каратаев, Пышан Жалмендеулы, Шукитай Абдикеримов, Иса Тергеусизулы, Табия Каражанова, Омарқул Итаяков, Калка Жапсарбайулы, Садықожа Мошанулы, Капез Байгабылулы в чем-то повторили судьбу Даурен-сала. Их жизнь оборвалась трагичес­ки, в расцвете лет. Известным представителем Жетысуской композиторской школы стал Кенен Азербаев. Именно благодаря долголетию Кенен-ата мы сегодня знаем эти имена. Он донес до нас и свои сочинения, и их песни.

Есть несколько причин тому, что песни Жетісу оказались в забвении. 23 апреля 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление о перестройке литературно-художественных организаций. В нем говорилось о несоответствии духа пессимизма светлому облику социализма, вследствие чего под запретом оказалось подавляющее большинство казахских песен. Какую-то часть текс­тов переписали на новый лад, а многое со временем забылось, и большой пласт музыки утерян безвозвратно. И второй момент. В течение 50 лет фольклорные экспедиции, организованные консерваторией и Академией наук, направлялись по всем регио­нам Казахстана, в приграничные районы с Россией – всюду, кроме Алматинской области. Например, в знаменитой книге Александра Затаевича «1000 песен казахского народа» есть только 15 песен Жетісу, и то они были записаны в Ташкенте в исполнении Ораза и Фатимы Жандосовых.

...Конец 4-го курса. Подхожу к профессору Ерзаковичу: «Я за этот год собрала некоторый материал по песням Жетісу, записала на магнитофон и хотела бы заняться научной разработкой этой темы». Ответ профессора был странным: «Деточка, ты же композитор, используй эти песни в своем творчестве…»

Весной 1889 года не стало Дау­рен-сала. Тяжело переживший смерть старшего коллеги и кумира Жамбыл написал:

О жизнь, душу небесам

отдал страдалец.

Не имея ни хозяйства, ни скота,

И все же имя обессмертил

свое старец:

Твореньями, что манят –

как мечта.

И есть ли более желанья

Даурен-сала,

Чем сочинять – творить

под сенью древней ивы?..

О жизнь, песней красота твоя

предстала,

И не связать узорным пояском

ее разливы.

Уйдут из жизни

и многие Даурены,

Дойдет до всех серэ

напевный глас.

Потомства нет,

но рухнут даже стены

От этих песен,

что созданы для нас.

Младенца назовут

в степи Дауреном,

Он жизнь долгую,

быть может, проживет.

И все же Дау-ага звездой встает

над небом,

Чинара его песен листвой

в степи встает.

(Перевод Бахытжана Канапьянова, публикуется впервые.)

Ранее его мелодии прозвучали в «Реквиеме», состоящем из 7 час­тей, в котором также претворены произведения представителей Жетысуской школы Даурен-сала Кудабайулы, Шукитая Абдикеримова, Пышан Жалмендеулы, Исы Тергеусизулы, Табия Каражанова, Омарқула Итаякова.

Популярное

Все
Предотвратит пожары робот
22 золотые медали завоевали казахстанские боксеры
Профилактика коррупции – путь к справедливому и честному обществу
Запущен пилотный проект по осуществлению контроля в сфере образования
Спас людей из горящего дома
Когда помыслы и дела праведны
Кубок министра завоевали спортсмены КНБ
В Жастаре построили ферму XXI века
Прикосновение к великому наследию
Электрозаправок станет в два раза больше
Учитель нас проводит до угла…
Бахтияр Вагабзаде и казахская литература
Женщина может быть конкурентоспособной в любой сфере
Прощай, Диас...
«Слышащее государство»: новый импульс для развития отечественного машиностроения
Месили тесто для хинкали
Положительная динамика в строительной отрасли
Диспетчер не имеет права на ошибку
«Ауыл» – надежный голос народа
Верность родной земле
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
80% выпускников костанайских школ в этом году решили сдавать ЕНТ
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Если вы подверглись цифровой атаке...
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
Мединский сообщил, что Киев запросил переговоры между Зеленским и Путиным
Дожди с грозами накроют большую часть Казахстана
Фан-встреча с Димашем состоится в Лондоне
Тайны городского парка
Создана Специальная экономическая зона «Актобе»
Пять отраслей обеспечили шестипроцентный рост ВВП
Автопром Казахстана демонстрирует уверенный рост и расширяет компонентную базу
Жамбылский областной драмтеатр испытывает ряд трудностей
В столице прошел фестиваль «Түнгі Бозоққа саяхат»
Создана Академия юных исследователей
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Будущее – за цифровыми активами
Семья – духовный код нации
Как обезопасить себя от сексуальных домогательств на рабочем месте
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Жару сменят дожди в Казахстане
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Распоряжения Главы государства о назначении

Читайте также

Эффективный социальный лифт
В Талдыкоргане состоялся областной Гражданский форум
Дикий пляж – территория опасности
Особое внимание ВИЭ-проектам

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]